Super Guppy: Летающий кит, который доставил Америку на Луну

Этот самолет с фюзеляжем, напоминающим раздувшуюся рыбу, кажется порождением фантазии, но он был создан в 1960-х и сыграл решающую роль в космической гонке. Super Guppy, прозванный «летающим китом», стал уникальным транспортным средством, без которого доставка гигантских компонентов лунных ракет «Аполлон» была бы невероятно сложной. В этой статье мы расскажем, как этот необычный воздушный гигант помог человечеству сделать гигантский скачок к Луне.

Космическая гонка и проблема масштаба

В разгар холодной войны США и СССР соревновались за первенство в космосе. Американская программа «Аполлон» по высадке человека на Луну столкнулась с огромной логистической проблемой. Ракета-носитель Saturn V, ключ к успеху миссии, состояла из колоссальных секций. Например, третья ступень S-IVB имела диаметр почти 7 метров и длину более 17. Эти элементы производились на заводах по всей стране, и их нужно было доставить на стартовый комплекс на мысе Канаверал во Флориде. Традиционные способы — грузовики, поезда или корабли — не подходили из-за габаритов, ограничений маршрутов или низкой скорости.

Огромная ракета Сатурн 5, разделённая на ступени в музее

Существовавшие грузовые самолеты, такие как Douglas C-133, тоже не могли справиться с такими размерами. NASA требовалось принципиально новое, нестандартное решение. И оно пришло от авиационного предпринимателя Джона Конроя, человека с дерзкой и гениальной идеей.

Джон Конрой - создатель Супер Гаппи

Рождение «Китообразного» гиганта

Конрой уже имел опыт создания нестандартных транспортных самолетов — его предыдущий проект назывался Pregnant Guppy («Беременная гуппи»). Однако для нужд «Аполлона» требовался самолет еще больше. Так появилась концепция Super Guppy. За основу был взят проверенный военный транспортник Boeing C-97 Stratofreighter, который команда Конроя из компании Aero Spacelines решила радикально переработать.

Транспортник Boeing_YC-97J

Инженерное чудо за нелепой внешностью

Внешний вид Super Guppy с его огромным раздутым фюзеляжем, короткими крыльями и будто «приклеенным» хвостом вызывал улыбку. Но за этой необычной формой стояли передовые для своего времени инженерные решения.

Супер Гаппи старой модификации

Главной особенностью был фюзеляж шириной 7,6 и высотой почти 8 метров. Его грузовой отсек объемом около 1100 кубометров мог вместить целый автобус, а максимальная полезная нагрузка достигала 24 тонн. Чтобы добиться таких параметров, инженеры буквально разрезали фюзеляж исходного самолета и встроили в него новые, увеличенные секции, фактически удвоив его объем.

Разрезанный транспортник

Не менее революционным был способ загрузки. Носовая часть самолета откидывалась на 110 градусов, открывая подобно пасти гигантской рыбы прямой доступ в грузовую кабину. Это позволяло быстро и удобно размещать массивные неделимые грузы.

Обратите внимание: Savoia-Marchetti S.55 Летающий катамаран.

Для полета с такой неаэродинамичной формой самолет оснастили четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney T34 (около 7000 л.с. каждый).

Откидной нос Супер Гаппи

Конечно, огромный фюзеляж создавал проблемы с управляемостью и устойчивостью. Конструкторам пришлось значительно усилить крылья и хвостовое оперение. Максимальная скорость Super Guppy составляла около 480 км/ч, а дальность полета — до 3200 км, что идеально подходило для перевозок между штатами.

Незаменимый труженик космической программы

С 1965 года Super Guppy стал «рабочей лошадкой» NASA. Его основной задачей была транспортировка ступеней ракеты Saturn V, в частности, той самой ступени S-IVB. Самолет регулярно курсировал между заводами в Калифорнии, Алабаме и космодромом во Флориде, обеспечивая бесперебойную логистику программы «Аполлон».

Но его миссия на этом не закончилась. Super Guppy участвовал и в других знаковых проектах: перевозил модули первой американской космической станции Skylab, компоненты для Space Shuttle, включая огромные топливные баки, и различное научное оборудование.

Погрузка части космического модуля Аполло 11

Всего было построено пять самолетов Super Guppy в двух основных модификациях. Последняя версия с турбовинтовыми двигателями (Super Guppy Turbine) оказалась настолько надежной, что один экземпляр служил NASA вплоть до 1990-х годов, став настоящим долгожителем.

Наследие летающего кита

К концу XX века эстафету у Super Guppy переняли более современные специализированные транспортники, такие как Airbus Beluga, созданный по схожей концепции для перевозки крупных частей авиалайнеров.

Airbus Beluga

Сегодня один из уцелевших Super Guppy занимает почетное место в музее в Аризоне, служа напоминанием об эпохе смелых космических свершений. Его причудливый дизайн стал символом инженерной дерзости, доказавшей, что для великих целей порой нужны самые неожиданные решения. Beluga и ее наследники — это технологичное продолжение идеи, но оригинальный Super Guppy навсегда останется в истории как самолет с неповторимой харизмой, который помог человечеству дотянуться до Луны.

Супер Гаппи в музее

Super Guppy компании Aero Spacelines — это больше, чем просто транспортное средство. Это история о том, как творческий подход и готовность бросить вызов стандартам позволяют преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия. За своей комичной внешностью этот самолет скрывает гениальную инженерную мысль, без которой высадка на Луну могла бы задержаться на годы. Он наглядно показывает, что даже самая странная идея способна изменить ход истории и приблизить звезды.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Super Guppy. Как Летающий Кит Помог Добраться до Луны.