Гоплиты и их вооружение: основа военного дела Древней Греции в архаическую эпоху

Война и полис: роль гоплита в греческом обществе

Военная деятельность была не просто фоном, а центральным элементом истории Древней Греции, особенно в архаический период (VIII–VI вв. до н.э.). Многочисленные полисы, как старые, так и новые колонии, постоянно воевали между собой за контроль над землями и ресурсами. В этом контексте сформировался идеал гражданина-воина – гоплита. Каждый свободный эллин, имевший достаток, был обязан за свой счет приобрести тяжелое вооружение и встать в строй ополчения родного города в случае войны. Тактика таких ополчений базировалась на фаланге – плотном, сомкнутом строю из нескольких шеренг гоплитов, вооруженных длинными копьями и мечами. Сцены фаланги в бою были излюбленным мотивом архаической вазописи. Яркий пример – аттическая чернофигурная амфора мастера Кемтара (середина VI в. до н.э.) из собрания Эрмитажа. На ней изображен строй воинов, идущих со щитами, плотно сомкнутыми в единую стену.

Обратите внимание: Танк Т-14 нового поколения. Мы знаем, когда он пойдет на вооружение.

Щиты украшены разнообразными эмблемами (символами), которые выполняли практическую функцию опознавания «свой-чужой» в пылу сражения и, возможно, несли информацию о статусе или происхождении владельца.

На поле боя: оружие нападения

На другой стороне той же амфоры изображена драматичная сцена битвы: один из гоплитов, видимо, получив ранение, опустился на колено.

Основным оружием гоплита было длинное копье – дори. Именно угроза колющих ударов копий поверх щита обусловила популярность полностью закрытых шлемов, призванных защитить самую уязвимую часть тела – голову. Вторым по значимости оружием был меч. В архаическую эпоху наиболее распространенным типом был прямой ксифос, отличавшийся характерной формой рукояти и клинка, расширявшегося к острию.

Однако встречались и иные формы. Например, меч второй половины VI в. до н.э., найденный в окрестностях черноморской Ольвии, имеет клинок без расширения. Несмотря на это, по форме перекрестия и общим очертаниям он явно отличается от акинаков, характерных для соседних скифских племен, оставаясь в рамках греческой оружейной традиции.

Защитное вооружение: щиты, шлемы и доспехи

Защиту гоплита составляли шлем, поножи и главный элемент – большой круглый выпуклый щит гоплон (или аспис), диаметром около метра. На чернофигурной гидрии мастера Онесторида изображена схватка, где воины прикрываются такими щитами. Интересно, что на вазе представлены не только классические круглые щиты, но и щиты с фигурными вырезами по бокам.

Это так называемые беотийские щиты, часто встречающиеся в греческом искусстве. Любопытно, что реальных археологических находок таких щитов не известно. Ученые полагают, что в архаический период они уже не использовались, а их изображения были художественным условным знаком, отсылавшим зрителя к героическому прошлому, к временам легендарных воинов.

Шлем был ключевым элементом защиты. Хотя греки знали множество типов шлемов, самым знаковым для архаики стал коринфский шлем – полностью закрытый, с Т-образной прорезью для глаз и рта и большими нащечниками. Его конструкция позволяла в спокойной обстановке сдвигать шлем на затылок, что часто изображалось на статуях богини Афины.

К концу архаического периода широкое распространение получил более открытый халкидский шлем. У него был уменьшен наносник и укорочены нащечники, что, вероятно, значительно улучшало обзор и дыхание воина в бою, жертвуя частью защиты в пользу практичности.

Корпус защищала бронзовая кираса или более доступный, но прочный линторакс – панцирь из проклеенных слоев льна. Голени закрывали поножи (кнемиды). Примером роскошного оформления такого доспеха служат поножи из Эрмитажа (конец VI – начало V в. до н.э., найдены в Пантикапее), украшенные рельефным изображением головы горгоны Медузы.

Иногда применялись и нестандартные средства защиты. На краснофигурном килике мастера Докимасии (начало V в. до н.э.) видно, что к нижнему краю щита одного из воинов привешен своеобразный коврик из плотной ткани или войлока. Такое приспособление, вероятно, служило альтернативой поножам, защищая ноги от стрел и скользящих ударов.

Искусство и функциональность

В формах и украшении греческого оружия ярко проявилось характерное для этой культуры стремление к эстетике. Далеко не каждый предмет был произведением искусства, но даже в сугубо утилитарных шлемах и доспехах чувствуется удивительное сочетание продуманной функциональности, надежности и изящной, гармоничной формы, отражающее идеал калокагатии – единства прекрасного и доброго.

Статьи с похожей тематикой:

https://zen.yandex.ru/media/orushiedrevnosti/kak-byli-voorujeny-bibleiskie-filistimliane-5b465d7c5c616b00a95b58ea

https://zen.yandex.ru/media/orushiedrevnosti/kompleks-voorujeniia-drevnih-shumerov-5b295d5f31b45400ab25c60c

https://zen.yandex.ru/media/orushiedrevnosti/kak-byli-voorujeny-illiriiskie-piraty-v-drevnosti-5b2ffce221aed500a99ff1b8

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Вооружение Древней Греции в тёмные века и эпоху архаики.