Катастрофа Ту-154 под Красноярском: хроника роковых ошибок и технической неисправности

23 декабря 1984 года в красноярском аэропорту лайнер Ту-154Б-2 авиакомпании «Аэрофлот» готовился к рейсу в Иркутск. На его борту находились 104 пассажира и 7 членов экипажа под командованием капитана Виктора Фалькова — опытнейшего пилота с более чем 20 000 часов налёта, в прошлом летавшего даже на Ил-14 к Северному полюсу.

Самолёт Ту-154, аналогичный потерпевшему катастрофу.

Роковой отказ и первая ошибка

Взлёт прошёл штатно, но спустя всего две минуты полёта, на высоте около 2 километров, раздался оглушительный хлопок. Произошло разрушение диска компрессора низкого давления на правом двигателе №3. Его обороты упали до нуля, а разлетевшиеся обломки повредили топливные магистрали и системы управления соседнего второго двигателя, вызвав пожар. В кабине пилотов сработали многочисленные сигналы тревоги.

Ощутив вибрацию и увидев сигнал о пожаре на втором двигателе, бортинженер доложил об этом. Капитан Фальков, решив, что горит именно он, отдал приказ его отключить. Экипаж, выровняв самолёт, доложил диспетчеру о пожаре и запросил экстренное возвращение в аэропорт вылета.

Цепь неверных решений

Вместо прямого захода на посадку экипаж начал выполнять сложный «коробочный» манёвр, теряя критически важное время. Вскоре бортинженер осознал, что по ошибке заглушил исправный второй двигатель, а неисправный третий, который и был источником пожара, продолжал работать. Началась лихорадочная проверка состояния всех силовых установок.

Хвостовое оперение Ту-154 с расположением двигателей.

Объявив, что двигатель №3 горит, бортинженер активировал систему его пожаротушения. Однако здесь была допущена ключевая ошибка: он забыл перекрыть подачу топлива к горящему двигателю. В результате огнетушители оказались бесполезны — топливо продолжало питать пламя, которое стало быстро распространяться на мотогондолу второго двигателя.

Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Потеря управления и катастрофа

Пожар привёл к новым отказам. Повреждённая электропроводка вызвала короткое замыкание, которое отключило гидравлические системы управления. Самолёт, уже заходивший на посадку с выпущенным шасси, на высоте 175 метров внезапно начал uncontrollably крениться вправо.

Капитан отчаянно пытался исправить ситуацию, приказав дать максимальную тягу оставшемуся первому двигателю и убрать шасси. Но было уже поздно. Управление самолётом было полностью потеряно.

Кабина пилотов самолёта Ту-154.

Последние слова, зафиксированные бортовым самописцем, стали отчаянным криком второго пилота: «Всё, командир! Крен посмотри!!! Всё... Не снижайся!». Лайнер с увеличивающимся креном и скоростью врезался в землю в 3200 метрах от взлётной полосы. Из 111 человек на борту выжил лишь один пассажир.

Причины и выводы расследования

Следственная комиссия установила, что катастрофа стала следствием как технической неисправности, так и человеческого фактора. Первопричиной был производственный дефект в диске компрессора двигателя — включение твёрдой фазы на основе азота и титана, приведшее к усталостной трещине. Технологии контроля того времени не позволяли гарантированно выявлять такие скрытые дефекты.

Действия командира, второго пилота и штурмана были признаны правильными. Однако бортинженер допустил грубейшее нарушение инструкций, не перекрыв кран подачи топлива к горящему двигателю перед активацией системы пожаротушения. Это привело к неконтролируемому распространению огня, повреждению систем управления и, в конечном итоге, к потере управления самолётом.

Как позже писал в своей книге лётчик-испытатель Василий Ершов, экипаж столкнулся с лавиной противоречивых сигналов и отказов. Даже при воспроизведении ситуации на тренажёре опытные лётчики-испытатели не смогли спасти виртуальный самолёт. Бортинженер, осознав свою первоначальную ошибку, в условиях стресса и информационного шума лишь усугубил ситуацию, пытаясь запустить уже работающий двигатель.

Telegram «Расследование авиационных происшествий»: https://t.me/rumayday/

Авиация Самолёт Полет Аэропорт Пилот СССР ТУ-154 Инцидент Катастрофа Авиакатастрофа Гражданская Авиация Длинный пост Негатив

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Всё, командир! Крен посмотри!!! Всё... Не снижайся!», катастрофа Ту-154 у Красноярска.