Танк А-34 являлся дальнейшим развитием танка А-32 и отличался от него, прежде всего более мощной броневой защитой. Боевая масса танка А-34 составляла 25,6 тонны, и по этому показателю танк А-34 относился к классу средних танков. В книге «Танки. Конструкция и расчет», написанной в 1942 г. коллективом преподавателей кафедры танков ВАММ под руководством профессора Н.И. Груздева, указанному классу танков была дана следующая характеристика: «Средние танки должны иметь надежное бронирование, защищающее их от 37 – 50-мм противотанковой артиллерии, и пушечное вооружение калибра 45 – 75 мм. Основное тактическое использование – поддержка пехоты; средние танки должны уничтожать живую силу, огневые средства пехоты и в некоторых случаях артиллерию и танки. Переброски средних танков с одного участка фронта на другой должны в основном производиться по железным дорогам. Максимальная скорость средних танков должна быть не ниже 35 – 40 км/ч, а запас хода 200 – 250 км».
Необходимо отметить, что актуальные в конце первого периода Великой Отечественной войны основные требования, предъявлявшиеся к танкам среднего класса, создателями танка А-34 были реализованы уже в начале 1940 г. Так на танке А-34 была установлена пушка калибра 76,2 мм, конструкция броневых корпуса и башни обеспечивала защиту от 37-мм и 45-мм снарядов при стрельбе из противотанковых пушек практически со всех дистанций, а максимальная скорость новой боевой машины составляла 53 км/ч.
Танк А-34 состоял из следующих основных частей: броневые корпус и башня, комплекс вооружения, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, а также возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП). Компоновка танка А-34 была аналогична компоновке танка А-32, внутреннее пространство боевой машины было разделено на четыре отделения – управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Экипаж танка А-34 состоял из четырех человек: командира, механика-водителя, стрелка-радиста и заряжающего.
Рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста находились в отделении управления, которое располагалось в носовой части корпуса танка. В отделении управления к днищу корпуса танка были приварены кронштейны сидений механика водителя (левое) и стрелка-радиста (правое по ходу танка). Подушки сидений регулировались по высоте, а спинки сидений были откидывающимися.
Наблюдение за местностью в боевой обстановке механик-водитель осуществлял через три зеркальных перископических смотровых прибора, установленных в колпаке («будке»), вваренном в верхней части лобового листа корпуса танка над сиденьем механика-водителя. Центральный прибор располагался в броневой пробке смотрового люка механика-водителя, а два боковых прибора – в боковых стенках колпака под углом 75º к продольной оси танка. Вне боевой обстановки наблюдение за местностью механик-водитель вел через открытый смотровой люк (222×186 мм), расположенный в передней стенке колпака.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Для входа в танк и выхода из него над рабочим местом механика-водителя в крыше колпака имелся люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях и запиравшийся с помощью замка. Полностью крышка люка механика-водителя открывалась, когда башня была повернута в сторону одного из бортов на угол от 70 до 115 градусов. При других положениях башни механик-водитель входил в танк и выходил из него, как и остальные члены экипажа – через люк в крыше башни.Рабочее место механика-водителя было оборудовано приводами управления движением танка и приводом управления поперечными жалюзи над вентилятором системы охлаждения, а также щитками с контрольно-измерительными приборами и электроприборами. Слева от сидения механика-водителя у вертикального борта корпуса танка был установлен ручной тетрахлорный огнетушитель, второй такой огнетушитель был установлен справа от сидения стрелка-радиста. На рабочем месте стрелка-радиста размещались 7,62-мм пулемет ДТ (лобовой) в шаровой установке и укладка для магазинов к лобовому и спаренному с пушкой пулеметам ДТ. Кроме этого в отделении управления были размещены два баллона со сжатым воздухом для резервного пуска двигателя (на переднем нижнем наклонном броневом листе) и основная доля возимых запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП).
В боевом отделении, находившемся в средней части корпуса танка и в башне, были размещены: рабочие места командира и заряжающего; 76,2-мм танковая пушка Л-11 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ; приборы наблюдения и прицеливания; средства внешней и внутренней связи – радиостанция 71-ТК-3 и аппарат № 1 (командира) танкового переговорного устройства ТПУ-2; приводы управления жалюзи над радиаторами; четыре топливных бака (по два у каждого борта), закрытые съемными стальными листами («фальшбортами») и вытяжной вентилятор, установленный на моторной перегородке у правого борта. Для входа в танк и выхода экипажа из него в крыше башни имелся люк, закрывавшийся броневой крышкой. В боевом отделении на днище корпуса танка в металлических обоймах («ящиках-чемоданах»), рассчитанных на 2 или 3 артиллерийских выстрела, размещалась основная часть боекомплекта к пушке Л-11. Крышки ящиков, установленных вплотную друг к другу, образовывали «пол» боевого отделения.
Рабочие места командира (слева от пушки) и заряжающего (справа от пушки) были оборудованы полумягкими сиденьями, крепившимися к верхнему погону шариковой опоры башни. Командир танка одновременно выполнял обязанности наводчика пушки и спаренного с ней пулемета. Наблюдение за полем боя командир осуществлял через оптические прицелы ТОД и ПТ-1, имевшие 2,5-кратное увеличение или с помощью двух зеркальных перископических смотровых приборов – бокового, установленного в левом бортовом листе башни, и прибора кругового обзора, установленного в крышке люка башни.
Наблюдение за полем боя заряжающий осуществлял через зеркальный перископический смотровой прибор, установленный в правом бортовом листе башни.
Моторное отделение танка А-34 располагалось за боевым отделением, и было отделено от него разборной перегородкой с люками, закрывавшимися съемными крышками. В моторном отделении вдоль продольной оси танка размещался дизель В-2 с установленным на нем воздухоочистителем. Слева и справа от дизеля В-2 располагались радиаторы системы охлаждения двигателя, масляные баки-радиаторы системы смазки двигателя и четыре аккумуляторные батареи, установленные в пространстве между нижним картером двигателя и радиаторами (по две с каждой стороны). Кроме того, на днище левого подкрылка (наклонного броневого листа борта корпуса танка) в моторном отделении был установлен 10-литровый баллон высокого давления пневматической системы сервоприводов управления.
В кормовой части танка находилось трансмиссионное отделение, отгороженное от моторного отделения перегородкой из стальных листов. В трансмиссионном отделении размещались: главный фрикцион с центробежным вентилятором системы охлаждения, коробка передач, два бортовых фрикциона с тормозами, два бортовых редуктора, два кормовых топливных бака, электростартер СТ-700 и компрессор пневматической системы сервоприводов управления. Из четырех отделений танка А-34 забронированный объем трансмиссионного отделения был наименьшим.
Необходимо отметить, что изготовленные заводом № 183 два танка А-34 по своей конструкции были абсолютно одинаковыми, за исключением конструкции механизмов натяжения гусениц.
Предыдущие части цикла: #от_танков_бт_к_танку_т-34
Теги записи: #танк т-34 #т-34 #средний танк #танки #танки второй мировой #великая отечественная война #танки ссср
Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-12-obshhee-ustrojstvo-tanka-a-34/#obshhaya-komponovka-i-rabochie-mesta-chlenov-ekipazha
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 12. Общее устройство танка а-34. Глава 1. Общая компоновка.