Зееловские высоты. Последняя высота 1-й гвардейской танковой бригады гвардии полковника Темника

В апреле 1945 года, на завершающем этапе Великой Отечественной войны, Красная Армия покончила с группировками вермахта в Пруссии, Восточной Померании, очистила территорию Венгрии, заняла восточную Австрию, выйдя  к Одеру и Нейсе, в ходе Висло-Одерской наступательной операции овладела Кюстринским плацдармом. Отсюда до Берлина оставалось несколько десятков километров, а до конца войны - "еще немного, еще чуть-чуть..."

На недавней Ялтинской конференции союзники по антигитлеровской коалиции пришли к соглашению: Берлин будут брать советские войска. Это вовсе не мешало Черчиллю и Рузвельту рассматривать и прямо противоположный вариант - первыми ввести войска в Берлин. Желание англосаксов не раз было озвучено устами генерала Эйзенхауера: "...если после взятия Лейпцига... можно будет без больших потерь продвигаться на Берлин, я хочу это сделать".

Войска союзников и впрямь не имели больших потерь, что не удивительно: немцы массово сдавались без боя. 7 апреля Агентство Reuters передавало официальное сообщение штаба верховного командования экспедиционных сил союзников: за 5 апреля на Западном фронте взято в плен 40 107 немецких солдат и офицеров...

Так что для союзников речь о штурме столицы третьего рейха, разумеется, не шла - немцы перед их войсками разве что ковровую дорожку не стелили. Но Красная Армия - это совсем другое. Против ее частей третий рейх собирал все возможные резервы, лишь бы сдержать наступление на Берлин.

К середине апреля наша разведка хорошо изучила приемы и методы противника, о чем докладывала в обобщенной сводке перед началом наступления на Берлин. Согласно сводке, танки часто применялись противником против пехоты группами по 15-20 машин. Активно применялись танковые засады на "узко-проходимых местах и лесисто-болотистых районах с задачей внезапным огнем нанести потери передовым подразделениям и задержать продвижение наших войск". Пехотные части усиленно вооружались "Фаустами", в бой вводились специальные танко-истребительные батальоны и группы.

Создавались ударные танковые кулаки, которые "концентрировались на флангах наступающих войск с целью нанесения фланговых ударов". Прорвавшиеся в тактическую глубину обороны подразделения старались отрезать , окружить и уничтожить. Не пренебрегали немцы диверсиями, которые проводили специально создаваемые группы. Диверсанты действовали под видом местных жителей, в штатской одежде, часто изображая беженцев. В повозках и чемоданах "беженцы" перевозили взрывчатку, оружие, радиостанции. Группы диверсантов подрывали мосты, дороги, захватывали пленных.

Населенные пункты немцы быстро приспосабливали к обороне, используя большое количество каменных построек. В этом они были большие мастера. Упорная оборона гарнизонами в отрыве от остальных войск имела целью отвлечения внимания и сил от главного направления действий.

Другими словами, Красную Армию на подступах в Берлину ждал враг, который все еще был очень силен.

16 апреля 1945 года началась Берлинская операция. Основные цели операции: овладеть столицей Германии, разгромить остатки группы армий "Центр" южнее Берлина, прижать к морю и уничтожить немецкие войска севернее Берлина, выйти на разграничительную линию с союзниками на реке Эльба.

Для участия в Берлинской операции привлекались силы 1-го Белорусского фронта (Г.К. Жуков), 2-го Белорусского фронта (К.К. Рокоссовский), 1-го Украинского фронта (И.С. Конев), Балтийского флота (В.Ф. Трибуц) и Днепровской флотилии (В.В. Григорьев). Общая численность бойцов и командиров РККА, участвовавших в операции, достигала 2 350 000 человек. Кроме того, в операции участвовали и соединения Войска Польского.

Перед нашими войсками стояла сложная задача – прорыв Одерско-Нейсейнского оборонительного рубежа и ликвидация Берлинского оборонительного района. Боевые действия должны были проходить на фронте шириной в 300 километров.
Наиболее сложным препятствием обоснованно считалась линия обороны противника, проходившая по Зееловским высотам - крупного оборонительного района в 50-70 километрах восточнее Берлина.

Берлинская операция и началась со сражения за Зееловские высоты.

М.Е. Катуков и Н.К. Попель над картой. Апрель 1945 года.

Зееловские высоты существенно отличались от большинства укрепленных объектов, с которыми советским войскам приходилось сталкиваться когда-либо ранее - сплошная двадцатикилометровая полоса крутых холмов по 30-50 метров высотой, на которой было размещено не только тяжелое вооружение, но и ствольная артиллерия, укрепленная силами элитных мотострелковых частей численностью около 200 тысяч человек, включая специальные танковые батальоны (всего задействовано не менее 500 танков).

Позиции были заранее укреплены в инженерном отношении, вырыты сплошные траншеи для пехоты, оборона насыщена большим количеством огневых точек и противотанковых рвов. Подступы к высотам были заминированы и простреливались артиллерийско-пулемётным огнем. Плотность стволов была доведена противником до 200 орудий на один километр фронта. В целом позиция обороняющейся стороны весьма выгодная.

Атака пехоты на Зееловских высотах.

Ожесточенное сражение за Зееловские высоты продолжалось три дня.

16 апреля началась активная фаза наступательной операции. Плотность тяжелого вооружения в этот момент доходила до  300 орудий на каждый километр фронта. Рано утром на первую полосу немецкой обороны обрушился удар 10500 орудий и систем залпового огня. После артподготовки войска, перешедшие в наступление, в течение почти двух часов не встречали никакого сопротивления – позиции противника были уничтожены. Среди офицеров вермахта даже прошел слух о "неизвестном русском оружии".

Противник отвел войска на главный оборонительный рубеж. Здесь, у Зееловских высот, продвижение танковых и стрелковых частей остановилось. "Во второй половине дня противник частями 20-й мотодивизии, танковой дивизии "Мюнхенберг", мотодивизии "Курмарк", 303-й пехотной дивизии, при поддержке 404-го народно-артиллерийского корпуса упорно сопротивлялся передовым отрядам 1-й танковой армии. Отмечено действие 3-4 артиллерийских полков" (из жбд 1-й гв. ТА).

Новые дивизии вермахта, сформированная в марте дивизия "Мюхенберг" и в январе - " Курмарк" оцениваются исследователями как недостаточно боеспособные При этом надо учитывать, что сама выгодная позиция обороны в целом, рельеф местности и активная поддержка артиллерии позволила им некоторое время успешно действовать против наступления и не допускать прорыва главной полосы обороны частями 1-й танковой армии.

1-я гвардейская танковая бригада под командованием гвардии полковника Абрама Матвеевича Темника считалась наиболее обученной и боеспособной в 1-й гв. танковой армии. В составе передового отряда, с приданными артиллерийскими и минометными частями, бригада сломила оборону противника на высоте 11,9 и овладела Заксендорфом, но дальнейший штурм Зееловских высот успеха не имел.

Обратите внимание: Николай Орлов, участник Сталинградской битвы, бывший командир танковой роты.

Потеряв часть танков и несколько экипажей, танки бригады просочились по дефиле железной и шоссейной дорог, где не было возможности обстреливать танки прямой наводкой.

Командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков принял решение к вечеру 16 апреля ввести в бой обе танковые армии. В отличие от первоначального плана, армии вводились еще до овладения Зеловскими высотами. Ставка Жукова на укрепление наступающих танками сыграла: под прикрытием бронетехники, обстреливавшей укрывшихся на холмах корректировщиков и орудия, инженерные войска смогли пробить брешь в обороне противника. Пробившись через минные поля, противотанковые столбы и надолбы первые советские солдаты "врезались" в первую линию занятого противником района.

Но только к исходу следующего дня дивизии 5-й ударной и 8-й гвардейской армий генерал-полковников Н.Э. Берзарина и В.И. Чуйкова совместно с танковыми корпусами при поддержке бомбардировочной и штурмовой авиации достигли успеха в прорыве обороны врага на второй полосе и продвинулись на 11-13 километров.

Командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Георгий Константинович Жуков на командном пункте Зееловских высот. Крайний справа — член Военного совета фронта генерал-полковник К.Ф. Телегин, крайний слева — командующий артиллерией 1-го Белорусского фронта генерал-полковник В.И. Казаков, второй слева — начальник тыла фронта генерал-полковник Н.А. Антипенко.

Жуков ругал танкистов:

"Хуже всех проводят наступательную Берлинскую операцию… 1-я танковая армия под командованием генерал-полковника Катукова и 2-я танковая армия под командованием генерал-полковника Богданова. Эти армии, имея колоссальнейшие силы и средства, второй день действуют неумело и нерешительно, топчась перед слабым противником…"

В те же дни Жуков высыпал пачку выговоров командирам стрелковых соединений, начиная с командующего 69-й армией генерал-лейтенанта В.Я. Колпакчи.

Впрочем, такое бывало не раз. Ругали командиров и Конев, и Толбухин даже в ходе самых успешных операций... а через несколько дней части получали благодарности от Верховного командования и составляли длинные списки представленных к наградам.

Схема наступления.

17 апреля немецкое командование начало вводить в бой резервы, которые за несколько часов активного огневого контакта с наступавшими по всей ширине линии обороны войсками были уничтожены практически полностью. Спустя сутки немецкие солдаты и офицеры начали сдаваться в плен.

В авангарде частей 1-й гв. танковой армии опять шла 1-я гвардейская танковая бригада гвардии полковника Темника. Именно в 1-й гвардейской воевали наиболее подготовленные для штурма укрепленных районов бойцы, за процессом обучения которых полковник Темник следил лично. С начала месяца в бригаде проводились учения по темам: действия танкового экипажа при штурме ДЗОТ, действия из засад, действие штурмовой группы в населенном пункте, стрельба на самооборону ОП против танков и пехоты и т.п.

17 апреля 1-я гвардейская танковая бригада совместно с 400-м гв. самоходно-артиллерийским полком, "перейдя в решительное наступление, после 30-минутной артподготовки, используя огневую мощь танков и маневр танков на поле боя, в 14-00 преодолела сопротивление противника на заранее подготовленном оборонительном рубеже, с боем овладела Дольгелин...". Противник был выбит с железнодорожной станции Дольгелин, что способствовало успешному захвату Зееловских высот.

Герой Советского Союза Абрам Матвеевич Темник (1907-1945).

"Командир бригады гвардии полковник А.М. Темник умело организовал боевые действия бригады 15—28 апреля 1945 года. За этот период танкисты бригады уничтожили 194 орудия противника, 1250 солдат и захватили 23 орудия, 9 танков и 56 пленных" (из наградного листа полковника А.М. Темника). Звание Героя Советского Союза Абраму Матвеевичу Темнику присвоено посмертно. 29 апреля он скончался от полученных в уличном бою ран.

За 17 апреля урон противнику, причиненный 1-й танковой армией: уничтожено солдат и офицеров 2400, танков 15, 21 танк подбит, СУ -8, орудий разного калибра 52, бронемашин 2, минометов 8, пулеметов 79, автомашин 26, самолетов 5, артминбатарей 4, подавлен огонь 18 арминбатарей, разбито ДЗОТ- 5. Захвачено 37 пленных, орудий разного калибра 6.

Потери армии: сгорело Т-34-13 , ИС-122-3, Су-76-3, Су -100- 1. Подбито Т-34 - 25, ИС-122-4, Су всех калибров -5. Убито 38, ранено 175 человек.

18 апреля 1-я гвардейская танковая армия, наступая в юго-западном направлении, заняла Марксдорф и глубоко охватила немецкие войска, оборонявшиеся перед фронтом 8-й гвардейской армии и 69-й армии. 8-я гвардейская армия к исходу дня вышла к Требницу.

Еще сутки потребовались для того, чтобы прорвать и третью оборонительную полосу Одерского рубежа. Советские войска вышли на оперативный простор. Дорога на Берлин была открыта.

Из журнала боевых действий 1-й гв. ТА : "21 апреля противник остатками частей 9 АДД, 18-й ТД, МД "Мюнхенберг" 20-й МД, 303-й ПД, частью сил МД "Курмарк" и вновь введенными 5 батальонами фольксштурма, 9-м учебным разведывательным батальонами, при поддержке 404-го народно-артиллерийского корпуса, 1207 зенитного дивизиона, остатками зенитных полков оказывали упорное сопротивление с заранее подготовленных рубежей и ОП. Для непосредственной обороны Берлина противник ввел в бой формирование фольксштурма. 1 гв. ТА продолжала наступление на Берлин в полосе севернее реки Шпрее, Закончено преодоление внешнего обвода в укреплении Берлина. Войска армии форсировали водный рубеж на линии озер Штраус-Зее, Штинитц-Зее, Демериц-Зее, перехватили кольцевую автостраду Берлин и овладели городами Эггесдрорф, Рюдерсдорф, Эрнер, Вильгемсхаген.

Урон, нанесенный противнику: 2470 солдат и офицеров, орудий - 78, минометов -9, пулеметов- 41, самолетов- 3, автомашин 39, другая техника. Потери армии - убито 30, ранено 89 человек. танков сгорело 15, подбито 10. "

К вечеру 24 апреля советские войска накрыли крышкой один из самых крупных котлов конца Великой Отечественной. В окружении оказались почти 200 тысяч солдат и офицеров вермахта, большинство из которых благодаря грамотному планированию операции и своевременному введению танковых соединений удалось похоронить в считаных километрах от столицы рейха.

Практически полностью были уничтожены 502-й тяжелый танковый батальон и танковая дивизия "Мюнхеберг", личный состав которой силами советских артиллеристов, танкистов и пехоты был за пару дней сокращен с пяти тысяч до 224 человек, а также 1-я панцергренадерская дивизия СС "Нордланд", смятая наступавшими войсками и уменьшенная с 11 до 3,8 тысячи человек. Менее всего повезло личному составу 9-й парашютно-десантной дивизии: из девяти тысяч занявших оборону на Зееловских высотах немецких десантников обратно в Берлин вырвалась горстка из 500 человек, которых впоследствии в полном составе уничтожили при штурме Берлина.

Захваченные советскими войсками в боях за Зееловские высоты немецкие 105-мм полевые гаубицы.

1-я гвардейская танковая Чертковская дважды ордена Ленина, Краснознаменная, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого бригада 2 мая окончила боевые действия.

С 16 апреля по 2 мая понесла потери: сгорело танков 37, подбито 42. Потери личного состава: убито 75, ранено 339 человек. За этот же период бригада нанесла потери противнику: уничтожено танков 47, самоходных орудий 23, орудий разного калибра 58, складов 17, минометов 117, пулеметов 816, и проч., уничтожено 4700 солдат и офицеров. Захвачены трофеи: 2 танка, 54 орудия разного калибра, складов разных 38, жд вагонов 278, паровозов 4, автомашин 320. В плен взято 1700 солдат и офицеров противника.

Командир танковой роты 11-го отпп (1-я гв. танковая армия) Герой Советского Союза капитан Федор Акимович Липаткин (1918-1952) водружает красное знамя на балконе дома в отвоеванном районе Берлина.

#великая отечественная война #битва за берлин #танковые войска #маршал жуков #победа в вов

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Зееловские высоты. Последняя высота 1-й гвардейской танковой бригады гвардии полковника Темника.