Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 6. в поисках лучшей связи. Часть 7

Необходимо отметить, что представители завода № 183 в очередной раз были не согласны с рядом положений, изложенных в заключительном акте и протоколах комиссии по испытанию размещения радиостанции 71-ТК-3 в корпусе танка Т-34. Так, А.А. Морозов, А.А. Горбачев, Семененко и М.В. Бабкин в особом мнении, изложенном в заключительном акте, в частности, отметили:

«Согласно письма начальника ГАБТУ генерал-лейтенанта т. Федоренко от 8.VIII-40 г. № 74924с установка антенны изнутри машины не обязательна.
Увеличение отверстия в оси антенного ввода не может быть выполнено, т.к. неизбежно повлечет за собой увеличение диаметра отверстия в бортовом листе корпуса и практически не повлияет на уменьшение емкости антенного ввода.
Предлагаемый комиссией третий вариант размещения рации в корпусе должен быть проверен монтажом на машине, т.к. влечет за собой переделку в ряде узлов и механизмов танка, и потребует затраты времени на разработку. При выполнении 3-го варианта, РУН-10 не может быть установлен на полу танка справа от радиста, вследствие больших его габаритов, а может быть установлен под приемником на первой горизонтальной трубе.
Со своей стороны считаем, что испытанный вариант № 2 установки рации 71-ТК-3 в корпусе танка Т-34 может быть признан удовлетворяющем для работы, как не связанный с большими переделками отдельных узлов машины».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1130. Л. 42]

Вернувшись в Москву, подполковник И.Н. Дорофеев сразу же, 24 сентября 1940 г. составил донесение на имя начальника 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА военинженера 1 ранга С.А. Афонина, в котором подробно изложил все этапы работы комиссии. Заканчивалось донесение следующими словами:

«В основном можно на сегодня считать вопрос решенным, по возможному размещению рации в носу корпуса танка. Требуется только заводу приложить старания по наилучшему размещению рации и конструкции бокового антенного ввода. С нашей стороны необходимо еще раз проверить работу завода по выполнению указанных выше требований».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1182 Л. 3]

С отъездом И.Н. Дорофеева в Москву дальнейшую работу комиссии по испытанию установки радиостанции 71-ТК-3 в носовой части корпуса танка Т-34 возглавил районный инженер УС КА полковник А.М. Бешенев.

Выполняя решения комиссии, изложенные в заключительном акте от 22 сентября 1940 г., коллектив отдела «500» завода № 183 уже к 28 сентября 1940 г. произвел установку радиостанции 71-ТК-3 в танках Т-34 № 0618-4 и № 0618-3 по третьему варианту – в правой части отделения управления.
Приемник, в амортизационном каркасе был установлен на двух кронштейнах на трубе балансира правого переднего узла подвески перед сидением стрелка-радиста. Передатчик в каркасе размещался справа от сиденья стрелка-радиста на правом вертикальном борту машины между пружинами переднего узла подвески и шахтой второго узла подвески. Умформер РУН-10 и аккумулятор 4 НКН-10 были установлены под приемником на трубе балансира, а умформер РУН-75 – под передатчиком. Ввод антенного устройства осуществлялся через отверстие в правом листе подкрылка корпуса. Центральный переключатель радиостанции располагался над передатчиком в нише подкрылка корпуса рядом с антенным устройством. Ручной регулятор напряжения и распределительный щиток были закреплены на верхнем лобовом листе корпуса между люком механика-водителя и шаровой установкой лобового пулемета.

Размещение радиостанции 71-ТК-3 в носовой части корпуса танка Т-34 по третьему варианту Размещение радиостанции 71-ТК-3 в носовой части корпуса танка Т-34 по третьему варианту Размещение радиостанции 71-ТК-3 в носовой части корпуса танка Т-34 по третьему варианту

Испытания обоих танков в целях определения предельной дальности радиосвязи между машинами, как на стоянке, так и при движении, а также для проверки удобства пользования приборами радиостанции были проведены 28 сентября 1940 г. с 9 до 17 часов северо-восточнее Харькова. В процессе испытаний были получены следующие результаты, зафиксированные в отчете № 027:

«1. При движении обоих машин на 3-й и 4-й скоростях на всех рабочих оборотах двигателя машины и расстоянии 15 – 16 клм. между машинами двухсторонняя радио связь была уверенной и непрерывной со 100 % прохождением контрольных радиограмм.
При увеличении расстояния между машинами более 16 клм. связь при движении машин была неуверенной. На стоянке машин предельная дальность связи была около 26 клм.
2. В процессе испытания на связь выявлено, что при данном размещении радиостанции пользование всеми приборами радиостанции вполне возможно и незатруднительно, как на стоянке, так и при движении машины. Наряду с этим указанное размещение обладает следующими недостатками, затрудняющими доступ к различным механизмам машины и управление ими экипажем:
а) Вследствие малого зазора между плоскостью передатчика и правой боковой стенкой приемника, доступ к затяжной гайке ленивца совершенно невозможен.
б) Вследствие малого зазора между рычагом правого бортового фрикциона и левой боковой стенкой приемника возможны случаи цепляния руки водителя за каркас приемника, что может привести к аварии машины.
в) При размещении передатчика на правом борту машины и имеющемся на машине сидении, нахождение на сидении стрелка радиста, вследствие чрезмерной тесноты в летних условиях крайне стеснено, а в зимних условиях будет совершенно невозможно.
г) При настройке приемника и передатчика радист, наклоняясь, ударяется головой о прибор РРН, расположенный на верхнем наклонном броневом листе».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1130. Л. 73 – 74]

Но, несмотря на отдельные недостатки, в общем, такое размещение радиостанции было признано комиссией приемлемым. В заключительном акте от 30 сентября 1940 г. было указано:

«Данный вариант обеспечивает по сравнению с первым и вторым вариантом наиболее удобное управление рацией, наибольшую отдачу тока в антенну, а следовательно и дальность связи до 15 – 16 км на ходу машин вместо 10 – 12 км при втором и первом варианте (см. протокол испытаний от 21 и 22 сентября 1940 г.).
Исходя из этого предложить заводу № 183 выпускать радиомашины с расположением р/ст. в носу машины по третьему варианту».
[РГВА.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1130. Л. 76]

В целях повышения удобства пользования радиостанцией и управлением танка, заводу № 183 было предложено устранить выявленные недостатки и провести следующие мероприятия:

«1. Передатчик крепить где и расположен, но передвинуть вперед до амортизационной пружины, для чего в защитном щитке пружины сделать соответствующую вырезку.
2. Приемник тоже где сейчас расположен, но передвинуть влево не менее как на 50 мм с тем, чтобы был свободный доступ к затяжке гайки ленивца. Крепление приемника необходимо производить на три точки, как и передатчик на угольники, плате или салазках прикрепленных к верхнему листу брони.
3. РУН-75 без изменений под передатчиком.
4. РУН-10 размещается там же под приемником, но с таким расчетом, чтобы стрелок-радист ногами в него не упирался, т.е. необходимо углубить его в нос машины до упора в баллон.
5. Главный переключатель рации крепится на том же месте с таким расчетом, чтобы он ложился на полку подкрылка правой ниши.
6. РРН перенести и крепить на потолке ниши над главным переключателем рации.
7. Щиток с предохранителями к рации и тумблера к ТПУ-2 или ТПУ-3 и освещения рации перенести и установить в правой передней части ниши, за главным переключателем рации.
8. ТПУ-2 аппарат № 1 на том же месте, по передвинуть вперед к передатчику. Аппарат № 2 без изменений, т.е. на левой стенке башни впереди командира.
9. Шнуры от ТПУ-2 аппарата № 1 к приемнику и передатчику должны быть укреплены под скобы, и не мешали бы в работе стрелку-радисту и водителю. Вилки данных шнуров, когда р/ст. не работает и закрыта, должны храниться в укрепленных брезентовых мешочках.
10. Телеграфный ключ к рации крепится на верхней части каркаса передатчика, для чего заводу 183 необходимо делать соответствующее гнездо для крепления телеграфного ключа.
11. Требования к антенному вводу остались те же, что и записано комиссией от 22/IX-40 г.
Наряду с этим необходимо:
а) В целях защиты антенного изолятора необходимо верхнюю часть стакана увеличить на 15 мм по высоте.
б) Дно стакана, защищающее антенный ввод от грязи, необходимо выполнить быстро открывающимся (не на винтах), и удаление его от гайки антенного ввода должно быть не менее как и до стенок стакана.
в) На диске, на котором сделаны выемки для фиксации положения антенны, необходимо сделать третью выемку, которая фиксировала бы антенну в наклонном положении с таким расчетом, чтобы тело орудия не замыкало антенну на землю. На первых же радиомашинах определить надежность и дальность радиосвязи, как на ходу машины, так и на месте.
с) Рукоятка антенного ввода для укладки антенны должна соответствовать направлению антенны, т.е. антенна вертикально и рукоятка вертикально – антенна горизонтально и рукоятка горизонтально.
12. Выключатель массы, укрепленный на шахте справа сиденья стрелка-радиста необходимо углубить его к вертикальному листу брони с таким расчетом, чтобы он не выходил за габариты сиденья.
13. Сиденье стрелка-радиста передвинуть влево примерно на 50 – 70 мм и назад. Разрешается ставить сиденье неподвижное. Предусмотреть и установить защиту от задевания стрелка-радиста кронштейнами сидений в башне.
14. В целях защиты от грязи и необходимой передвижки приемника влево, следует щиток контрольных приборов водителя углубить в нос машины за рычаги управления борт. фрикционами. Правый рычаг борт. фрикциона и рычаг кулисы необходимо выгнуть влево и на водителя с таким расчетом, чтобы они обеспечили управление машины водителем и дали бы возможность передвинуть тоже влево как приемник, так и сиденье стрелка-радиста для облегчения подтяжки гусеницы и удобства работы стрелком-радистом.
15. В целях удобства подтяжки гусеницы, а также удобства работы стрелком-радистом необходимо светильник КЛС установить вплотную на каркасе передатчика и погнуть кронштейн светильника назад. Светильник КЛС для освещения приемника крепить на каркасе приемника.
Наряду с выше изложенным предложить заводу 183 провести следующие мероприятия
16. В целях более точного установления дальности связи на ходу машины необходимо на первых 10 радиомашинах определить предельные дальности связи на ходу машин. Среднее значение этих дальностей должно служить пунктом ТУ на сдачу остальных радиомашин.
17. В целях проверки рации, расположенной в носу машины А-34 по третьему варианту, на механическую прочность крепления, качество монтажа и безотказность в работе на связь в условиях длительной эксплоатации, необходимо оборудовать три радиомашины с учетом требуемого настоящим документом размещения и дать заводу соответствующее по ним заключение по истечении испытания машин.
18. На всех линейных машинах необходимо производить полную постановку креплений радиостанции, как то антенный ввод, бонки, кронштейны, соответствующие переделки рычагов управления и т.д., согласно настоящего заключительного акта с таким расчетом, чтобы можно было без всяких переделок р/ст., вместе со всем обслуживающим оборудованием, из радио танков перенести и установить в линейном танке, т.е. линейный танк отличается от радиотанка только отсутствием р/ст. с ее обслуживающими агрегатами.
19. При установке ТПУ-3 аппарат № 3 следует устанавливать согласно протокола от 22/IX-40 г. комиссии по размещению р/ст.
Перед запуском в серию, провести повторное испытание монтажа ТПУ-3».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1130. Л. 76 – 79]

Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #средние танки #танки второй мировой

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-6-v-poiskah-luchshej-svyazi/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 6. в поисках лучшей связи. Часть 7.

Написать комментарий