Немецкий лётчик-испытатель о трофейном Ла-5ФН: объективный анализ сильных и слабых сторон советского истребителя

Друзья, всем большой привет! Сегодня мы погрузимся в уникальный исторический документ — отчёт немецкого аса об испытаниях советского истребителя.

Захваченный немцами Ла-5ФН с немецкими опознавательными знаками. Летом 1943 года этот самолёт, совершивший вынужденную посадку, стал ценным трофеем для Люфтваффе.

Испытания в Рехлине

После ремонта машину доставили в главный испытательный центр Люфтваффе в Рехлине. Там её всесторонне изучили, а пилотировал и оценивал самолёт опытный лётчик-испытатель Ганс Вернер Лерхе. Его подробный отчёт даёт нам редкую возможность взглянуть на советскую технику глазами профессионала противника.

Ниже представлен анализ Лерхе, пересказанный и дополненный для ясности.

Первое впечатление и общая оценка

Лерхе сразу отметил, что Ла-5ФН представляет собой серьёзный шаг вперёд по сравнению с более ранними советскими истребителями, особенно в лётных и эксплуатационных качествах.

Захваченные Ла-5ФН в испытательных подразделениях Люфтваффе. Немцев интересовали все аспекты новой машины.

Самолёт показал себя наилучшим образом на малых и средних высотах — до 3000 метров. Однако его максимальная скорость на всех высотах всё же уступала современным ему немецким истребителям Bf-109 и FW-190.

При этом скороподъёмность у земли была сравнима с немецкими машинами. В наборе высоты и на виражах до 3000 м Ла-5ФН был близок к «Фокке-Вульфу».

Качество изготовления и эргономика

Немецкий специалист положительно оценил качество сборки. «Отделка всех поверхностей, особенно крыльев, хорошая. Рули и предкрылки выполнены очень тщательно», — отмечал он.

Лётчик в кабине сидел удобно. Обзор вперёд в полёте был достаточным, но на взлёте, посадке и при рулении его серьёзно ограничивал массивный двигатель. Ещё одной проблемой был сильный шлейф выхлопных газов как на земле, так и в воздухе.

Трофейный истребитель Ла-5ФН в испытательном центре в Рехлине. Здесь машину разбирали по винтику.

Лерхе обратил внимание на простоту и даже примитивность некоторых систем. Кислородное оборудование, судя по всему, не использовалось. Управление шагом винта, створками радиаторов и триммерами было ручным, осуществлялось отдельными рычагами. Это отвлекало пилота в бою и могло снижать боевую эффективность.

Пилотажные характеристики: взлёт, посадка, манёвренность

Взлёт требовал аккуратности: мощность двигателя могла колебаться, хвост нужно было поднимать плавно. Малый зазор винта от земли также осложнял пилотирование. Однако разгон был хорошим, а взлётная дистанция с использованием закрылков — короткой.

В воздухе самолёт отличала неожиданно хорошая продольная устойчивость. Усилия на ручке управления были нормальными, но в глубоком вираже значительно возрастали.

Главным козырем Ла-5ФН были элероны. Их эффективность Лерхе назвал выдающейся: на скорости 450 км/ч полный крен самолёт выполнял менее чем за 4 секунды. Правда, на 600 км/ч усилия на ручке становились чрезмерными.

Трофейный Ла-5ФН, на котором летал немецкий пилот Ганс-Вернер Лерхе. Именно на этой машине он сделал свои выводы.

Обратите внимание: Трофейный Ю-87 на испытаниях в СССР.

Слабым местом была путевая устойчивость, особенно на малых скоростях. Самолёт мог войти в колебания, которые лётчику было сложно быстро погасить.

Критические режимы и особенности поведения

При снижении скорости до 180-200 км/ч эффективность элеронов падала, демпфирование крена становилось трудным, и самолёт мог неожиданно свалиться на крыло. Это же происходило при выполнении энергичных разворотов даже на более высоких скоростях (около 320 км/ч на высоте 2400 м).

Посадка на три точки не представляла сложности. Однако пробег мог быть проблемным из-за неровного грунта и неравномерного торможения колёс, что приводило к «козлению» и риску повредить винт.

Тактические выводы для немецких пилотов

Проанализировав характеристики, Лерхе дал конкретные рекомендации немецким лётчикам, как противостоять Ла-5ФН в бою.

Благодаря мощному мотору Ла-5ФН был идеален для боя на малых высотах. Его скорость у земли почти не уступала немецким истребителям на форсаже, а скороподъёмность до 3000 м была даже выше, чем у FW-190A-8.

Однако Bf-109 с системой впрыска водно-метанольной смеси превосходил «Лавочкин» в скорости и скороподъёмности на всех высотах. Немецкий истребитель также был лучше в пикировании и на боевом развороте на высокой скорости благодаря большему весу.

Трофейный Ла-5ФН. Его изучение позволило немцам разработать тактику противодействия.

Главная тактика против Ла-5ФН, по мнению Лерхе: уклоняться от его атак пикированием, а затем, используя запас скорости, выходить в набор высоты для занятия позиции для новой атаки. Следовало избегать затяжного манёвренного боя на горизонталях, где советский истребитель был силён. Также следовало помнить о его ограниченной продолжительности полёта — всего около 40 минут на нормальном режиме.

Подписано: Ганс-Вернер Лерхе

Историческая справка

P.S. Согласно данным сайта «Авиация Второй Мировой», захваченный Ла-5ФН, который испытывал Лерхе, изначально принадлежал эскадрилье «Валерий Чкалов» 159-го истребительного авиаполка. Ссылку на эту информацию можно найти в комментариях к оригинальной статье.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Чем немецкому летчику понравился трофейный Ла-5ФН.