Причиной появления в германской армии танка Пантера, как известно, является реакция немцев на новые советские танки Т-34 и КВ.
При всем своем несовершенстве, советские танки смогли неприятно удивить армию вермахта, ведь самым тяжелым танком германии на период начала Второй мировой был T-IV F, весивший только 22,3 тонны. Для блицкрига, как его видели немцы, вполне должно было хватить Т-3 и Т-4 Хотя Даймлер-Бенц, Крупп и МАН и создавали уже новый средний танк, но было задумано, что его вес не должен быть больше 20 тонн. Да и работы шли очень неспешно, как и работы фирмы Хеншель по созданию танка прорыва весом 30 тонн. Хеншель работала над ним уже с 1937 года, а в 1941 танка не было и близко. Никто никого не подгонял, конкретных технических заданий не было.
И тут оказалось, что германские тройки и четверки не в состоянии противостоять новым советским танкам. Все работы по абстрактным танкам были остановлены, а Даймлер-Бенц и МАН получили заказ на средний танк массой в 35 т. Тяжелый танк, ставший впоследствии знаменитым Тигром, поручили Хеншелю и Порше, но это выходит за рамки этого повествования.
Итак, Пантера...
Все решили бронирование и 76 мм артсистема новых советских танков, сделавшие тройку и четверку крайне уязвимыми и неспособными к равной борьбе с ними.
С той же тридцатьчетверкой немцы ознакомились очень подробно, в силу того, что сумели захватить приличное их количество неповрежденными или с минимальными повреждениями. Недостатки и достоинства Т-34 были им хорошо известны. На их основе и были сформулированы требования к новому германскому среднему танку - способность выдерживать попадание 76 мм советской танковой пушки (Л-11 и Ф-34) и мощное вооружение, способное гарантированно уничтожать танки противника на поле боя. Прочие обязанности среднего танка также никто не отменял - это и уничтожение полевой артиллерии и огневых точек противника, и поддержка пехоты.
Строго говоря, Пантеру можно назвать средним танком только с натяжкой. По классификации СССР и союзников это был всё же тяжелый танк, но призванный выполнять те же функции, что и советский Т-34 и американский Sherman.
Поставленное задание - создание 75 мм танковой пушки, способной с 1000 метров пробивать 140 мм броню, решила фирма Рейнметалл - Борзиг, создавшая сначала артсистему Pak 40, которая всё же не была способна на столь разрушительное действие и, в танковом исполнении, под названием KwK 40, пошла на вооружение немецких самоходок и T-IV. А Пантера получила их следующую чудовищной мощности пушку - KwK 42.
Снаряд из KwK 40 L48 имел начальную скорость 790 м/сек, и это было много, советская Ф-34, которой вооружался Т-34 - только 655 м/сек. Но длинностволка KwK 42 L70 отправляла свой снаряд, весом 6,8 кг со скоростью 925 м/сек. А в плане бронепробиваемости KwK 42 L70 выигрывала даже у 88 мм орудия Тигра на дальности прямого выстрела.
В части бронирования тоже была проделана большая работа. Верхняя лобовая деталь толщиной 80 мм и расположенная под углом 57 градусов и нижняя - 60 мм, располагалась под углом 53 градуса, 110 мм лобовая броня башни с углом наклона в 10 градусов и 110 мм литая маски пушки делали Пантеру неубиваемой в лобовую проекцию для 76 мм орудия Т-34 с любых расстояний.
Броня борта и кормы башни германского танка составляет 45 мм с наклоном в 25 градусов, наклонный лист корпуса – 40 мм (в поздних модификациях - 50 мм) с наклоном в 42 градусов, вертикальный лист корпуса – 40 мм, в то время как у Т-34 соответствующие толщины составляют 45, 40 и 45 мм. Вроде бы и толщина бортовой брони у Т-34 была побольше, и углы рациональнее, но броня лобовой проекции Пантеры и мощнейшая пушка давали немецкому танку явное преимущество. Все же большой для среднего танка вес должен был компенсировать бензиновый Майбах 700 л.с.
Компоновку Пантера получила традиционную для немецких танков: двигатель в корме, трансмиссия – в носовой части, ведущими колесами были передние. Подвеска использовалась торсионная, от подвески Кристи отказались сразу, но о ней чуть позже.
Причина, по которой танк сделали бензиновым была проста - дизельное топливо было в дефиците, так как в основном уходило на флот для подводных лодок.
Серийное производство PzKpfw V Пантера осуществлялось с января 1943 по апрель 1945 годов. До этого в 1942 были изготовлены два прототипа V1 и V2.
В серию пошла машина с индексом Ausf. D с боекомплектом из 76 снарядов и бинокулярным телескопическим прицелом TZF-12.
С конца лета 1943 года выпускалась модификация с индексом Ausf. А с более простым монокулярным прицелом TZF-12А и шаровой установкой курсового пулемета вместо бугельной. На этой модификации произошла унификация командирской башенки с таковой на Тигре.
Обратите внимание: Танк Пантера: в чём заключалась его устрашающая мощь.
Несколько таких танков экспериментально оснастили приборами ночного видения.Начиная с марта 1944 года в серию пошла самая массовая Пантера версии Ausf. G, которая претерпела ряд изменений, сделавших её корпус более технологичным и чуть более простым. Из лобового листа убрали люк мехвода, угол наклона бортов уменьшили до 30 градусов, а их толщину наоборот увеличили до 50 мм. Был увеличен боекомплект, составлявший теперь 82 выстрела. На самых поздних вариантах этой модификации ещё и изменили форму маски орудия, чтобы предотвратить рикошетирование снарядов в крышу корпуса.
Пантера Ausf. F и Пантера 2 в серию не пошли. От первой было создано только 8 корпусов и 2 башни, а от второй - только 1 корпус, ныне хранящийся в музее Паттона в Форт-Ноксе.
По сути, немецкие танкостроители создали, казалось бы, практически идеальный танк, причем сделали это с нуля, без преемственности. Но это не могло не повлечь за собой трудности с производством. Да и вес танка - 44,8 тонны уже не позволял считать его средним. Именно вес и можно считать его главным недостатком - погоня за идеальным средним танком неожиданно превратило последний в тяжелый.
Дебютировал танк на Курской дуге и не слишком удачно - 5-6 июля 1943 года, в ходе боев, немцами было потеряно 55 танков Пантера. Всего за Курскую битву, к 14 июля 1943 года на данном направлении у Германии осталось 20 исправных танков Пантера из 192 участвовавших в Битве. За 1943 год, из 841 танка Пантера, на советско-германском фронте осталось 80 боеспособных машин.
Пантера легко поражала Т-34 в лоб, оставаясь сама в лобовую проекцию неуязвимой для 76 мм орудия, являвшегося в РККА основным. Танк был удобен для работы экипажа, состоявшего из 5 человек, имел превосходную оптику... Но был высок - 2980 мм за счет расположения торсионов и карданного вала между дном танка и боевым отделением. Проблема вроде бы не особо серьезная - тот же Sherman тоже был высоким, но высота влияет на дальность прямого выстрела, а Пантера была выше даже Шермана.
Плавность хода, которую ставят в достоинство Пантере, была достигнута через ещё один большой недостаток - шахматное расположение катков, конструкции Генриха Книпкампа. Эта ходовая была очень тяжелой и крайне трудной в ремонте и обслуживании - чтобы добраться до задних катков требовалось снять передние. Прицельного же огня сходу Пантера вести не могла - требовалась остановка. На самом деле, кроме веса, это была хорошая ходовая, но только до момента первой более-менее серьезной поломки или повреждения - танку сразу требовался ремонт в заводских условиях. В полевых условиях ремонт был очень труден, а трансмиссия страдала от "детских болезней" более года, с момента выпуска машины в серию.
Танк был недостаточно подвижен для маневренной войны и быстрых глубоких рейдов, но при этом дорог, сложен в производстве и не мог быть произведен в больших количествах по чисто экономическим причинам. Хотя всё же их производилось намного больше, чем Тигров.
Как показала практика, Пантера не стала идеальным средним танком, но и до тяжелого не дотянула из-за недостаточного бортового бронирования. Если не удавалось встать к противнику в лоб, а последний имел пушку помощнее, например ЗИС-С-53, которой был оснащен Т-34-85, то у Пантеры были серьёзные проблемы. А вот для оборонительной войны танк подходил прекрасно, расстреливая советские и союзнические танки из засад. Пантеру уже в начале 1943 хотели оснастить ещё более мощной пушкой и бортовой броней в 60 мм (Пантера 2)
Вот такая необычная машина получилась у немецких инженеров. Сложная, дорогая ( хотя и не настолько, как Тигр) капризная, мало пригодная для глубоких военных операций, со слабым бронированием для взлома эшелонированной обороны, но до конца войны способная уничтожать любую советскую и союзную бронетехнику.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Танк Пантера. Тяжелый среди средних.