Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 1

Начало интересного цикла статей Желтова И.Г., Макарова А.Ю. с сайта «Т-34 информ» выкладывается на сайт АИ по наводке уважаемого коллеги E.tom-а.

В начале февраля 1940 г., не дожидаясь начала войсковых испытаний двух опытных образцов танка Т-34 – танков А-34, руководство заводов № 183 им. Коминтерна (далее – завод № 183) и Мариупольского им. Ильича (далее – Мариупольский завод) выступило с инициативой изготовить установочную партию танков Т-34 раньше срока, определённого Постановлением Комитета обороны при СНК СССР № 433сс.

Согласно разработанному и подписанному 10 февраля 1940 г. руководством завода № 183 графику, конструкторы КБ-520 должны были в течение месяца, с 10 февраля по 10 марта, изготовить и согласовать чертежи на установочную партию танков Т-34 по всем группам деталей, включая возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП). При этом для каждой группы деталей оговаривались свои сроки сдачи чертежей. Изготовление деталей по утвержденным чертежам предполагалось начать со второй декады февраля. С 20 февраля по 31 марта 1940 г. было запланировано получение от заводов-поставщиков основных комплектующих изделий (дизель В-2, вооружение, средства связи, подшипники, траки и др.). Мариупольский завод, в свою очередь, должен был изготовить и поставить заводу № 183 пятью партиями десять комплектов броневых деталей корпусов и башен танка Т-34 до 10 апреля 1940 г., причём первые два комплекта броневых деталей следовало поставить не позднее 15 марта. Через десять дней, 25 марта 1940 г., в отделе «500» завода № 183 планировалось начать сборку первых двух танков установочной партии, а ещё через десять дней эти первые серийные танки Т-34 должны были уйти в испытательный заводской пробег. Сборку последней, пятой, пары танков Т-34 установочной партии предполагалось завершить 1 мая 1940 г. в праздничный день – День солидарности трудящихся.

В АБТУ РККА данную инициативу заводов полностью поддержали. Необходимо отметить, что предложение о форсировании производства установочной партии танков Т-34 объяснялось, прежде всего, желанием как можно скорее испытать новые танки в боевых условиях на Карельском перешейке. По мнению военных, участие танков в боевых операциях позволило бы всесторонне проверить конструкцию и качество производства. Для скорейшего решения этого вопроса на уровне правительства, в АБТУ РККА были подготовлены проект письма на имя председателя Комитета обороны при СНК СССР В.М. Молотова и проект постановления Комитета обороны под названием «О специальном задании заводам № 183 и Мариупольскому». В проекте постановления было записано:

«В целях обеспечения действующих армий танками новых образцов Комитет Обороны постановляет:
1. Наркомату Среднего Машиностроения на заводе № 183 (директор т. МАКСАРЕВ) изготовить к 1 Мая с.г. 10 танков «Т-34» в счет плана 1940 года.
2. Наркомату Судостроительной промышленности на Мариупольском заводе им. Ильича (директор т. ГОРМАШЕВ), изготовить и поставить 183 заводу НКСМ 10 корпусов танков «Т-34» к 10 Апреля с.г.».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 25]

С препроводительным письмом № 70354сс проекты письма на имя В.М. Молотова и постановления Комитета обороны 13 февраля 1940 г. были направлены народному комиссару обороны СССР К.Е. Ворошилову. Однако в связи с тем, что инициатива заводов № 183 и Мариупольского не была согласованна с Народными комиссариатами среднего машиностроения (НКСМ) и судостроительной промышленности (НКСП), в подчинении которых находились эти заводы, К.Е. Ворошилов не стал выносить данный проект постановления для рассмотрения на заседании Комитета Обороны при СНК СССР и вернул его в АБТУ РККА. В препроводительном письме № 16208сс от 28 февраля 1940 г., подписанном начальником управления делами НКО комдивом М.И. Дратвиным, было сказано:

«По указанию Народного Комиссара Обороны доклад о специальном задании заводам № 183 и Мариупольскому, об изготовлении к 1 мая с.г. 10 танков Т-34, необходимо предварительно согласовать с НКСМ и НКСудостроительной Промышленности».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 2142. Л. 71]

Процесс согласования проекта постановления «О специальном задании заводам № 183 и Мариупольскому» с НКСМ и НКСП был начат АБТУ РККА в первой половине марта 1940 г., но в связи с тем, что 12 марта советско-финляндская война завершилась, вопрос об испытании в боевых условиях установочной партии танков Т-34 на Карельском перешейке отпал сам собой.

Следует отметить, что руководство НКСМ вряд ли бы согласовало предложение об изготовлении установочной партии танков Т-34 в столь сжатые сроки, так как 19 февраля 1940 г. народным комиссаром среднего машиностроения И.А. Лихачевым были подписаны приказы № 55с и № 56сс об обеспечении выполнения Постановления Комитета обороны № 443сс.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

В приказе № 55с И.А. Лихачевым был утвержден график подготовки серийного производства танка Т-34, разработанный заводом № 183, а также указаны мероприятия по обеспечению выполнения этим заводом программы 1940 г. по изготовлению 200 танков Т-34. При этом срок выпуска установочной партии из 10 машин – 15 сентября 1940 г., определенный Постановлением Комитета обороны № 443сс от 19 декабря 1939 г. и приказом НКСМ № 188сс от 28 декабря 1939 г., – на более раннюю дату перенесен не был.

Согласно приказу № 55с заводу № 183 для организации серийного производства танков Т-34 к 15 августа 1940 г. надлежало изготовить собственными силами 1000 приспособлений и 600 штампов. В связи с этим директору завода Ю.Е. Максареву предписывалось в месячный срок перевести «инструментальную базу завода» на трехсменную работу и «использовать недогруженное оборудование основных цехов на изготовление оснащения новых объектов». Кроме этого в приказе было определено, что в первом полугодии 1940 г. предприятиям НКСМ надлежало изготовить для завода № 183 и по его чертежам следующее количество приспособлений, штампов и инструмента, необходимых для серийного производства танков Т-34:

  • Харьковскому тракторному заводу (ХТЗ) – 750 приспособлений на сумму 850 тысяч рублей и инструмента на сумму 500 тысяч рублей;
    Сталинградскому тракторному заводу (СТЗ) – 250 приспособлений на сумму 250 тысяч рублей, 120 штампов на сумму 120 тысяч рублей и инструмента на сумму 360 тысяч рублей;
    1-му Государственному подшипниковому заводу (1-ГПЗ) – 500 приспособлений на сумму 550 тысяч рублей и инструмента на сумму 1 миллион рублей;
    Горьковскому автозаводу (ГАЗ) – 500 штампов на сумму 500 тысяч рублей;
    Заводу им. Сталина (ЗИС) – инструмента на сумму 500 тысяч рублей;
    Заводу № 75 – инструмента на сумму 6 миллионов рублей.

Для создания производственных мощностей по выпуску в 1941 г. 1600 танков Т-34 начальник Главспецмаша НКСМ Г.С. Суренян и директор завода № 183 Ю.Е. Максарёв обязывались к 1 марта 1940 г. разработать совместно с 8-м Государственным проектным институтом (ГПИ) проект реконструкции отделов «100» (танкового) и «700» (корпусного). В цехах отдела «100» необходимо было произвести усиление колон, фундамента и подкрановых путей для установки кранов грузоподъемностью 40 тонн. В цехах отдела «700» предстояло увеличить высоту крыши и произвести её ремонт, усилить колонны, фундаменты и подкрановые пути.

В связи с возросшей почти в два раза массой танка Т-34 (по отношению к массе танка БТ-7), заводу № 183 необходимо было к 1 августа 1940 г. спроектировать и изготовить собственными силами для отделов «100» и «700» 14 мостовых кранов, в том числе грузоподъемностью до 40 тонн – 3 шт., до 20 тонн – 8 шт., до 10 тонн – 1 шт. и до 5 тонн – 2 шт.

Кроме этого директору завода № 183 до 1 сентября 1940 г. предписывалось «произвести перепланировку и дооборудование отдельных цехов 100, 500, 700 для изготовления танков Т-34», причем при перепланировке и дооборудовании отдельных цехов необходимо было предусмотреть выполнение следующих мероприятий:

«По отд. 100.а) Вывести зарядно-аккумуляторный цех из 119 [цеха] в специальную пристройку. Срок 1.IV-1940 г.
б) Вывести траковый цех из здания «700» в здание «150». Срок I.XI-40 г.
в) Организовать поточную сборку механизмов для чего спроектировать и изготовить:
конвейер д/сборки коробки передач.
– » – д/сборки бортовых фрикционов.
– » – д/сборки гл. [главных] фрикционов.
– » – д/сборки колес [опорных катков].
г) Для улучшения обработки башен спроектировать и изготовить станок для обработки угольника в башне. Срок I.XI.По отд. 500.1. Вывести из отд. 500 крупное оборудование для производства валов в цех 730. Срок монтажа I.VII
2. На площадях в отд. 500 организовать специализированные участки для производства:
сервоуправления
гл. [главных] фрикционов
массовых деталей ходовой части. Срок I.IX-40 г.По отд. 700 (корпусной).а) Организовать механич. базу для обработки деталей корпуса и башни. Срок I.X-1940 г.
б) Создать малярный участок для корпусов. Срок I.IX-1940 г.
в) Вывести электродную мастерскую из отдела 700 и организовать электродный цех в здании болтового цеха. Срок I.IX-1940 г.
г) Закончить перепланировку цехов заготовительного, корпусного и др. с установкой дополнительного оборудования. Срок I.IX-40 г.».
[РГАЭ. Ф. 7914. Оп. 1. Д. 26. Л. 112 – 114]

Для оказания помощи в технологической подготовке производства к выпуску танков Т-34 директор 8-го ГПИ к 20 февраля 1940 г. был обязан откомандировать на завод № 183 сроком на 2,5 – 3 месяца десять лучших технологов и конструкторов.

Так же в приказе № 55с директорам заводов № 183 и СТЗ было дано указание максимально ускорить проведение работ по испытанию литых траков из стали Гадфильда, причем первые три комплекта траков СТЗ был обязан поставить заводу № 183 не позднее 25 февраля 1940 г.

Необходимо отметить, что изначально производство траков для танков Т-34 планировалось организовать на заводе № 75, но ввиду большой загруженности завода программой по дизелям В-2 в НКСМ было принято решение об организации серийного производства литых траков на СТЗ.

Контроль за выполнением приказа № 55с был возложен на начальника Главспецмаша НКСМ Г.С. Суреняна, который обязывался 3, 13 и 23 числа каждого месяца представлять народному комиссару среднего машиностроения И.А. Лихачеву отчет о ходе подготовки производства танка Т-34.

Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #т-34 #танк т-34 #танки ссср #вторая мировая война

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 1.

Написать комментарий