История танка т-34: лучший танк Великой Отечественной войны

По совокупности своих тактико-технических данных и технологичности Т-34 оказался самым удачным танком Второй мировой войны. Во многом именно продуманная конструкция этого танка и его массовое производство позволили СССР перевесить в свою пользу чашу весов вооружённого противостояния с Третьим рейхом. За предвоенные и военные годы приёмщики получили от советских предприятий 35 333 экземпляра Т-34, и «тридцатьчетвёрка» стала самым массовым танком времён Второй мировой.

танк Т-34

В истории танкостроения есть машина, которая навсегда останется примером успеха. По совокупности своих тактико-технических данных и технологичности Т-34 оказался самым удачным танком Второй мировой войны (далее – ВМВ). Во многом именно продуманная конструкция этого танка и его массовое производство позволили СССР перевесить в свою пользу чашу весов вооружённого противостояния с Третьим рейхом.

Появление танка на свет было неслучайным – ему предшествовало целое десятилетие кропотливого труда советских конструкторов, творческих поисков, человеческих трагедий, горьких поражений и упоительных побед. Всё началось с того, что в 1927 году на Харьковском паровозном заводе (далее – ХПЗ) сформировали специальную конструкторскую группу, которой было поручено сконструировать первый средний советский танк Т-1-12. Его разработка вылилась в создание более совершенной модели Т-24, но её выпустили только опытной серией в 25 машин.

Переход на производство импортной модели танка вызвал конфликт между конструкторами ХПЗ, эффективность труда которых военные функционеры из Управления моторизации и механизации РККА (далее – УММ) поставили под сомнение. Руководитель конструкторского бюро (далее – КБ) завода Т2К (в которое выросла специальная конструкторская группа) И. Н. Алексенко со скандалом уволился, а директор предприятия И. П. Бондаренко высказал своё неудовольствие руководству, но продолжал работать.

Вместо Алексенко в Харьков прислали нового начальника КБ – А. О. Фирсова. Потомственный дворянин, он работал генеральным конструктором ленинградского завода «Русский дизель» ещё с дореволюционных времён. Здесь в 1930 году его арестовали за «участие во вредительской группе». Однако 18 сентября 1931 года оставшийся срок ему заменили работой в качестве главного конструктора КБ Т2К ХПЗ.

Коллектив КБ Т2К ХПЗ им. Коминтерна вместе с его руководителем с 1931 по 1936 год.

Во исполнении постановления Комитета Обороны в январе-феврале 1940 г. были построены две модели танка (немного отличающиеся друг от друга), которые 17 марта планировалось представить правительственной комиссии.

Колонна из двух Т-34 и двух вездеходов, выбирая объездные пути и второстепенные дороги, пережив поломку (с последующим восстановлением) одного из испытуемых, все же смогла прибыть вовремя.

После «показательных» выступлений на Ивановской площади Кремля, Сталин, несмотря на недостатки, имеющихся у опытных образцов, на которые ему настойчиво указывали замнаркома обороны Г.И. Кулик и начальник ГАБТУ Д.Г. Павлов, принял решение о дальнейшей разработке боевой машины. При этом подчеркивалась настоятельная необходимость помощи ХПЗ в доведении танка до должного уровня.

31 марта было решено приступить к серийному производству Т-34 на Харьковском и Сталинградском заводах. В 1940 году должны были выпустить 600 танков. А недостатки решили устранять в ходе производства.

Характеристики Т-34:

Боевая масса (т)-30,9

Макс. Броня (мм)-45/60

Калибр пушки (мм)-76

Боекомплект (шт)-77/100

Мощность двигателя (л. с.)-500

Скорость по шоссе (км/час)-54

Почти в это же время на полигоне в Кубинке испытывали два купленных в Германии танка Т-III. По итогам проверки боевых и технических возможностей немецкого танка и сравнительного анализа с показателями Т-34 руководитель ГАБТУ Павлов представил заместителю наркома по вооружению Г.И.

Обратите внимание: Интересные Факты об танках и истории.

Кулику доклад.

Средний танк Т-III (Германия)

Действительно, немецкий танк развил скорость 69,7 км/час, в то время как Т-34 – только 48 км/час. Но насколько корректно было сравнивать экспериментальный, имеющий массу недоделок советский танк с немецким Т-III, который на тот момент уже почти два года выпускался серийно.

На основании этого доклада маршал Кулик принимает решение остановить производство и приемку Т-34, вплоть до устранения недостатков. Только вмешательство К.Е. Ворошилова не позволило это решение претворить в жизнь.

Еще несколько лет назад редко кто, тем более в нашей стране, сомневался в такой оценке танка Т-34.Единственный в мире музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34», расположенный в Мытищинском районе Московской обл. на отсутствие посетителей никогда не жаловался. Сейчас, когда во многих европейских странах попытки пересмотра итогов Второй мировой войны возведены чуть ли не в ранг государственной политики, все чаще меняются взгляды на события, исторические факты, символы Победы.

В итоге к концу 1940 г. смогли собрать всего 116 «тридцатьчетверок». Процесс производства сопровождался непрерывной работой по изменению, дополнению, упрощению отдельных деталей и узлов. За год в конструкцию Т-34 было внесено около 3,5 тысяч крупных и мелких изменений. Главная цель – упростить и ускорить производство машины, при этом улучшить ее качество. Вот только наиболее заметные изменения, которые претерпел танк в 1941 году:

  • замена пушки Л-11 на более совершенную Ф-34 (бронепробиваемость с 500 м — 60 мм и 84…100 мм соответственно, скорострельность 1-2 и 4-5 выстрелов в минуту);
  • вместо сварной стала применяться литая башня, более комфортная для работы экипажа и простая в производстве;
  • были внесены изменения в броневую защиту танка (лобовые броневые листы стали соединяться сварочными швами, изменилась форма люка механика-водителя и башни танка);
  • некоторые новшества были внесены в ходовую часть и подвеску, что улучшило маневренные возможности танка.

Все это делалось в условиях жестких требований об увеличении количества направляемых в армию танков. За первое полугодие заводы выпустили 1100 единиц Т-34. Продолжалась работа на заводе в Нижнем Тагиле, куда осенью 1941 года эвакуировали ХПЗ.

Немного о конструкции. У танка Т-34 как и в классической компоновке 4-ре отделения: управления (спереди), боевое (в средней части), моторное и трансмиссионное. В отделении управления находятся мехвод и стрелок-радист. В боевом — командир (он же наводчик) и стрелок (он же заряжающий). Над командиром и заряжающим – башня с орудием и частью боекомплекта. В башне люк для посадки экипажа, позже поставили два. В моторном отделении двигатель.

Двигатель танка Т-34

Двигатель V-образный, 12-цилиндровый, четырехтактный дизельный двигатель водяного охлаждения со струйным распылением топлива В-2-34 – главный узел танка Т-34 нуждается в дополнительном представлении. Работы над новым силовым агрегатом, получившим в последствии наименование В-2, начались в 1931 году на ХПЗ. К 1939 г. было разработано пять модификаций, в том числе и для среднего танка:

  • мощность – 500 л.с.;
  • объем – 38,88 л;
  • максим. крутящий момент -1960 Н.м;
  • количество оборотов -1800 об/мин.

Т-34 – лучший танк Второй мировой войны. Промышленность СССР, по разным данным, выпустила от 58.000 до 61.000 единиц боевой машины. Она была на вооружении в армиях 46 стран мира. Фронтовики-танкисты недостатков танка не скрывали. И сейчас в воспоминаниях можно найти разные оценки. Но никто не отрицает, что для устранения недостатков делалось все возможное.

Для некоторых историков и политиков из стран, подзабывших роль СССР и Красной Армии во Второй мировой войне, для отдельных доморощенных ревизионистов истории тех лет — не оригинальная, но доступная для понимания, историческая справка – не немецкий «Тигр» оказался у ворот Спасской башни в мае 1945 г., а советский Т-34 стоял у Бранденбургских ворот.

#т-34 #танк т-34 #лучший танк второй мировой войны #ссср #сталин #великая отечественная война #история #военные годы #красная армия #ркка

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: История танка т-34: лучший танк Великой Отечественной войны.