Физик Роберт Уотсон-Уотт, рожденный в 1892 году и окончивший Сент-Э́ндрюсский университет — старейший в Шотландии, работал в английском Гидрометцентре, по-нашему, или Британском Метеорологическом Центре. В 1917 году он создал устройство, способное определять дальность до сформировавшегося грозового фронта. Впоследствии он продолжил работу над модуляцией импульсов передатчика большой мощности в Национальной физической лаборатории, которая была одним из авторитетнейших учреждений своего времени. Дослужившись до директора лаборатории в 1935 году, Роберту Уотсон-Уотту удалось параллельно и создать прототип первого радарного устройства, которое было способно определить и засечь летящий самолёт.
Радар получил английский патент в апреле 1935 года.
В годы, предшествовавшие началу Второй мировой войны, Великобритания активно строила систему предупреждения о воздушных налётах вдоль восточного побережья страны. Сеть звукоулавливающих вышек определяла летящие цели по звуковым волнам. С появлением более эффективного устройства — радара, конкурирующий и дорогостоящий проект постройки антенн вдоль берегов был свёрнут. В промежутке между 1935 годом и окончанием войны в 1945 радарные системы и технологии совершили гигантскую эволюцию.
Уотсон-Уотт рядом со своим детищем в 1935 году.Изначально исследования англичан по созданию радара были спровоцированы конкурирующей немецкой штуковиной под интригующим названием «луч смерти». Но оказалось, что никакого луча у немцев нет. Математические расчёты команды Уотта подтвердили невозможность сбивать лучом летящий самолёт. Один из коллег Уотта Арнольд Вилкинс предположил, что так называемый луч может быть использован для обнаружения летящей цели, а не ее уничтожения.
К июню 1935 года команда Уотта уже имела работающий прототип, обнаруживавший летящую цель на расстоянии 25 километров. А к концу года рабочая дольность радара была увеличена до 100 километров.
Обратите внимание: Стала известна история прозвища ИСУ–152 "Зверобой".
Разработки легли в основу построенной Англией системы раннего предупреждения и обнаружения «Чейн Хоум»: радиолокационные станции, расположенные вдоль всего побережья Британских островов. «Чейн Хоум» сыграла решающую роль в Битве за Британию во время Второй мировой.Оператор Денис Милей обнаруживает цель на радаре с катодной трубкой-кинескопом, май 1945.Почти одновременно с наземными радарными устройствами в 1936 появились первые мобильные прототипы для использования на самолётах-перехватчиках и ночных истребителях. Необходимость самолётного радара для ночных рейдов была вызвана тем, что без устройства истребителю требовалась минимальная дистанция в 200м-300м для обнаружения цели, и наземный радар не имел необходимой точности наведения для передачи данных о цели истребителю.
Сеть радарных вышек на побережье Англии в 1945Ученику Уотта Эдварду Боуэну принадлежит заслуга разработки авиационного радара для самолётов. Сложность задачи Боуэна заключалась в разработке относительно компактного, 0,3 кубометра, и лёгкого, весом 90 килограммов, устройства, которое, к тому же, было ограниченно потреблением не более 500 Ватт от бортовой электросети. Оборудование должно было переносить длительные вибрации, работать при низких температурах. Чтобы решить эти проблемы Боуэн создал альтернатор, вырабатывавший ток от привода двигателя. Альтернаторы широко использовались впоследствии на автомобилях для выработки электричества и запитки сети.
1937 Handley Page «Хейфорд» — первый самолёт в мире, на который был установлен радар.Уже в марте 1937 состоялись первые воздушные испытания авиационного радара, установленного на бомбардировщике Handley Page «Хейфорд» .
Уже к августу 1937 года длина рабочей волны авиа радара была существенно уменьшена до 1,25м, сама система стала более компактной. Испытания на бомбардировщике Avro Anson показали дальность обнаружения морских целей в 3-5 километров и воздушных целей в 1,6 километра. Данный прототип радарного устройства и характеристики стали стандартом для многих самолётов первого периода Второй мировой войны.
Наземный радар образца 1945 года.Проведенные Боуэном испытания воздушного радара в 1937 году позволили уверенно обнаружить надводные цели — 3 крупных корабля в Северном море в условиях плохой видимости.
Как радар размещался в носу самолёта времен Второй мировой.Радар с длиной волны в 1,5 метра для улучшенной чувствительности обнаружения применялся на истребителях «Бленхайм» No.25 дивизиона и нескольких патрульных самолётах береговой охраны.
Ночные истребители «Бленхайм» с экипажами.Несмотря на неудачное применение радара на Mk II «Бленхаймах», у следующей серии перехватчика Mk III 1940 года дела стали получше.
Первый успешный перехват в войне состоялся в ночь с 22 на 23 июля 1940 года, когда «Бленхайм», пилотируемый офицером Глинном с оператором Редженальдом Лейлендом и стрелком рядовым Моррисом, уничтожили немецкий бомбардировщик «Дронье» Do-17 над местечком Богнор-Риджис, графство Сассекс.
Вскоре на замену неприметным и скромным по характеристикам «Бленхаймам» поступили более современные и скоростные «Бофайтеры», гораздо больше приспособленные для ночных перехватов и более тяжело вооружённые.
Немецкий ночной истребитель-перехватчик «Мессершмитт» 110G Zerstorer с радарными антенами.Одновременно и производитель радаров EMI Group, наладила серийное производство устройств вместо предыдущей отвёрточной ручной сборки опытными тиражами.
Немецкие наземные радары времён Второй мировой.Поступившие в ВВС «Бофайтеры» увеличивали счет ночных побед и успешных перехватов с использованием радара. После поступления на вооружение в сентябре 1940, первая победа была в ночь с 15 на 16 ноября. Был сбит скоростной «Юнкерс» Ju88 у городка Чичестер, Сассекс.
Послевоенный локатор радарной вышки.Послевоенное применение радара значительно расширило границы применения: гражданская авиация, судовождение, судоходство, дорожные радары у полиции, метеорология и даже медицина.
#радар #radar #Уотсон Уотт #Эдвард Боуэн #первый радар #Бленхайм #война #вторая мировая #великая отечественная #оружие
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Радар: изобретение и история.