В заключении о проделанной работе по изготовлению броневых деталей для танков А-34 специалистами Мариупольского завода было записано:
«1) Для массового производства целого ряда основных деталей машины А-34 завод в настоящее время не подготовлен.2) Изготовление деталей для двух опытных машин А-34 из стали «МЗ-2» – во многих случаях производилось полукустарно, с нерационально большими затратами времени и сил, путем приспособления имеющегося оборудования.3) В условиях отсутствия необходимой мощности оборудования, ряда штампов и приспособлений, в целом производство опытных деталей прошло удовлетворительно.4) Сталь марки «МЗ-2» принятая для изготовления деталей машины А-34, показала положительные технологические свойства: легкость штамповки и правки при толщинах заготовок и деталей 35 – 45 мм, отсутствие трещин при правке и загибке (в условиях нормальной термообработки), хорошую прокаливаемость, незначительную склонность к короблению при закалке и т.п.».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 2064. Л. 92 – 93]
Таким образом, необходимо отметить, что осенью 1939 г. специалистами Мариупольского завода была успешно проведена большая и важная работа, состоявшая в следующем:
«1) Разработана новая марка стали для танковой брони толщиной 25, 30, 35, 40, 45 и 50 мм, позволяющая использовать молибден и, в значительной части никель из отходов спецпроизводства. Новая марка стали получила название «МЗ-2» (Мариупольский завод – вторая).2) Броня из стали «МЗ-2» при твердостях 2,9 – 3,2 по Бринеллю обладает высокой бронестойкостью при обстреле снарядами калибра 37 и 45 мм и достаточной вязкостью, обеспечивающей отсутствие трещин и расколов.3) Разработан технологический процесс производства брони из стали «МЗ-2» по всему циклу, начиная выплавкой стали и кончая сдачей детали.
4) Обеспечено изготовление и сдача двух комплектов деталей опытной машины А-34 и приобретен некоторый опыт для выполнения массового заказа по машине А-34».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 2064. Л. 1в]
Работа по изысканию новой марки стали и разработке технологии ее изготовления проводилась бригадой исследовательской лаборатории Мариупольского завода им. Ильича в составе инженеров Н.В. Шмидта, Г.И. Капырина, М.Я. Эрлих, техников М.И. Редской, А.Ф. Сагайдак, при участии инженера Р.Х. Потихоновой. Большую помощь при проведении работы в части разработки тактико-технических требований, программы полигонных испытаний и их проведения, а также в части ряда ценных практических указаний оказал военинженер 2 ранга Г.Э. Зухер и работники цехов завода.
В то время, когда на Мариупольском заводе изготавливались комплекты броневых деталей корпуса и башни для двух танков А-34, в Харькове на заводе № 183 в октябре – ноябре 1939 г. в КБ-520 форсированным темпом велась разработка чертежно-конструкторской документации по остальным составным частям танка А-34. Параллельно с этим, с целью определения надежности работы узлов, агрегатов и отдельных деталей при возросшей массе танка, а так же для определения влияния увеличенной массы на динамику танка, в отделе «500» были проведены заводские испытания второго опытного образца танка А-32, догруженного до массы 24 тонны, что соответствовало расчетной массе танка А-34 при толщине основных броневых листов в 45 мм.
Программа заводских испытаний догруженного танка А-32 была составлена 12 октября 1939 г. на заводе № 183, подписана главным конструктором завода М.И. Кошкиным и ведущем инженером 1-го отделения 8-го отдела АБТУ РККА майором И.Г. Пановым и утверждена директором завода Ю.Е. Максаревым. Согласно этому документу догруженный танк А-32 за время заводских испытаний должен был пройти в различных дорожных условиях в общей сложности не менее 1200 – 1500 км, и принять участие в специальных испытаниях по преодолению естественных и искусственных препятствий.
Предназначенный для заводских испытаний второй опытный образец танка А-32 (заводской номер 0367-7) был собран в начале октября 1939 г. в цехе «530» завода № 183 и в период с 8 по 10 октября прошел обкатку. От первого опытного образца танка А-32 (заводской номер 0365-3), проходившего полигонные испытания вместе с танком А-20, эта машина отличалась тем, что ее основным оружием являлась не 76,2-мм пушка Л-10, а 45-мм танковая пушка, установленная в башню, конструкция которой была аналогична конструкции башни танка А-20. Кроме этого на втором опытном образце танка А-32 не были установлены: оптические прицелы, смотровые приборы, механизм подъема пушки, приводы управления жалюзи, радиостанция, пулеметы, боеукладка с весовыми макетами артиллерийских выстрелов и пулеметными магазинами, запасные части, инструмент и принадлежности. Общая масса танка составляла 17 тонн.
Для увеличения массы испытуемого танка А-32 на нем разместили дополнительный груз, который был уложен на специально приваренных кронштейнах по обоим бортам (2665 кг на каждый борт), на носовой части корпуса танка (700 кг), а также на крыше башни (800 кг). Общая масса догруженного танка А-32 без экипажа составила 23 830 кг.
Второй опытный образец танка А-32, догруженный до массы 24 тонны Второй опытный образец танка А-32, догруженный до массы 24 тонны Второй опытный образец танка А-32, догруженный до массы 24 тонныИспытания проводились коллективом опытного цеха «540» отдела «500» при непосредственном участии начальника цеха «540» И.И.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Казимирова и инженера И.И. Гололобова, а также представителей АБТУ РККА – майора И.Г. Панова и военинженера 3 ранга П.П. Байкова. За время заводских испытаний, проведенных в период с 14 октября по 27 ноября 1939 г., догруженным танком А-32 было пройдено 1534 км, из них 447 км – по грунтовым дорогам, 505 км – по целине, 527 км – по булыжным шоссе и 55 км – по сырому песчаному грунту. Кроме этого, танк А-32 дважды (после выхода из строя коробки передач и центробежного вентилятора) буксировался на завод № 183 другим танком, общее расстояние, пройденное машиной на буксире, составило 88 км. Специальные испытания по преодолению естественных и искусственных препятствий, предусмотренные программой испытаний, из-за неблагоприятных метеорологических условий проведены не были.В «Отчете цеха 540 № 086 от 18.12.39», составленном по итогам заводских испытаний, относительно показателей подвижности догруженного танка А-32, было записано следующее:
«1. При движении танка по булыжному шоссе на IV-й передаче мотор способен был развить максимальные обороты 1400 об/м (скорость чистого движения 52 км/ч).2. Необходимо отметить, что переключение на IV-ю передачу производилось после того, когда танк уже двигался на III-й передаче при n = 1700 ÷ 1800 об/м, и лишь на равном участке пути или при небольшом уклоне. Даже при таких условиях мотор очень медленно развивал обороты. При небольших подъемах (примерно 3˚) переходить на IV-ю передачу нет возможности, так как мотор не в состоянии развить обороты. Эти же подъемы преодолеваются танком на IV-й передаче лишь при наличии инерции.3. При эксплоатации танка по грязной грунтовой дороге с наличием подъемов и спусков до 7° танк способен двигаться III-й передаче при n = 1600 ÷ 1700 об/м. IV-я передача на грязной грунтовой дороге не используется.4. При эксплоатации танка по грязной целине, с наличием подъемов и спусков до 12˚ использовать III-ю передачу полностью не удалось. Движение в основном по пересеченному пути производилось на II-й передаче, III-я передача использовалась только на ровных участках пути.5. Из вышеизложенного следует:а) При весе танка А-32 равном 24 тонны IV-я передача полностью не используется даже при движении на легких участках пути. Поэтому целесообразно снизить ее за счет увеличения передаточного числа с тем, чтобы максимальная скорость танка не превышала 50 км/ч.Средние скорости движения.Средние скорости движения танка за все время испытания получены следующие:а) Чистого движения – 28.2 км/ч
б) Техническая – 24.0 км/ч
в) Оперативная – 21.8 км/чСредние скорости движения танка при эксплоатации по грязной грунтовой дороге:а) Чистого движения – 28.6 км/ч
б) Техническая – 27.0 км/ч
в) Оперативная – 22.4 км/чСредние скорости движения танка при эксплоатации по булыжному шоссе:а) Чистого движения – 35.5 км/ч
б) Техническая – 24.6 км/ч
в) Оперативная – 23.5 км/чСредние скорости движения танка при эксплоатации по грязной целине:а) Чистого движения – 25.5 км/ч
б) Техническая – 23.0 км/ч
в) Оперативная – 20.8 км/ч<…>Запас хода.На основании полученных данных при рабочей емкости топливных баков 475 лт и масляных 60 лт запас хода танка определился следующим:1. Запас хода танка при эксплуатации по грязной грунтовой дороге:а) по горючему 235 км.
б) по маслу 630 км.2. Запас хода танка при движении по грязной целине:а) по горючему 203 км.
б) по маслу 362 км.3. Запас хода танка при эксплоатации по булыжному шоссе:а) по горючему 333 км.
б) по маслу 625 км».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1672. Л. 7, 10]
Необходимо отметить, что для определения основных показателей подвижности догруженного танка А-32 в зимних условиях в декабре 1939 г. в рамках заводских испытаний было проведено два дополнительных пробега, в ходе которых догруженный танк А-32 прошел 141 км преимущественно по мерзлым грунтовым дорогам со снежным покровом толщиной до 200 мм. При этом средние скорости движения танка составили: чистого движения – 29 км/ч, техническая – 28,3 км/ч и оперативная – 21,9 км/ч. Относительно возможностей по преодолению подъемов в отчете по испытаниям догруженного танка А-32 было отмечено, что:
«а) подъем 18° длиною 42 метра танком преодолевается на 1-й и 2-й передачах.б) подъем 21° танк в состоянии преодолеть на 1-й передаче на длине 10-ти метров, а на 2-й передаче на длине 13-ти метров.Лимитирующими в преодолении подъема 21° являются: на 1-й передаче – пробуксовывание гусеничных лент, а на 2-й недостает мощности, двигатель глохнет».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1672. Л. 17]
Теги записи: #танк т-34 #т-34 #средний танк #танки второй мировой #великая отечественная война
Предыдущие части цикла: #от_танков_бт_к_танку_т-34
Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-11-sozdanie-opytnyh-obraztsov-tanka-t-34/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 11. Принять на вооружение в ркка. Опытные образцы танка т-34. Глава 3.