.

Партизаны Народно-освободительной армии Югославии под предводительством товарища Иосипа Броз Тито не только вели долгую и беспощадную войну с фашистами в глубоких горах и лесах своего родного города, но и производили отечественную бронетехнику для этой войны.
Во время Второй мировой войны Югославия стала ареной ожесточённых боевых действий, в которых воюющие стороны использовали большое количество различных типов бронетехники. Это не обязательно самые известные примеры, такие как танки «Тигр» и «Пантера»; Боевые машины, воевавшие в Югославии, представляли собой смесь старых и новых моделей, полевых модификаций и импровизаций. Югославским партизанам приписывают создание весьма необычной бронетехники. В их число входят два отечественных бронеавтомобиля на базе шасси грузовых автомобилей.
Творческая история.
Хотя нацистской Германии и ее союзникам было легко завоевать Королевство Югославия, удержать эти территории было гораздо сложнее. Оккупанты столкнулись с быстро растущим движением сопротивления: партизаны и подпольщики активно занимались диверсионной деятельностью, разрушали железные дороги и мосты, атаковали изолированные позиции и опорные пункты оккупационных войск, а затем развернули полномасштабную военную операцию. Несмотря на попытки нацистов подавить сопротивление, партизаны, особенно коммунистические, продолжали быстро расти, вынуждая немцев отправлять на борьбу более крупные армии.

Фото - Знакомство нашего поколения с отважными партизанами товарища Тито началось с партизанских фильмов Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) - независимого жанра кино, в котором снимались такие звезды югославского кино, как Велимир «Бата» Живоинович, Любица Самарджич, Любе Тадич и др.
Для борьбы с оккупационными войсками стран Оси и их местными приспешниками партизаны использовали оружие, оставшееся от довоенной Королевской югославской армии или захваченное у врага. Антифашистский партизан
Они даже пытались спроектировать собственную бронированную машину.
В первой половине 1942 года партизаны вели ожесточённые бои в районе Боснийской Краины (Боснии) против сил Независимого государства Хорватия (НДХ, образованного хорватскими фашистами-усташами) и немецких войск. Противник применил большое количество бронетехники — танков, сверхлегких танков и бронеавтомобилей. В бою с формированиями НДХ в мае 1942 года партизанам удалось захватить два небольших танка и использовать их против их бывших владельцев, но оба были потеряны в июле 1942 года. Чтобы остановить продвижение противника и усилить собственную огневую мощь и защищенность, после освобождения шахты Любия и ее мастерских в середине мая 1942 года партизаны приступили к строительству двух бронированных грузовиков. Хотя захват этой мастерской обеспечил партизан необходимыми инструментами для строительства этих транспортных средств, остается неизвестным, где партизанские механики брали броневые листы. Возможно, они разбирали вагонетки на запчасти, но поскольку документальных свидетельств, подтверждающих это утверждение, нет, это всего лишь предположение.
Имя.
Оба автомобиля так и не получили официальных названий. Название, которое укоренилось в исторических документах, — «Партизанско оклопно возило», что означает «Партизанский броневик".
Хорватская версия.
Хорватский писатель Д. Предоевич (Оклопна возила и оклопне постройбе у другого светского Рату у Хрватской) утверждает, что строительство обеих машин фактически было начато войсками НДХ. Он пояснил, что партизанам удалось захватить Любю 17 мая 1942 года и удерживать ее до 10 июня, после чего они были вынуждены отступить. По моему мнению, построить эти две машины с нуля за столь короткое время невозможно. Одним из возможных объяснений является то, что партизаны захватили автомобили NDH, которые собирались из готовых деталей. В этот период хорватская армия фактически произвела несколько единиц бронетехники, поэтому у нее имелись необходимые навыки и опыт. Хотя эта версия может иметь долю правды, ее нельзя считать общепринятой из-за отсутствия точной информации.

В 1942 году NDH построила несколько импровизированных бронированных машин на базе шасси грузовиков. На фото несколько деревенских усташей в полугражданской форме прячутся за бронетехникой.
дизайн.
В качестве платформ для бронетехники конструкторы «Партизана» использовали шасси грузовиков Fiat и Magirus. Вероятнее всего, обе машины были захвачены у противника или найдены в мастерской на шахте Любие. Чтобы установить на них новый бронированный кузов, пришлось снять большую часть деталей, таких как кабина, задняя грузовая платформа и т д., оставив только шасси и двигатель.
Задние колеса полностью защищены полукруглыми броневыми пластинами. Однако партизаны так и не осуществили свой план: захваченные наступающим противником машины не имели защиты передних колес, которую впоследствии установили новые владельцы этих бронемашин.
Моторный отсек был полностью закрыт плоскими броневыми листами, за исключением крыши, которая была защищена наклонными броневыми листами. В боковых и верхней части моторного отсека были прорезаны четыре люка, вероятно, для обслуживания двигателя и в качестве вентиляционных отверстий. Справа от двигателя также была установлена небольшая антенна, но ее назначение неясно, поскольку у партизан не было подходящих радиостанций (красный флагшток для опознавания на поле боя?). Кроме того, перед двигателем установлены два буксировочных крюка. Вероятно, их предназначением было вытаскивать автомобили, если они съезжали с дороги или застревали в грязи — балканская специализация!

Вид сбоку на самодельную партизанскую бронемашину. Это фото было сделано после того, как его захватили немцы; передние колеса машины не имеют бронированного корпуса. Обратите внимание на два круглых отверстия в правой броне.
За моторным отсеком располагалось отделение для водителя и экипажа (солдат). Водительское сиденье находится слева и оснащено небольшим смотровым окном без солнцезащитного козырька. За ним следуют 6–8 членов экипажа и солдат. Находясь под полной защитой брони, они могли вести огонь по противнику через четыре орудийных порта (по два с каждой стороны.
Над боевым отделением была установлена меньшая надстройка с наклонными бортами. В передней его части конструкторы предусмотрели небольшое отверстие, вероятно, для стрельбы из пулемета. Хотя на имеющихся фотографиях не видно никакого установленного оружия, легко сделать вывод, что оно, несомненно, там есть. Тип оружия неизвестен, поскольку партизаны использовали множество различных типов и моделей; Фактически, на бронированную машину можно установить практически любое устройство. В то же время возможность установки противотанковой пушки была крайне мала из-за малых размеров башенного порта и общей редкости такого оружия в Югославии того времени. В крыше надстройки прорезан большой пятиугольный люк. Неясно, был ли в составе экипажа машины второй человек, выполнявший функции командира, помимо водителя, наводчика и солдат.
Задняя часть самодельной партизанской бронемашины, по-видимому, была защищена сильно наклонными броневыми листами. Также имело бы смысл установить еще один люк сзади, чтобы экипаж и десант могли безопасно входить и выходить из машины. Также сзади могут быть дополнительные бойницы. Но поскольку фотографий автомобиля с этой стороны нет, все это лишь предположения.
Из-за отсутствия информации о конструкции бронетранспортера «Партизан» нам известно о нем очень мало, за исключением нескольких сохранившихся фотографий. Например, неизвестна толщина использованных броневых листов. Неясно, будет ли эта броня действительно защищать от огня стрелкового оружия. Одна из немногих цифр, упомянутых в документе, — длина машины — около 5 метров.
Идентификация используемого шасси.
Хотя в немногих доступных источниках упоминается, что оба автомобиля были построены на шасси грузовиков Fiat и Magirus, не уточняется, какой именно тип использовался. Имеется только одна фотография бронемашины Guerrilla на шасси Machirus, но из-за ее низкого качества точная идентификация невозможна.

Точный тип шасси второй бронемашины было легче определить благодаря лучшему качеству фотографий. Хотя большинство деталей грузовиков были сняты и заменены бронированными кузовами, колеса остались прежними. На основании этого, а также того факта, что источник упоминает использование грузовиков Fiat, круг ответов можно сузить. Наиболее вероятным типом представляется FIAT 621. В Италии было произведено около 50 000 автомобилей FIAT 621 в нескольких версиях как для итальянских военных, так и для гражданских нужд. Основной причиной такого предположения является конструкция обода, которую можно увидеть на исторической фотографии. На нем восемь болтов для крепления к колесу и два больших круглых отверстия — обе эти особенности присутствуют на Fiat 621. Если это правда, то партизанская бронемашина на базе Fiat 621 была оснащена дизельным двигателем Fiat 324 мощностью 53 л.с и максимальной скоростью 60 км/ч. Из-за дополнительного веса брони реальная скорость импровизированной бронемашины была значительно ниже. «Изначальный» вес составляет около 2,5 тонн, но с добавлением брони и полного экипажа вес может увеличиться на тонну и более.

Вероятно, шасси грузовика Fiat 621 использовалось в какой-то модификации партизанской бронемашины.

Сходство между шинами Fiat 621 (слева) и Guerrilla Mod (справа) очевидно.
Различные отчеты о боевом применении бронетехники партизанами.
Как и когда две партизанские бронемашины были введены в бой, не совсем ясно, и разные источники по-разному рассказывают об их боевом применении. По мнению авторов Б. Б. Думитриевича и Д. Савича (Oklopne jedinice na Yugoslovenskom ratištu 1941-1945), партизанам не удалось завершить постройку бронетехники из-за быстрого продвижения сил противника. При спешном отступлении солдатам пришлось бросить две недостроенные машины, чтобы уйти от преследования карателей. Видимо, из-за критической обстановки на фронте партизаны даже не успели их уничтожить или хотя бы повредить, что было обычной практикой во время войны.
С другой стороны, Д. Предоевич («Оклопна возила и оклопне постройбе у другого светского Рату у Хрватской») утверждал, что, по донесениям партизанского командования, две машины успешно сражались во время попыток партизан выбить врага из города Сански-Мост. При этом экипажам обеих сторон ставились конкретные боевые задачи, и они даже смогли их выполнить. Однако атака в конечном итоге провалилась, и обе машины с тех пор исчезли из партийных записей.

Фото - Основу югославских партизан составляли отличные горные пехотинцы, имевшие при себе оружие. НОАЮ пыталась активно использовать бронетехнику, артиллерию и даже фронтовую авиацию, но широкого распространения ей удалось добиться лишь в 1944–1945 годах.
Дальнейшая судьба.
В конце июня 1942 года партизаны были вынуждены отступить из Люби. Две построенные ими бронемашины были захвачены наступающими силами противника. Точные обстоятельства, при которых это произошло, неясны. Согласно двум вышеупомянутым сценариям, их могли арестовать в мастерской «Любя» или во время неудавшегося партизанского нападения на Санский мост. Источники расходятся во мнениях относительно того, кто именно захватил танки «Красная звезда», приписывая это как немецким, так и хорватским формированиям NDH.
В любом случае обе бронемашины в конечном итоге попали в руки немцев и использовались ими. В отличие от фотографии, сделанной во время захвата одной из двух бронемашин, передние колеса этой немецкой бронемашины были закрыты броневой защитой. Во время наступления на Козару немцы использовали бывшую партизанскую бронетехнику, пытаясь уничтожить действовавших там партизан. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна, но, по-видимому, после этой операции они больше не использовались, или, по крайней мере, нет никаких записей об их использовании.

Один из двух бронеавтомобилей, собранных партизанами и попавших в руки немцев.
Обратите внимание: Самодельные гранатометы белорусских партизан.
Обратите внимание, что передние колеса защищены круглыми броневыми пластинами. Также, похоже, нацисты приделали фару к крыше автомобиля, но точно это не известно.в заключение.
Из-за нехватки ресурсов югославские партизаны-антифашисты часто были вынуждены полагаться на то, что у них было. Примером таких гениальных решений стали две самодельные боевые машины, построенные практически из подручных средств, обеспечивающие солдат бронированным прикрытием и повышенной огневой мощью. Из-за быстрого продвижения противника эти машины, вероятно, никогда не использовались в бою их создателями. Но, несмотря на поражение, партизаны продолжали бороться с врагом, создавая еще более странные машины, широко используя трофейную бронетехнику, а в конце войны получая от союзников танки — различные модификации легендарного советского Т-34-85 и легкие американские М3А1/А3 Stuart.

Партизанско Оклопно Возило, реконструкция арт. Ювнашви Шарма.
**********************
Партизанский «Танк".
еще одним героическим боевым самодельным детищем югославских партизан стала комичная бронемашина на базе средневекового «гуляй-городка», которую после войны назвали с долей иронии: Partizanski tenk — «Партизанский танк» (сербско-хорватское). Однако если вспомнить изначальное значение этого английского слова: «tank», то это действительно «tank".
Во время Югославской освободительной войны партизаны часто были вынуждены атаковать вражеские укрепления без достаточного вооружения, что, к сожалению, всегда приводило к большим потерям. Во время атаки на деревню Срб командиру партизан пришла в голову идея построить бронированную передвижную огневую точку для оказания помощи в предстоящем наступлении. Позднее изделие получило название «Партизанский танк".

Это вид сбоку на этот «танк», получивший среди бойцов собственное имя: Тенко. Люди могут любоваться его оригинальным дизайном.
Восстание Лики.
В течение нескольких месяцев после распада Югославии в апреле 1941 года коммунистическое движение сопротивления собирало все пригодное для использования оружие, которое могли найти его члены. В июне 1941 года, когда Германия начала вторжение в Советский Союз, югославское коммунистическое руководство решило, что пришло время начать освободительную войну против оккупационных войск стран Оси. С этой целью 27 июня 1941 года Коммунистическая партия создала Народно-освободительную армию Югославии, сокращенно НОАЮ (Narodnooslobodilačka vojska Jugoslavije), которая вскоре стала известна просто как «Партизаны».
к концу года на территории Югославии произошло несколько ожесточённых сражений между оккупантами и коллаборационистскими режимами. Антифашистские бойцы освободили некоторые районы страны, но большая часть была потеряна в ходе последующих контратак карателей. Одним из сражений было освобождение региона Лика, расположенного недалеко от хорватского побережья Адриатического моря. В июне 1941 года усташи (хорватские фашисты) систематически совершали здесь страшные преступления: массовые убийства местного сербского населения, евреев и цыган. Чтобы предотвратить геноцид, в начале июля партизаны создали Штаб партизанского отряда «Лика» (Štab Gerilskih Odreda). Позднее в том же месяце в регионе вспыхнуло народное восстание против оккупантов и их сторонников, после чего народные мстители совершили многочисленные нападения на позиции и сооружения противника.

Именно здесь, в небольшой деревне Неблусиме (Неблюси?), началась история партизанской бронетехники с гордым названием «Танк".
Рождение идеи.
В конце 1941 — начале 1942 года, когда партизаны вели ожесточенные бои за освобождение многих городов и сел Лики, батальон Марко Орешковича (профессиональный коммунист-революционер, интернационалист гражданской войны в Испании и участник Первой мировой войны — военный моряк, погиб осенью 1941 года) при поддержке других партизан получил приказ выбить итальянский гарнизон из деревни Србу.

Испанский республиканец Марко Орескович возглавил югославский интернациональный батальон бойцов «Джуро Джакович»; после своей смерти он лично дал название партизанскому батальону (который спроектировал «Танк Скайрей").
Относительно состава защитников в исторических источниках имеются некоторые разногласия, поскольку итальянцев якобы поддерживали отряды усташей (хорватских фашистов) и четников (сербских монархистов). Атака оказалась нелегкой задачей для легковооруженных партизан. Защитникам удалось укрепить крупнейшие здания деревни (школу и ратушу), а также некоторые из наиболее крупных частных домов, превратив их во временные, но мощные бункеры. Кроме того, в выгодных местах вокруг населенного пункта были созданы многочисленные огневые точки, оснащенные пулеметами.
Во время войны войска стран Оси (в частности, итальянская армия) содержали крупные гарнизоны во многих городах и деревнях, пытаясь подавить местные патриотические восстания и отразить атаки партизан. Они надеялись, что партизаны не посмеют атаковать оборонительные позиции регулярных войск. Однако, напротив, из-за рассредоточения оккупационных сил многие из этих опорных пунктов стали легкой добычей для партизан: их можно было изолировать и уничтожать по одному. Поскольку в этой оборонительной системе отсутствовали мобильные силы быстрого реагирования, итальянское командование в большинстве случаев не могло оказать помощь осажденным гарнизонам, несмотря на их отчаянные призывы о помощи. Партизанам удалось окружить и уничтожить большинство из них. Однако ситуация в селе Срб особенная. Он надежно защищен, и любая атака нанесет серьезный урон.

Югославские партизаны принесли большие жертвы в войне, и их самоотверженность также была велика. На фотографиях видно, как сотрудники дисциплинарных служб собирают тела убитых молодых партизан и их оружие, покрытое антифашистскими лозунгами, в целях устрашения.
Готовясь к наступлению на Срб, командир батальона «Марко Орескович» Йоко Йованович и политрук Милан Сиян выступили с идеей создания бронированной машины, а точнее, мобильной огневой точки, для прикрытия и огневой поддержки своих солдат.
Приступайте к работе.
Специалистом, ответственным за проектирование и производство «партизанского танка», был младший командир Стево Брозович. Он собрал шестерых бывших инженеров, механиков и кузнецов (Ивана Раздриха, Милана Маричича, Раде Любоевича, Никола Маричича, Лайоша Биквича и Ивана Шпачапана) и начал строить «колесницу» в кузнице одного из своих подчиненных, Раде Любоевича, в деревне Неблюсим. Сначала они собрали все доступные полезные материалы. Этим партизанским мастерам повезло, так как неподалеку находилась заброшенная железнодорожная грузовая станция, на которой хранилось большое количество разнообразных технических отходов в разной степени разложения. С бетономешалки сняли три колеса и ось. Возле железнодорожной станции Лос-Куин был обнаружен заброшенный вагон топливного поезда. Кроме того, на железнодорожном мосту недалеко от Лоскина партизаны обнаружили две большие металлические пластины (8x1 м). Будущие броневые пластины были доставлены в Лоскин на небольшой железнодорожной тележке, а затем, из-за отсутствия хороших дорог, ведущих к партизанской деревне Небрусим, бойцам пришлось переносить их вручную с помощью 25 местных жителей. После того, как все материалы были доставлены на главную базу в Неблусиме, сразу же началась разработка боевых самодельных изделий. После 21 дня напряженной работы (март 1942 года) «танк» был готов.
дизайн.
«Источником» «танка со световым люком» является котел паровоза. Хотя источник не приводит точных сведений о конструкции танка, вполне вероятно, что партизаны разрезали танк пополам и использовали одну половину в качестве основы. Толщина стенки котла составляет 6~8 мм, высота — 1,25 м, ширина — 1,7 м. Затем накройте его стальной пластиной толщиной 4,5 мм (кроме верха и низа). Эту самодельную броню испытали обстрелом из пулемета на расстоянии от 100 до 300 метров, и пули легко пробили ее. Поэтому для усиления защиты был добавлен еще один слой толщиной 4,5 мм. Броня крепится сваркой, болтами и заклепками. Между двумя досками оставляется зазор шириной 6–8 сантиметров, который мастера заполняют песком и текстильным материалом. Сообщается, что затем был добавлен третий слой металлических пластин. Возможно, эти источники ошибочно полагают, что стальные стенки котлов локомотива были первым слоем брони, но они были объединены с двумя другими слоями, и в общей сложности их было три.
Пока не ясно, будет ли улучшенная броня достаточной для защиты от малокалиберных снарядов. Противотанковые орудия, вероятно, легко уничтожили бы эту цель, но в Сербской Краине в 1942 году, как и на этом фронте во время Второй мировой войны, такого оружия было мало.
На передней верхней части конструкции была установлена дополнительная трехстенная надстройка из листового железа длиной 2 метра и шириной 0,5 метра. Это могло создать ложное впечатление, что она использовалась как огневая позиция. Этого не произошло, поскольку на крыше «танка» не было люков, к которым экипаж не мог бы добраться изнутри. На самом деле, сочетание этой «башни» и трех фальшивых орудийных стволов было призвано сбить противника с толку.
Для перемещения изделия в пределах данной зоны на нем установлены три металлических колеса диаметром 0,5 метра: два сзади и одно спереди. Передними колесами можно управлять из салона автомобиля. Его бока защищены двумя металлическими пластинами. Две задние оси колес не были защищены броней. Над правым задним колесом установлен металлический рычаг тормоза, управляемый снаружи.
Спереди «танка» устанавливались четыре подвижных броневых щита с бойницами, прикрытые грубой «бронированной завесой». Основное вооружение состоит из личного оружия экипажа — винтовок и ручных пулеметов.

Вид на заднюю дверь танка Тенко. Над правым колесом вы видите рычаг, который выполняет функцию тормоза.
Экипаж состоял из восьми бойцов батальона Марко Орешковича. Командиром бронетехники был назначен Милан Жежели, а его заместителем — Милош Растович. Однако эта «несамоходная машина» была слишком мала, чтобы вместить всех, а при наличии всего четырех амбразур в окнах она могла вместить лишь четырех членов экипажа. Остальные четверо, хотя и не указаны в источнике, вероятно, помогали толкать «танк» вперед и выполняли функции вспомогательных сил в бою.
Из-за небольших размеров танка Tenko внутреннее пространство очень тесное, и экипажу, скорее всего, придется сидеть сгорбившись. Тесное пространство мешало им использовать личное оружие. Единственный путь внутрь — через маленькую заднюю дверь. Точных сведений о внутреннем устройстве бронемашины на данный момент нет.
У «танка» не было двигателя, его тянули члены экипажа или лошади. Хотя точной информации о весе объекта нет, переместить его, вероятно, будет довольно сложно.

Художественная реконструкция «Партизанского танка». Ювнашви Шарма.
В бою.
По иронии судьбы, когда партизанские танки были готовы, итальянцы оставили деревню Силбу, и партизаны вошли в деревню без боя.
«Танк» перевезли в Нижний Лапак, где он простоял без дела до тех пор, пока противник не предпринял широкомасштабное наступление в середине 1942 года, когда партизаны были вынуждены бросить бронемашину из-за ее чрезмерного веса. Позже они снова нашли его на том же месте и закопали в землю, чтобы использовать в качестве бомбоубежища. Этот памятник партизанской технической мысли несколько раз переходил из рук в руки во время войны, пока партизаны окончательно не вытеснили войска стран Оси из региона в начале 1945 года.

Есть и другая версия, что машина не использовалась в боях, поскольку первые настоящие танки были захвачены партизанами под Любово в начале 1942 года.
В 1946 году «Танк Тенко» был вывезен из места длительного хранения и передан в дар Хорватскому историческому музею, где он находится и поныне.

Он заметно меньше людей, изображенных на фотографии. Внутри очень тесно и неуютно.
В 1981 году на марке было изображено изображение «Партизанского танка".

в заключение.
Хотя теоретически Skylight Tank мог бы оказать некоторую помощь партизанам в захвате позиций противника, на практике его эффективность может оказаться невелика. Наличие этой бронированной машины продемонстрировало находчивость партизан и их решимость избегать ненужных потерь, однако она была слишком примитивной, чтобы передвигаться самостоятельно. Его броня может быть достаточно прочной, чтобы остановить винтовочные пули, но она будет бесполезна против пуль большего калибра.
литература:
- Боян Б.Д и Драган С. (2011) Оклопне единице на Югославском ратишту 1941-1945, Институт за современное время, Белград.
- Велимир В. (2003), Партизаны Тито 1941-45, Издательство «Оспрей.
- Плеше Б. (1957) Како я израчен первым партийным тенком, Весник Войног музея Югословенской народной армии 4. Войни музея Югословенской народной армии, Белград.
- Томислав А и Вишеслав А. (2011) Hrvatski Ratnici Kroz Stoljeća 4, Знае, Загреб.
- Вуйо В. (1988) Први Тенковски Батальон, Войно издательства и новинарский центр Белград.
- Б.Б. Думитриевич и Д. Савич (2011) Оклопне единице на Югославском ратишту 1941-1945, Институт за современное время, Белград.
- Д. Предоевич (2008) Оклопна возила и охлопне постройбе у друга светскомрату у Хрватской.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Самодельная бронетехника югославских партизан, 1942 г.