Имя Игоря Сикорского сегодня больше известно на Западе, чем на его исторической родине, что является досадным упущением. Инженерный гений Сикорского оказался невостребованным в революционную эпоху, и в 1918 году он был вынужден покинуть страну. Однако перед отъездом он успел совершить прорыв, на десятилетия определивший вектор развития военной авиации во всем мире.
Первый в мире серийный бомбардировщик
Этим прорывом стал самолет «Илья Муромец» — первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик. В то время как мировая авиация делала первые робкие шаги на хрупких одномоторных бипланах, русский конструктор создал настоящий воздушный корабль. Он был рассчитан на экипаж из 7-8 человек и имел невероятную для 1913 года инфраструктуру: помимо пилотской кабины, на борту были пассажирский салон, технические отсеки и даже туалет.

«Илья Муромец» стал демонстрацией русского инженерного превосходства. Самолет устанавливал рекорды грузоподъемности, поднимая до 1100 кг полезной нагрузки. Четыре двигателя по 150 лошадиных сил, электрическая система сброса бомб, современное навигационное оборудование и до восьми оборонительных пулеметов — все эти решения были революционными и опережали свое время.
Боевое крещение и доказательство концепции
В годы Первой мировой войны войска получили 51 такой самолет. Эскадра «Муромцев» совершила около 400 боевых вылетов, сбросив на противника 49 тонн бомб. При этом был потерян лишь один бомбардировщик, что блестяще доказало живучесть и эффективность самой идеи тяжелого многомоторного самолета.
Советское наследие: от дерева к металлу
ТБ-1

В Советском Союзе эстафету Сикорского подхватил Андрей Туполев. Его ТБ-1, созданный в 1925 году, совершил новую революцию, став первым в мире цельнометаллическим тяжелым бомбардировщиком. Он кардинально отличался от предшественников: дерево и ткань сменились прочным металлом. Два двигателя М-17 мощностью по 680 л.с. разгоняли машину до 207 км/ч, а экипаж из 5-6 человек мог нести до 1000 кг бомб.
Обратите внимание: Заброшенный завод авиации РСК "МиГ"#2.
ТБ-3

Эволюция продолжилась гигантом ТБ-3 (1930 г.) с размахом крыльев почти 40 метров. Эта четырехмоторная машина с экипажем до 10 человек, несмотря на кажущуюся архаичность, стала становым хребтом дальней авиации СССР 1930-х годов. При скорости 196 км/ч он мог доставить к цели 2000 кг бомб. На ТБ-3 впервые в мире были отработаны ключевые тактические приемы: парашютное десантирование войск, дозаправка в воздухе и транспортировка легкой бронетехники.
Истоки ядерного щита
Таким образом, прямая линия преемственности ведет от «Ильи Муромца» Сикорского к туполевским воздушным гигантам, заложившим основы стратегической авиации. Именно эта ветвь развития впоследствии превратилась в мощную дальнюю авиацию, ставшую частью ядерного щита страны. Это путь, начатый гением, который вынужден был уехать, но успел посеять семя грандиозной идеи на родной земле. Эту идею взрастили и превратили в грозную силу те, кто остался.
История полна иронии: создатель первого в мире бомбардировщика впоследствии прославился в США как конструктор вертолетов для американских президентов. Таковы неожиданные повороты судьбы.
Судьба техники, как и судьбы людей, в нашем отечестве часто оказывается сложной и драматичной.
Если вам любопытно каждый день узнавать об интересной технике и ее истории, приглашаю по ссылке на канал "ТехноДрама"
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Россия - родина стратегической авиации.