Броневой корпус являлся основой танка А-34 и представлял собой жесткую коробку, изготовленную из броневых листов, соединенных между собой преимущественно с помощью сварки и в меньшей степени с помощью заклепок. Корпус танка состоял из носовой части, бортов, кормы, крыши и днища. В корпусе танка имелись две поперечные перегородки – моторная и трансмиссионная. Общая масса корпуса танка составляла 10040 кг, из них масса броневых деталей – 7922 кг, деталей из конструкционной стали – 1868 кг и электродов – 250 кг.
Для увеличения снарядостойкости носовые, кормовые и верхние бортовые листы (листы подкрылков) располагались наклонно. Толщина и углы наклона броневых деталей корпуса танка А-34 приведены в таблице 12:
Таблица 12
Напомним, что согласно тактико-техническим требованиям, на основании которых создавались танки А-20 и А-32, их корпус должен был быть «герметичным и пригодным без дополнительного оборудования для подводного хождения». Это требование было частично реализовано и на танке А-34 в виде установки резиновых уплотнений на стыках съемных броневых листов корпуса, плоскостях прилегания створок жалюзи над радиаторами и трансмиссионным отделением с деталями крыш моторного и трансмиссионного отделений, а также специальной конструкции шариковой опоры башни. Кроме этого на танке А-34 имелась возможность установки на трубы выпуска отработавших газов специальных клапанов (клапаны «ПХ»), препятствовавших проникновению воды в заглохший двигатель при преодолении водной преграды по дну.
Носовая часть корпуса танка А-34 состояла из носового листа, броневого колпака («будки») механика-водителя и броневого колпака лобового пулемета ДТ. Носовой лист представлял собой крупногабаритную (2568×2135×45 мм) броневую деталь, согнутую на угол 60° по радиусу 110 мм. Изогнутая часть носового листа являлась своеобразным тараном для разрушения различного рода препятствий. В левой верхней части носового листа имелся вырез, к кромке которого был приварен литой броневой колпак механика-водителя. В верхней части колпака механика-водителя имелся люк, закрывавшийся снаружи броневой крышкой трапециевидной формы. Необходимо отметить, что изначально при проектировании конструкторами КБ-520 корпуса танка А-34, в колпаке механика-водителя люк для входа и выхода предусмотрен не был. В связи с этим руководство АБТУ РККА отклонило данный вариант конструкции колпака механика-водителя, и в итоге на обоих танках А-34 были установлены колпаки с люком, разработанные конструкторской группой под руководством Я.И. Барана.
Чертежи колпака механика-водителя танка А-34: 34.29.622 Колпак Чертежи колпака механика-водителя танка А-34: 34.29.638 Петля лючка Чертежи колпака механика-водителя танка А-34: 12.29.55Сб Будка водителяВ правой верхней части носового листа имелся овальный вырез, к кромке которого был приварен броневой колпак с расположенной в нем шаровой установкой лобового пулемета ДТ. Правее броневого колпака в носовом листе имелось отверстие, через которое проходили провода к фаре, установленной на кронштейне. Кроме этого, к верхней части носового листа (в районе изгиба) с помощью заклепок и сварки были прикреплены два рыма для буксировки танка. Верхняя плоскость рыма, имевшая насечку, использовалась как ступенька при входе в танк. Рядом с каждым рымом в носовом листе имелось по одному отверстию для обеспечения доступа к хвостовику червяка механизма натяжения гусеницы. Снаружи данные отверстия закрывались броневыми пробками. В связи с тем что на танке А-34 № 311-11-3 были установлены механизмы натяжения гусениц винтового типа, которые располагались снаружи корпуса танка, во время эксплуатации на этом танке отверстия для доступа к хвостовикам не использовались и, соответственно, броневые пробки не отворачивались. В нижней части носового листа имелось шесть отверстий (по три с левой и правой стороны) в которые вставлялись заклепки крепления кронштейнов балансиров первых узлов подвески.
Борта корпуса танка А-34 состояли из верхней и нижней частей. Верхняя часть борта представляла собой подкрылок с горизонтально расположенным днищем толщиной 13 мм и наклонным листом толщиной 40 мм. Днище подкрылка с помощью сварки и заклепок соединялось с нижней (вертикальной) частью борта. Вдоль каждого подкрылка, в нижней его части (над гусеницей), была приварена металлическая полка, на которой имелись бонки и скобы для крепления инструмента и принадлежностей, возимых на танке.
Нижняя часть борта представляла собой вертикально расположенный броневой лист толщиной 45 мм, в котором имелось пять отверстий для прохода осей балансиров, четыре дугообразных выреза для цапф балансиров второго – пятого узлов подвески и пять кронштейнов с площадками для крепления резиновых амортизаторов, ограничивавших ход балансира. К передней части вертикального броневого листа был приварен кронштейн для установки направляющего колеса, а в задней части имелись вырез и девять отверстий для установки картера бортового редуктора. С внутренней стороны к бортам были приварены по четыре шахты в которых под углом устанавливались пружины и штоки вторых – пятых узлов подвески. В носовой части корпуса танка к внутренним сторонам бортов приваривались кронштейны для установки узлов подвески первых опорных катков. От рабочих мест механика-водителя и стрелка-радиста передние узлы подвески были отгорожены металлическими щитками. Для крепления броневых листов крыши над моторным и трансмиссионным отделениями танка к верхней кромке подкрылков с внутренней стороны были приварены угольники.
Корма корпуса танка А-34 состояла из верхнего и нижнего наклонных броневых листов толщиной 35 мм. Угол наклона верхнего кормового листа составлял 47˚ к вертикали, а нижнего – 45˚. Для удобства проведения монтажно-демонтажных работ в трансмиссионном отделении верхний кормовой лист был съемным и крепился к корпусу с помощью тридцати девяти пулестойких болтов, отверстия для которых располагались по периметру детали. В центре верхнего кормового листа имелся прямоугольный люк, через который обеспечивался доступ к деталям и механизмам, расположенным в трансмиссионном отделении. Люк закрывался броневой крышкой на петлях, фиксировался в закрытом положении четырьмя пулестойкими болтами и дополнительно запирался замком. По обе стороны от люка в верхнем кормовом листе имелись овальные вырезы для вывода труб выпуска отработавших газов. Снаружи эти вырезы были закрыты броневыми колпаками, каждый из которых крепился к верхнему кормовому листу с помощью семи пулестойких болтов. К торцам броневых колпаков были приварены фланцы, к которым крепились выпускные патрубки. При подготовке танка к преодолению водной преграды по дну выпускные патрубки демонтировались, и на их место устанавливались клапаны выпуска отработавших газов (клапаны «ПХ»).
Нижний кормовой лист представлял собой плоскую деталь и сопрягался с верхним кормовым листом и с днищем корпуса танка под углами. На краях нижнего кормового листа имелись прямоугольные вырезы, к кромкам которых приваривались две броневые детали защиты картеров левого и правого бортовых редукторов. Нижний кормовой лист вместе с защитой и картерами бортовых редукторов образовывали так называемый «задний мост». К защите картеров бортовых редукторов и к нижнему кормовому листу были приварены два рыма для буксировки танка.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Между рымами в нижнем кормовом листе имелись четыре отверстия, предположительно, для установки буксирного крюка тракторного типа. Ввиду отсутствия крюка данные отверстия на танках А-34 были заглушены заклепками.Крыша корпуса танка А-34 состояла из переднего (подбашенного) листа и крыш над моторным и трансмиссионным отделениями. Подбашенный лист толщиной 15 мм был приварен к верхней части носового листа и листам левого и правого подкрылков. В подбашенном листе имелся круглый вырез диаметром 1480 мм, на удалении 20 мм от кромки которого на равных расстояниях располагались тридцать шесть отверстий для прохода болтов крепления нижнего погона шариковой опоры башни танка. В передней левой части подбашенного листа имелся небольшой вырез для крепления нижней створки петли крышки люка колпака («будки») механика-водителя. Также в передней и задней частях подбашенного листа с левой и правой стороны над шахтами вторых и третьих узлов подвески находились вырезы для доступа к регулирующим стаканам пружин подвески. Снаружи эти вырезы закрывались съемными броневыми крышками. Кроме этого по краям подбашенного листа в передней его части с левой и правой стороны размещались люки диаметром 65 мм для обеспечения заправки передних топливных баков. Люки закрывались снаружи съемными броневыми крышками ромбовидной формы, крепившимися к корпусу с помощью двух болтов каждая.
Крыши над моторным и трансмиссионным отделениями танка А-34 имели такую же конструкцию, какая была применена на танке А-32, и также крепились болтами к уголкам, приваренным с внутренней стороны к листам подкрылков.
Крыша над моторным отделением представляла собой сварную конструкцию из броневых листов толщиной преимущественно в 10 мм. В средней части крыши имелось возвышение в форме усеченной четырехгранной пирамиды – так называемый колпак над мотором. Внутри этого сваренного из броневых листов колпака размещался воздухоочиститель, установленный на двигателе. В верхней части колпака находился прямоугольный люк для доступа к воздухоочистителю и двигателю, закрывавшийся броневой крышкой на петлях и запиравшийся замком. Слева и справа от колпака располагались продольные листы крыши, в средней части которых имелись прямоугольные вырезы для прохода воздуха к радиаторам. К краям вырезов были приварены броневые планки, не позволявшие жидкости попадать внутрь танка. Вырезы перекрывались подвижными броневыми крышками впускных продольных жалюзи, управление которыми (открытие и закрытие) осуществлялось с помощью винтовых механизмов (левого и правого), установленных в боевом отделении. По краям каждого продольного листа крыши вдоль бортов имелось по четыре круглых люка, крайние из которых (первый и четвертый) предназначались для доступа к четвертым и пятым узлам подвески, а два средних (второй и третий) – обеспечивали доступ к заправочной горловине и распределительному крану масляных баков-радиаторов. Снаружи люки закрывались броневыми крышками ромбовидной формы толщиной 10 мм, крепившимися к крыше с помощью двух болтов каждая. Над продольными листами крыши устанавливались съемные броневые колпаки (левый и правый) корытообразной формы. При этом верхняя плоскость установленного колпака находилась на одном уровне с колпаком над мотором. В левом и правом броневых колпаках имелись верхняя и боковая решетки, предохранявшие моторное отделение от попадания в него посторонних предметов (при открытых жалюзи).
Крыша над трансмиссионным отделением представляла собой сложную конструкцию, сваренную из броневых листов толщиной 10 мм. Основными ее элементами являлись: левый и правый продольные листы, расположенные над кормовыми топливными баками, и два поперечных листа (передний и задний) с прикрепленными к ним на петлях двустворчатыми распашными жалюзи для выхода воздуха. При этом двустворчатые жалюзи и задний поперечный лист крыши располагались на 110 мм ниже уровня остальных частей крыши, образуя пространство для раскрытия створок жалюзи, которые могли, поворачиваясь относительно оси петель занимать положение от горизонтального (жалюзи закрыты) до вертикального (жалюзи полностью открыты). Положение створок жалюзи устанавливал механик-водитель со своего рабочего места, вращая маховик рычага привода жалюзи, который располагался на шахте второго левого узла подвески. Винтовой механизм привода жалюзи позволял фиксировать положение распахивавшихся створок жалюзи в секторе от 0° до 90°. В продольных листах крыши трансмиссионного отделения имелись отверстия диаметром 65 мм для заправки кормовых топливных баков. Эти отверстия закрывались снаружи съемными броневыми крышками ромбовидной формы толщиной 10 мм, крепившимися к крыше с помощью двух болтов каждая. Сверху крыша трансмиссионного отделения и поперечные жалюзи закрывались стальным (не броневым) откидным колпаком, в котором имелось девять прямоугольных вырезов для выхода воздуха и вырез с козырьком для обеспечения установки заднего фонаря. В каждом прямоугольном вырезе была установлена решетка с продольно расположенными неподвижными планками, предохранявшими трансмиссионное отделение от попадания в него посторонних предметов (при открытых жалюзи). Откидной колпак крепился к листу крыши над мотором тремя петлями и фиксировался в закрытом положении с помощью двенадцати болтов, ввернутых в крепежные скобы, которые были приварены к крыше трансмиссионного отделения.
Днище корпуса танка А-34 состояло из двух броневых листов – переднего толщиной 15 мм и заднего толщиной 13 мм, соединенных между собой встык сварным швом. Соединение переднего и заднего листа днища было усилено стальной имевшей в сечении Т-образную форму балкой, являвшейся нижней частью каркаса моторной перегородки. Балка с помощью заклепок и сварки крепилась к обоим листам днища.
В переднем листе днища перед сиденьем стрелка-радиста имелся люк-лаз овальной формы (350×450 мм), предназначавшийся для выхода (входа) экипажа из танка (в танк) в боевой обстановке, когда движение танка было невозможно, а выход (вход) через верхние люки являлся опасным. Этот люк также предназначался и для выброса стреляных гильз во время боевых действий. В заднем листе днища имелись два люка: один прямоугольной формы для доступа к водяному и масляному насосам, второй круглый – для слива масла из коробки передач. Люки закрывались броневыми крышками с уплотнительными резиновыми прокладками. Для слива топлива и масла из баков в днище корпуса танка А-34 имелось шесть отверстий диаметром 105 мм, закрывавшихся пробками с резиновым уплотнением. Кроме этого, в днище были сделаны восемь прямоугольных вырезов, по четыре с каждого борта, для доступа ко вторым – пятым узлам подвески.
К внутренней стороне переднего листа днища корпуса танка А-34 были прикреплены детали для установки приводов управления движением танка, сидений механика-водителя и стрелка-радиста, ящиков для укладки «чемоданов» с артиллерийскими выстрелами, а также кронштейн вращающегося контактного устройства (ВКУ). Для установки дизеля В-2 к заднему листу днища с внутренней его стороны был прикреплен стальной подмоторный фундамент. Кроме этого внутри корпуса танка А-34 поперек днища располагались пять труб для осей балансиров. Трубы соединялись с днищем с помощью кронштейнов и имели перегородки для крепления стальных стержней («струн»), удерживавших балансиры от осевого смещения.
Для уменьшения попадания грязи, пыли и снега на корпус, башню и смотровые приборы во время движения, на корпусе танка были установлены съемные передние и задние грязевые щитки, а также надгусеничные полки, приваренные к левому и правому подкрылкам.
Предыдущие части цикла: #от_танков_бт_к_танку_т-34
Теги записи: #танки #танк т-34 #т-34 #танки второй мировой #великая отечественная война #танки ссср
Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-12-obshhee-ustrojstvo-tanka-a-34/#korpus-tanka
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 12. Общее устройство танка а-34. Глава 2. Корпус танка.