Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть I. После Гракхов

Владимир Герасименко (@Woolfen).

После серьезного внутриполитического кризиса, вызванного деятельностью братьев Гракхов в 110-х гг до н э., наступил период восстановления республики. Однако вместо того, чтобы возвестить мир и спокойствие, Республика сталкивается с рядом внешних проблем, которые спровоцируют внутренние кризисы и серьезно изменят природу Республики. Именно этот кризис предвещал первую гражданскую войну в Риме.

После того, как консул Луций Опимий подавил вооруженное восстание сторонников Гая Гракха в 121 г до н э., казалось, вот-вот начнется период жестокой реакции. Сам Опимий сделал все возможное, чтобы это было так, но многим не понравился энтузиазм консулов ​​и стоящих за ними консерваторов. В результате в следующем году консулами станет больше умеренных, один из которых был членом семьи Грация, а Опимий будет вынужден ответить в суде за свои действия по подавлению восстания. Его оправдают, но лучшая возможность закрутить гайки будет упущена.

Республика только что пережила второй кризис подряд, приведший к конфликтам в городах, чего не случалось уже давно. Очевидно, что Рим нуждался в передышке от своих внутренних беспорядков, и усиление сил реакции вряд ли могло бы достичь этой цели и, вероятно, спровоцировало бы новое политическое движение, которое теперь было направлено против самой сути республики — Сената, этой власти. Да, законы Гракки в целом возмутили многих, но по отдельности они навредили лишь небольшой группе сенаторов. Ни законы Тиберия, ни Гая Гракха так и не были отменены, хотя сенаторы смогли сделать это в 110-х гг. Даже закон о выводе колоний в Африку, отмена положений которого вдохновила Гая Гракха на восстание, не был отменен полностью. Земельная комиссия провинции продолжила свою деятельность, но теперь вместо выделения земли колонистам она обследовала существующие земли, что могло бы оказать большую помощь в будущей колонизации Мали.

Проблема с законами Гракки заключалась не столько в их условиях, сколько в том, как братья их продвигали. Если эти меры будут одобрены Сенатом, почти никто не скажет ни слова. Да, сформировать группу поддержки сложно и занимает много времени, но это не невозможно. Но Гракхи поставили Сенат на колени, используя свою власть над массами и власть трибунов как таран, чтобы заставить сенаторов опасаться того, что с ними станет. Если вдуматься, сами по себе законы не так уж и плохи, особенно если их применять разумно.

Именно поэтому радикально-консервативная позиция не была поддержана большинством в Сенате – риск нового кризиса из-за попыток восстановить все так, как было до Гракхов, перевесил потенциальные выгоды от такой попытки. Только слепой мог заметить, что политическая ситуация в Риме серьезно изменилась. Гракхи своими действиями непреднамеренно произвели революцию в политической структуре республики. Всего 10 лет назад вся власть в штате была сосредоточена в Сенате: ни один закон не мог быть принят без одобрения Сената, а шансы на победу в комитете без поддержки влиятельных сенаторов были невелики — потому что, только приняв их, поддержка клиентов получает голоса. Всадники должны поклониться старшим и предложить деньги или услуги. Теперь все изменилось.

Братья Гракки показали правильное использование полномочий Народного совета и трибунов. Зачем быть должником Сената, если можно вывести своего маленького человечка на трибуну народа? Зачем кому-то уступать, если можно просто купить голоса собственных клиентов? Борьба новичков за более честную систему голосования привела к тому, что ранее незначительная позиция Народного форума стала теперь чуть ли не критической, поскольку с его помощью можно нарушить любое политическое соглашение уважаемых людей. А поскольку народные трибуны избирались по территориальным округам, сенаторам было сложно повлиять на исход голосования.

Мало того, но благодаря Гаю Гракху кавалерия получила и еще один инструмент, висевший над головами сенаторов, как Дамоклов меч, - Судебный совет, имевший полный контроль над коррупционными делами. Таким образом, с одной стороны, защищаются финансовые интересы откупщиков, а с другой - можно затащить в суд любого сенатора, будь то заведомо коррумпированный чиновник или борец с коррупцией.

Рыцарь и Фемида.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Сенатор сделал то же самое =)

В результате конный забег стал формальным участником римской политики, а центр политической власти теперь завис между Сенатом и Форумом. Что в этой ситуации могут сделать сенаторы, если они чувствуют, что власть ускользает от них? Сплотитесь, чтобы защитить свои интересы вокруг кого-то, обладающего влиянием и авторитетом. Этими людьми стали цецилийцы Метелла (далее — Метелла).

В исторической науке сохраняются споры о роли семейно-родовых организаций в политической жизни республики. Тот факт, что римские государственные деятели часто формировали политические фракции из родственников, в целом не вызывает сомнений, но возникают вопросы относительно устойчивости таких объединений и целостности их политических позиций. Наличие родственных связей ни в коей мере не мешало Гракхам выступить против Сципиона Эмилиана. В то же время нетрудно заметить, что оба брата реализовали по сути схожие политические платформы. Есть много примеров того, как члены одной семьи поддерживают друг друга. Отсюда можно осторожно заключить, что члены одной семьи часто образуют политические партии, основанные на общих интересах и возможных мнениях.

Метра в 110-х гг до н э имела все признаки общности интересов и их взаимного продвижения. Некоторые историки даже говорят о доминировании метрейцев в римской политике в эти годы. Братья Квинт и Луций (консулы в 143 и 142 г до н э.) были не только успешными политиками, завоевавшими значительное влияние, но и очень плодовитыми: у Квинта было 4 взрослых сына (в Риме это обычно было редкостью, обычно до совершеннолетия) 2-3 ребенка оба пола выжили), у Люциуса было двое. Благодаря влиянию отца и собственным превосходным качествам (вы не поверите, но они кажутся вполне честными политиками) с 123 по 109 год до нашей эры шестеро сыновей построили славную империю. Каждый стал консулом. Трое из них впоследствии стали цензорами. Два других консула того же периода были близкими родственниками Метелла, родство двух других сомнительно, но они определенно входили в партию Метелла. То есть из 28 консулов ​​10 определенно были членами партии Метрусиана.

Это само по себе уникальное явление – такого воздействия еще никто не оказывал. Если же речь идет о 140-х годах до нашей эры, то фактически, учитывая статус семьи Метры, они могли практически единолично определять римскую политику. Однако в 110-х гг до н.э. Все немного по-другому. Дом Метра и его фракции были объединяющей точкой для тех, кто хотел сохранить влияние Сената, не вступая в прямой конфликт с Всадниками и Народными Трибунами. Эту роль умеренной оппозиции они уже играли не раз: в 130-х годах они выступали против реформистов Сципиона Эмилиана, в 120-х годах — против Гракхов, а в 110-х — против таких людей, как консерваторы Опимия, и народных трибунов, таких как Шри-Ланка. Именно их умеренность и отсутствие явного желания использовать свое влияние для реализации политики, не отвечающей интересам большинства, привлекают многих сторонников.

То есть ставка на Метелла была мерой принуждения, попыткой сенаторов бороться за сохранение своих позиций, но так, чтобы не спровоцировать новый кризис. Да, столь неординарное положение, представленное семьей, очевидно, вызывало зависть у других политиков, но пока семья Метра оправдывала возложенные на нее надежды, ей ничего не грозило. Возможно, если бы в Риме продлился 15–20 лет внешнего мира, республика могла бы избежать многих проблем, которые преследовали ее в будущем. Но у Рима этого времени не было.

продолжение следует...

Пост с навигацией на Коте
Подпишитесь, чтобы не пропустить следующую часть завтра (23 июля, 18:00 по мск.

Вы также можете поддержать нас рублями, мы будем благодарны.
Значок рубля находится под публикацией и вы можете просмотреть его по ссылке, если заходите из приложения.

Также читайте другие ресурсы:
телеграфировать
ВК
Дзен

[Мой] Cat_cat История (Наука) Текст Рим Древний Рим Римская Империя Древняя Длинная Статья 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть I. После Гракхов.