Приветствуем всех читателей!
Рождение идеи в разгар Холодной войны
В разгар напряженности Холодной войны в 1950-х годах США осознали необходимость в принципиально новом стратегическом оружии. Ответом на этот вызов стала амбициозная цель: создать высотный бомбардировщик, способный развивать скорость в три Маха, то есть втрое превышающую скорость звука. Такой самолет должен был стать неуязвимым для средств ПВО того времени, летая на невероятной для того периода высоте — около 21 километра.
Появление «Валькирии»
Реализацией этой дерзкой концепции занялась компания North American Aviation, результатом работы которой стал XB-70 «Валькирия». Этот самолет проектировался для Стратегического авиационного командования США как носитель ядерного оружия, способный в случае конфликта нанести удар по территории Советского Союза. Его расчетная дальность полета без дозаправки составляла колоссальные 11 000 километров. В ходе испытаний машина даже превзошла ожидания по высоте, поднимаясь до 23 километров. Планировалось, что серийные поставки в войска начнутся в 1963 году, и «Валькирия» заменит собой ветерана — бомбардировщик B-52. Было построено два опытных образца, оба успешно поднялись в воздух в 1960-х годах.
Концевые части крыла XB-70 «Валькирия» опущены вниз.
Вид на двигательные отсеки XB-70 «Валькирия».
Технологии будущего
«Валькирия» действительно была машиной, опередившей свое время. В ее конструкции широко применялись передовые для середины XX века материалы: титановые сплавы и специальные стали. Аэродинамическая схема также была революционной — бесхвостка с передним горизонтальным оперением (дестабилизатором) и двумя килями. Ее дельтовидное крыло, форма которого поражает даже сегодня, имело уникальную особенность: законцовки могли отклоняться вниз на угол до 65 градусов. Это решение преследовало две цели: во-первых, создавало дополнительную подъемную силу на сверхзвуке, а во-вторых, работало как дополнительные вертикальные поверхности для повышения устойчивости.
Обратите внимание: Как сильно менялась длина Конкорда во время полета?.
Сердцем бомбардировщика стали шесть мощнейших одноконтурных турбореактивных двигателей General Electric YJ93-GE-3, сгруппированных в общей гондоле в хвостовой части. Однако эта компактная компоновка, хотя и была аэродинамически чистой, впоследствии не прижилась в авиастроении сверхзвуковых бомбардировщиков ни в США, ни в СССР.
Крушение программы
Несмотря на успешные испытания, судьба «Валькирии» оказалась трагичной. 8 июня 1966 года второй опытный образец потерпел катастрофу во время фотосъемки в полете. Эта авария нанесла сокрушительный удар по всей программе. Хотя первый самолет продолжал летать еще три года, в 1969 году программу окончательно закрыли. Уникальная машина была передана в Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо, где находится и по сей день.
XB-70 «Валькирия» в Национальном музее ВВС США.
Еще один ракурс «Валькирии» в музее.
Советский ответ
Важнейшую роль в прекращении программы сыграла не только катастрофа, но и адекватный ответ Советского Союза. Осознав угрозу со стороны нового американского бомбардировщика, в СССР началась интенсивная разработка истребителя-перехватчика, способного его уничтожить. Этой машиной стал легендарный МиГ-25, поступивший на вооружение в 1970 году. Его потолок и скорость делали «Валькирию» уже не такой неуязвимой. Понимание того, что советский перехватчик вот-вот встанет на боевое дежурство, стало еще одним веским аргументом для американского руководства в пользу свертывания дорогостоящего проекта XB-70.
Оригинальный текст этого материала находится на моем Дзен-канале: https://dzen.ru/a/YS5QHowsqS9dWww9
Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поставьте ей лайк. Многие из наших материалов вы найдете на нашем сайте. Мы будем рады, если вы посетите. Нам очень важна ваша подписка: Пикабу, Telegram-канал, сообщество ВК, YouTube и сообщество Пикабу «Все о космосе». Все это способствует развитию нашего проекта «Журнал фактов".
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: XF-70 Валькирия. Первый американский сверхзвуковой бомбардировщик, опередивший свое время.