Пилот о работе: романтика полётов и суровая рутина

В кабине самолёта, после череды ночных рейсов, уставший пилот смотрит на приборы, и в этот момент всё кажется однообразным и надоевшим...

Вспоминаются первые дни в профессии, когда всё было в новинку и казалось настоящей сказкой. После лётного училища, попав в кабину Ан-24, я был готов летать просто так, ради самого ощущения полёта, лишь бы держать штурвал и быть частью этого мира.

Но авиация — это не только взлёты и красивые виды. Когда по разным причинам случается перерыв в полётах больше недели, начинается странное состояние. Появляется апатия, раздражение, будто чего-то жизненно важного не хватает.

Наказание дежурством

Однажды из-за не самого удачного захода на посадку меня отстранили от полётов на две недели. Наказанием было дежурство в штабе — с 18 до 21 отвечать на звонки коллег и сообщать им планы на вылеты.

Каждый вечер диалоги были похожи один на другой:

- Здравствуйте, капитан А320 Семенов.

- Здравствуйте. Ваш вылет завтра в 04.20 UTC, рейс 3456 в Ташкент.

И каждый такой разговор был как укол. Смотришь на огромное расписание, где в каждой ячейке — целая жизнь: экипаж летит в Прагу на несколько дней, у них будут новые впечатления, встречи, возможно, вечеринки... А ты сидишь в душном штабе. Ни полётов, ни приличного заработка, ни смены обстановки.

Однажды ночью, во время рейса в Анапу, пожилой командир, глядя в тёмное небо, с тоской сказал: «Всё уже так надоело...». На вопрос, почему не уйдёшь, был простой и горький ответ: «Да я бы давно ушёл, но... не могу уже».

Почему пилоты мечтают об уходе?

Если спросить у большинства пилотов, согласились бы они уйти из авиации на другую работу с таким же доходом, девять из десяти ответят «да». Причины этого лежат на поверхности:

  • Ненормированный график и жизнь вне дома. Сложно строить стабильные планы с семьёй и друзьями.

  • Хронический недосып и усталость. Ночные перелёты, смена часовых поясов и ранние вылеты выматывают.

  • Постоянный стресс для здоровья. Регулярные медкомиссии, давление, ответственность.

  • Фактически «жизнь в самолёте». Большую часть времени проводишь не дома, а в кабине или гостиницах.

  • Жёсткая привязка к месту. Даже в свободное время ты должен быть наготове. Нельзя расслабиться, выпить, уехать далеко — в любой момент может поступить вызов. Особенно остро это чувствовалось во время кризисов, пандемии или мобилизации.

  • Ощущение «золотой клетки» (бондажа). Высокий заработок часто оборачивается зависимостью от профессии, из которой сложно вырваться.

Так где же романтика?

Несмотря на всё это, работа пилота остаётся невероятно романтичной. Но эту романтику нужно уметь видеть в мелочах.

Это закат над морем, когда вода становится огненной. Это ночной полёт, когда в тёмной глади океана отражаются звёзды, и кажется, будто летишь вверх ногами сквозь космос. Это полёт среди мощных кучевых облаков, от которых захватывает дух.

Это посадка в маленьком северном аэропорту, окружённом тайгой. Выходишь покурить, смотришь на своего стального «коня» среди карликовых елей — и понимаешь, какая это красота.

Но в моменты усталости, особенно когда налёт за месяц переваливает за 120 часов, о романтике думать не хочется. Хочется только одного — выспаться. Возникают мысли, знакомые многим родителям: «Вот если бы не было этих хлопот (детей, работы), жил бы спокойно...».

А потом отправляешь детей к бабушке, чтобы отдохнуть, и через пару дней уже скучаешь по их смеху и беготне по квартире.

К концу отпуска снова начинает тянуть в небо. Хочется этого особенного ритма, бессонных ночей, взлёта в пасмурное утро и прорыва сквозь тучи к яркому солнцу.

Спасибо, что прочитали! С вами был пилот Миша, лидер рок-группы «САХАЛИН». Подписывайтесь, впереди ещё много историй из жизни авиации!

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Романтика или рутипа. Работа пилотом.