Окончание. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ.
После капитуляции Голландии и Бельгии, а также катастрофы под Дюнкерком положение Франции было критическим. В Бельгии и Северной Франции, кроме самой бельгийской армии, оказались практически полностью разгромлены или уничтожены 30 французских и 9 английских дивизий. Французы потеряли свыше половины своих кадровых дивизий и большинство подвижных соединений.
Теперь у союзников в распоряжении имелась 61 дивизия. Ещё 5 дивизий удалось перебросить во Францию из Северной Африки и с Альпийского фронта. На «линии Мажино» длиной почти в 300 км до сих пор оставались 17 дивизий, главным образом крепостных. 22 дивизии находились в резерве главного командования, из них 10 выделили для обороны «линии Мажино». Таким образом, её теперь защищали всего 27 дивизий, каждая из которых оборонялась на фронте в 12-14 км.
Оборону «линии Мажино» осуществляла 2-я группа армий. На остальной части фронта действовали ещё две группы армий. В 4-ю группу армий входили 2-я и 4-я армии, а в 3-ю группу армий были включены 6-я, 7-я и 10-я армии. На левом фланге 10-й армии находились последние оставшиеся во Франции английские соединения, одна французская пехотная дивизия. Их поддерживали основные силы единственной вновь сформированной французской танковой дивизии.
Подборка фотографий французских тяжёлых танков В1 и B1bis, подбитых и захваченных немецкими войсками во время Западной кампании 1940 года:
В свою очередь с максимальной быстротой была проведена перегруппировка немецких войск. Фронт между побережьем Северного моря и рекой Уазой заняла группа армий «Б» (4-я и 6-я армии). У Абвиля, Амьена и Перонна заняли исходные позиции ударные части танковой группы генерал-лейтенанта Э. фон Клейста. В группу армий «А» входили 2-я, 9-я, 12-а и 16-я армии. Вдоль реки Эна располагались 2-я и 9-я армии, к ним примыкали 12-я и 16-я армии.
Гитлер, впечатленный успехами своих армий и, прежде всего, сокрушающей мощью бронетанковых частей, назначил генерала Г. Гудериана начальником отдельной танковой группы. Под началом генерала оказались четыре танковых и две моторизованные дивизии. «Танковой группе Гудериана», действовавшей в составе 12-ой армии генерал-полковника В. Листа, была поставлена задача – разгромить уцелевшие французские части южнее Парижа.
5 июня германская сторона силами 130 дивизий начала операцию «Рот» (по-немецки «Красный»). Группа армий «Б» перешла в наступление с рубежа реки Соммы в южном и юго-западном направлениях. Группа армий «А» нанесла удар в юго-восточном направлении с целью выхода в тыл линии Мажино. Ударные части 7-й танковой дивизии успешно форсировали Сомму и первыми спустя пять суток достигли берегов Ла-Манша у Дьеппа. «Я уже на море», – так коротко 10 июня генерал-майор Э. Роммель радировал в штаб группы армий «Б».
Общий ход боевых действий в период с 4 по 22 июня 1940 года.Первые удары группы армий «Б» по французским позициям между морем и рекой Уаза первоначально не принесли успеха фашистам. Только у Абвиля части 15-го моторизованного корпуса (командир – генерал танковых войск Г. Гот) глубоко вклинились в боевые порядки 10-й французской армии. 4-я армия пробила бреши в обороне союзников, вынудив их оставить свои рубежи на реке Сомма.
8 июня танковый корпус Гота уже продвинулся в район Руана и находился перед рекой Сенна. Один французский корпус и две английские дивизии, оборонявшиеся в районе Абвиля, были оттеснены к побережью. Часть английских войск в Гавре приступила к эвакуации. Основные силы союзников были окружены у побережья в районе Сент-Валери. Главные силы 6-й немецкой армии наступали по обоим берегам реки Уаза на Компьен, её левый фланг вышел к реке Эна в районе Суассона.
Наступление дивизий Гудериана в междуречье Эны и Марны началось 10 июня. Спустя пять суток «Танковая группа Гудериана» уже достигла верховьев реки Сона, преодолев с боями расстояние в 200 км. 11 июня передовые отряды танковой группы Клейста достигли реки Марна в районе Шато-Тьери, а также захватив Реймс. Танковая группа генерала Гудериана продвинулась к Шалону-на-Марне.
Подборка фотографий французских сверхтяжёлых танков Char 2C, доставшихся немецким войскам в качестве трофеев:
Ни один из десяти этих 75-тонных гигантов так и не принял участия в боевых действиях, став заложниками железнодорожного коллапса, поразившего северо-восточные провинции Франции в середине июня 1940 года. Шесть танков были подорваны французскими сапёрами и собственными экипажами, остальные Char 2C достались германским специалистам-танкостроителям в относительно исправном состоянии.В тот же день 7-я французская армия была отброшена назад на оборонительную позицию, прикрывавшую Париж. 4-я немецкая армия создала два плацдарма на левом берегу Сены юго-восточнее Руана. 7-я немецкая танковая дивизия форсировала Сену и проделала марш в 150 км за четыре неполных дня. 12 июня в районе Сент-Валери части Роммеля пленили 40 000 французских и британских военнослужащих.
Из 66 союзных дивизий 20-25 были полностью разбиты (в некоторых из них еще оставалось по 2-3 батальона пехоты и несколько орудий). Численность союзной истребительной авиации сократилось до 170-180 самолетов. Французское правительство переехало из Парижа в Тур, а оттуда вскоре переехало в Бордо. Утром 14 июня дивизии 18-й немецкой армии вошли в Париж. Войска группы армий «А» развивали наступление на Лион, а группа немецких армий «Ц» прорвала «линию Мажино» на участке южнее Саарбрюккена. 17 июня Гудериан доложил в штаб, что его войска достигли швейцарской границы в районе Юрских гор.
19 июня Роммель торжественно вступил в Шербур, победоносно завершив свой индивидуальный «блицкриг» против англо-французских сил. За время французской кампании танковые части Роммеля захватили 97 468 пленных, его подчиненные сбили 52 вражеских самолета и ещё 15 уничтожили на земле. В плен к Роммелю попали 5 адмиралов (в их числе Ж. Абриаль – командующий французским Атлантическим флотом), 22 генерала союзных войск, множество французских и английских штабов. 7-я танковая дивизия захватила 277 полевых пушек, 64 противотанковых орудия, 458 танков и броневиков, до 5000 грузовиков, 2000 автомобилей, более 300 автобусов, множество мотоциклов, лошадей и повозок.
Эрвин Роммель и экипажи его знаменитой 7-й танковой «призрачной» дивизии, которая на 40 % была укомплектована чешскими лёгкими танками Pz.Kpfw. 38(t).Соглашение о перемирии между Германией и Францией было подписано вечером 22 июня в Компьенском лесу. В тот же день капитулировали 8 союзных армейских корпусов общей численностью до 500 000 человек, отрезанные за «линией Мажино» и запертые в «треугольнике» Нанси – Бельфор – Донон. Вечером 24 июня перемирие было заключено между Францией и Италией.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Окончательно боевые действия на французской территории прекратились 25 июня 1940 года.Весьма любопытный факт, но абсолютно достоверные и точные сведения о потерях вооружённых сил Франции, Великобритании, Бельгии и Голландии во время Западной кампании найти крайне затруднительно. Общие потери союзников оцениваются приблизительно в 2,5 миллиона человек – около 100 000 погибшими, 245-250 тысяч ранеными, 12 000 пропавшими без вести, до 2 миллионов пленными. Наибольшие потери понесла Франция, её урон в живой силе составил 84 000 человек убитыми, до 150 000 ранеными, около 1,5 млн. пленными и пропавшими без вести. Трофеями Германии стали в общей сложности 2645 французских и английских танков, танкеток, колесных и полугусеничных бронемашин.
В ходе всей Французской кампании, длившейся в обще сложности 44 дня, войска Германии потеряли 27 047 человек убитыми, 111 043 ранеными, 18 384 пропавшими без вести. Бронетанковые части Вермахта безвозвратно потеряли 182 танка и 57 бронеавтомобилей. Всего же в период с 10 мая по 22 июня 1940 года Панцерваффе потеряли в боях и на марше 723 танка: Pz.Kpfw. I – 182, Pz.Kpfw. II – 240, Pz.Kpfw.35(t) – 35, Pz.Kpfw.38(t) – 54, Pz.Kpfw. III – 135; Pz.Kpfw. IV – 97.
Подборка фотографий германских танков, подбитых во время Западной кампании:
В чём же заключались главные причины столь впечатляющего успеха – полного и скоротечного разгрома вооруженных сил Франции, Бельгии, Голландии, а также сражавшихся на их стороне британских экспедиционных сил?
«В целом, оценивая французскую кампанию 1940 года, оказалось, что не число танков, а тактика их применения решает исход сражений. Бронетанковые силы Франции не смогли эффективно действовать крупными соединениями, а танки распылялись по всему фронту. Очень редко французы пытались использовать танки в наступлении в качестве основной боевой силы, а если и пытались, то использовали недостаточное количество машин. В лучшем случае в атаку шла одна неполная танковая дивизия. В результате, наткнувшись на сильную оборону противника, оснащенную в достаточном количестве противотанковыми средствами, атака захлебывалась. Таким образом, действия французских танковых соединений не выходили за рамки предвоенных представлений и характеризовались стремлением использовать танки в качестве САУ артиллерийской поддержки, отсутствием маневра», – такого мнения придерживаются И. Б. Мощанский и М. В. Коломиец.
Ещё более определёно высказывается Ф. фон Мелентин, называя главной причиной успеха блицкрига успешное действие частей Панцерваффе: «…своими победами в мае 1940 года Германия обязана в первую очередь умелому применению двух величайших принципов военного искусства – внезапности и сосредоточению сил. Исход кампании решали бронетанковые войска, так что по существу она была столкновением принципов боевого применения танков двух соперничающих школ. Военные руководители союзников мыслили нормами Первой мировой войны и распылили свои танковые силы, распределив их приблизительно равномерно по всему фронту, хотя лучшие их дивизии принимали участие во вступлении в Бельгию. Командование наших танковых войск считало, что танки надо использовать массированно.
Подборка фотографий, на которых запечатлены французские танки, подбитые, вышедшие из строя, брошенные и захваченные немецкими частями в качестве трофеев в мае-июне 1940 года:
Лёгкие танки AMR 35.Лёгкий танк AMR 33.Средние танки Char de Bataille D2. После капитуляции Франции 21 танк D2 вошёл в состав бронетанковых частей Вермахта под обозначением Pz.Kpfw. D2 733(f).Средние танки Somua S35. После капитуляции Франции 297 танков «Сомуа» были включены в состав частей Панцерваффе под обозначением Pz.Kpfw. S35 739 (f).Тяжёлые танки B1bis. Порядка 160 танков данного типа после капитуляции Франции пополнили бронетанковый парк Третьего рейха под обозначением Pz. Kpfw. B2 740(f).Преимущество наших танковых корпусов и дивизий состояло не только в отличной подготовке и прекрасных средствах связи, но и в том, что командиры всех степеней хорошо понимали, что управлять танковыми войсками надо, находясь непосредственно в боевых порядках. Это позволяло им сразу же использовать характерную для действий танков быстро меняющуюся обстановку и открывающиеся при этом возможности. …Французские и английские генералы не только отказались признать нашу теорию [блицкрига], но и не сумели принять необходимые меры противодействия. Даже после нашего прорыва на Маасе французские генералы были, видимо, неспособны сосредоточить свои танки, а тактика французских танковых частей была чересчур негибкой и шаблонной».
А. В. Лобанов также считает, что германские бронетанковые войска победили благодаря своему подавляющему тактическому превосходству, которое позволило компенсировать имевшиеся технические проблемы и количественное меньшинство: «В целом необходимо отметить, что даже с такой далеко не первоклассной техникой, как Pz.Kpfw. I, Pz.Kpfw. II и Pz.Kpfw.35(t), немецкие Панцерваффе показали очень высокую эффективность. Ни французские, ни британские войска ничего не смогли противопоставить массам этих лёгких танков, поддерживаемых пехотой, артиллерией и массированными ударами пикировщиков Люфтваффе. ...Однако всё же не танки были причинами столь успешных действий Панцерваффе, а именно гибкая и продуманная организационная структура танковых и моторизованных дивизий, умело налаженное взаимодействие частей и подразделений всех родов войск в танковых и моторизованных дивизиях. Большая часть сражений, выигранных соединениям Панцерваффе у французских танковых и механизированных дивизий, была выиграна благодаря тому, что неразберихе, неорганизованности и слабой управляемости французских дивизий были противопоставлены устойчивое управление и чёткое взаимодействие немецких соединений».
Общие тактико-стратегические выводы Западной кампании наиболее ёмко подвёл А. Г. Больных: «Это первая кампания, в которой немецкой армии удалось полностью реализовать все идеи блицкрига. При этом немцы очень удачно совместили большой и малый блицкриг, так как молниеносный прорыв танковых войск привёл к столь же стремительному крушению Франции. Однако всего этого Вермахт добился благодаря упрямству и неповиновению командира XIX танкового корпуса Гейнца Гудериана. Если немецкая армия на Западном фронте действовала в точном соответствии с пунктами плана "Гельб", ни о каком блицкриге не пришлось бы и мечтать. А тк получился идеальный вариант, который даже сами немцы больше не сумели повторить ни разу».
Ещё одна подборка фотографий французских танков, подбитых, вышедших из строя, брошенных или захваченных немецкими частями в качестве трофеев в мае-июне 1940 года:
Полностью публикацию «Танковые сражения Второй Мировой. Западная кампания» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Часть 1-я. Накануне.
Часть 2-я. Стальной таран Панцерваффе.
Часть 3-я. Триумф блицкрига.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/и принадлежат их авторам.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой сайт! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Танковые сражения Второй Мировой. Западная кампания. Часть 3-я. Триумф блицкрига.