Возможно ли одним президентским поручением заставить самолет, изначально спроектированный для взлета и посадки с полосы в 1050 метров, довольствоваться всего 350 метрами? Этот вопрос лежит в основе обсуждения судьбы нового российского самолета.

По официальным данным, первый полет прототипа ЛМС-901 «Байкал» ожидается в конце 2025 года, а сертификат типа планируется получить в 2026-м. Однако у многих экспертов и наблюдателей складывается впечатление, что проект, на который возлагались большие надежды в контексте возрождения региональных перевозок, может надолго застрять на стадии демонстрационного образца, так и не выйдя в массовую эксплуатацию.
История вопроса: от Ан-2 к «Байкалу»
На протяжении десятилетий незаменимой рабочей лошадкой для труднодоступных регионов России оставался легендарный Ан-2. Этот советский самолет, созданный в конце 1940-х, даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как воздушное судно, выпускавшееся серийно более 60 лет. Несмотря на свою надежность и уникальные взлетно-посадочные характеристики, «кукурузник» давно морально и физически устарел, и вопрос о его замене обсуждался много лет.
Предыдущая попытка создать преемника — проект ТВС-2ДТС — завершилась неудачей в 2019 году. Причиной отказа стали чрезмерный вес машины и высокая зависимость от импортных компонентов: двигателей, авионики и композитных материалов. В ответ на это был запущен новый конкурс, результатом которого стал проект ЛМС-901 «Байкал», призванный стать полностью отечественной и современной заменой ветерану.

Инфографика: vistat.org
Экономические парадоксы и «магическое» удешевление
Макет нового самолета был представлен публике более двух с половиной лет назад. Однако путь от выставочного образца до серийного производства оказался тернистым. Еще в феврале 2022 года авиакомпания «КрасАвиа» подписала договор на поставку 10 машин, начиная с 2025 года. С тех пор геополитическая и экономическая ситуация кардинально изменилась, что не могло не отразиться на проекте.
Общие вложения в разработку и организацию производства «Байкала» оцениваются в 5 миллиардов рублей. При этом цена одного самолета совершила головокружительный скачок: с 120 миллионов рублей в 2019 году до 455 миллионов в 2024-м. Производители объясняют этот рост многократным удорожанием материалов и комплектующих.
Ситуация приобрела почти анекдотичный характер, когда после поручения президента Владимира Путина, озвученного на Восточном экономическом форуме в сентябре 2024 года, стоимость «Байкала» якобы «магическим» образом упала почти вдвое — с 455 до 260 миллионов рублей. Подобные резкие колебания цены, не подкрепленные технико-экономическими обоснованиями, закономерно вызывают вопросы о реальной себестоимости и прозрачности расчетов.

Инфографика: vistat.org
Подобные «фокусы» с ценообразованием заставляют задуматься о серьезности подхода к проекту. Если все так легко дешевеет по команде сверху, то на чем именно экономят и не скажется ли это в будущем на качестве и безопасности?
Техническое чудо или нереалистичные требования?
Одним из самых спорных нововведений стало резкое изменение технического задания. Длина необходимой для «Байкала» взлетно-посадочной полосы была сокращена в три раза — с первоначальных 1050 метров до 350. Это требование, продиктованное желанием сделать самолет максимально доступным для маленьких аэродромов, выглядит крайне амбициозно.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Цель понятна: президент поставил задачу увеличить пассажиропоток на внутренних рейсах до 4 миллионов человек в год к 2030 году, и для этого нужны самолеты, способные садиться на короткие грунтовые полосы в удаленных поселках. Однако возникает резонный вопрос: как за год доработать машину, которую пять лет проектировали под другие параметры? Потребуются ли для этого экзотические решения вроде тормозного парашюта или аэрофинишерных тросов, как на авианосцах? Пока ответов нет.
Технические характеристики и маркетинговые обещания
Согласно заявлениям разработчиков, «Байкал» должен превзойти Ан-2 по ключевым параметрам. Новый самолет будет меньше, легче (2040 кг против 3400-3690 кг у Ан-2), быстрее (максимальная скорость 300 км/ч против 190 км/ч) и экономичнее. Конструкция — высокоплан с одним верхним крылом и трехточечным шасси с хвостовым колесом — должна обеспечить хорошую проходимость на грунтовых аэродромах.

Инфографика: vistat.org
Изначально на самолет планировалось установить иностранный двигатель General Electric H80-200, но из-за санкций от этой идеи пришлось отказаться. Теперь ставка делается на российский турбовальный двигатель ВК-800, разрабатываемый «ОДК-Климов». Это единственный в России проект силовой установки, создаваемый «с чистого листа» за последние 20 лет, что добавляет проекту рисков, связанных со сроками и надежностью.
Еще одна критически важная задача — импортозамещение авионики. Для ЛМС-901 планируется использовать отечественный цифровой комплекс бортового оборудования УКБО-42. Успех этой разработки во многом определит независимость проекта от зарубежных технологий, проблемы с которыми уже возникли у SSJ-100 и МС-21.

Инфографика: vistat.org
Планы и реалии производства
Разработчиком самолета назначен «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Первая публичная демонстрация состоялась на авиасалоне МАКС-2021. Государственные планы впечатляют: к 2030 году должно быть выпущено 139 самолетов «Байкал». График поставок сдвинут: в 2026 году планируется поставить 5 машин, затем по 25 в год до 2029-го и 34 — в 2030 году.
Самолет рассчитан на перевозку 9 пассажиров или эквивалентного груза. Заявлено, что уровень безопасности будет соответствовать стандартам магистральных лайнеров. Однако, как отметил первый вице-премьер Денис Мантуров, целевой срок завершения создания «Байкала» — 2026 год, и его сдвиг связан именно с трудностями импортозамещения ключевых компонентов.
Источник статьи и вся инфографика по теме https://vistat.org/art/kak-vozrozhdajut-maluju-aviatsiju-s-p...
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Как возрождают малую авиацию с помощью ЛМС-901 "Байкал" и не держат ли нас за дураков.