

место происшествия
8 августа 2011 года транспортный самолёт Ан-24РВ выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Иркутск — Чита — Благовещенск (Игнатьево) — Хабаровск. Самолёт принадлежал российской авиакомпании «ИрАэро», которая выполняет многочисленные рейсы между городами Сибири из своего базового аэропорта Иркутска.
Вариант RV отличается от стандартного Ан-24 наличием дополнительного небольшого реактивного двигателя, установленного в правой гондоле в качестве вспомогательной силовой установки. Этот двигатель обеспечивает работу самолёта на стоянке и запускает основные турбовинтовые двигатели на недостаточно оборудованных аэродромах Северной Сибири. Этот третий двигатель также способствует разгону и набору высоты, а также обеспечивает дополнительную тягу в случае отказа основного двигателя. Поэтому на начальном этапе взлёта экипаж запускает реактивный двигатель, который работает заметно громче основного. Этот характерный звук позволяет легко идентифицировать самолёт на аэродромах.

Вот это доска. Автор: Сергей Макаров, Источник: https://russianplanes.net/id43972
У этого транспортного самолёта Ан-24 богатая история. Он поступил на вооружение в 1976 году и почти 30 лет летал по Юго-Восточной Азии в составе авиакомпании Lao Airlines. Позднее он был отправлен на Украину, передан в аренду Организации Объединённых Наций для использования на рейсах в страны Африки и, наконец, в мае 2011 года вошёл в состав флота авиакомпании Iraqi Airways».
В тот день в кабину вошёл экипаж из четырёх человек во главе с опытным командиром. 52-летний командир имел налёт более 11 000 часов, из которых более 6000 – на транспортном самолёте Ан-24. Однако, будучи командиром этого типа воздушного судна, он налетал всего 605 часов.
В транзитном аэропорту Чита на борт самолета поднялись 36 пассажиров, которых обслуживал один бортпроводник.
Когда командир принял решение о вылете из Читы, прогноз погоды в пункте посадки, Благовещенске, был следующим: ветер 4 метра в секунду, видимость 10 километров, значительная кучево-дождевая облачность на высоте 600 метров, местами видимость снижается до 2100 метров, небольшой дождь, грозы и дымка. Исходя из этого прогноза, командир принял рациональное решение следовать в Благовещенск.

Этот самолёт выполнял миссии в интересах ООН. Автор: Ange, Источник: https://russianplanes.net/id6362
Самолет вылетел из Читы в 10:11 по местному времени. В течение почти трехчасового полета к Благовещенску приближался грозовой фронт, сопровождавшийся мощной кучево-дождевой облачностью, ливневыми дождями и турбулентностью. В 12:32 экипаж, ознакомившись с прогнозом погоды для Благовещенска, снизился с высоты 5700 метров.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Заход на посадку и посадка самолета были выполнены по системе приборной посадки в условиях грозы. Фактические метеоусловия на момент посадки были следующими: южный ветер с порывами 14 метров в секунду, видимость 350-450 метров, сильный дождь, грозы, вертикальная видимость менее 40 метров.При заходе на посадку в сложных условиях, сопровождавшихся сильной турбулентностью, экипаж отклонился вправо. На конечном этапе захода на посадку, на высоте 200 метров, самолёт вошёл в зону особо сильной турбулентности. На высоте 80 метров взлётно-посадочная полоса перестала быть различимой, но сработала система предупреждения о близости земли. После достижения установленной в аэропорту Благовещенска высоты принятия решения 65 метров экипаж потерял визуальный контакт с наземным ориентиром и, вместо ухода на второй круг, продолжил снижение.
В результате транспортный самолёт Ан-24 преждевременно снизился и столкнулся с деревом высотой 5–10 метров в 75 метрах от торца ВПП и в 250 метрах правее её оси. Быстрая реакция командира воздушного судна в этой ситуации заслуживает высокой оценки. Заметив приближающиеся деревья и понимая неизбежность столкновения, командир воздушного судна немедленно отдал приказ бортмеханику выключить двигатели и перевести винты в флюгерное положение, что позволило предотвратить пожар.
В результате возникшей на земле турбулентности и качки самолёт отклонился от траектории посадки, развернулся на 90 градусов вправо и остановился. В результате происшествия девять пассажиров и три члена экипажа (кабинет, второй пилот и бортинженер) получили травмы различной степени тяжести. Самолёт получил значительные структурные повреждения: левое крыло полностью оторвалось, а правая стойка шасси сломалась. Экипаж и бортпроводники эвакуировали пассажиров. Пострадавшие были доставлены в больницу Благовещенска, где им была оказана необходимая медицинская и психологическая помощь.

место происшествия
Непосредственной причиной катастрофы стало непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение за пределы видимости наземного ориентира, что в итоге привело к снижению до высоты значительно ниже высоты принятия решения. Это было нарушением порядка взаимодействия и работы экипажа Ан-24: штурман (бортинженер) не доложил о достижении самолётом высоты принятия решения, а командир не сообщил о своём решении — «приземляйтесь» или «вылетайте». В свою очередь, не получив указаний командира на посадку или вылет, второй пилот не предупредил экипаж и не выполнил их.
По данным расследования командира:
«[Через пять секунд после превышения высоты принятия решения]... Я увидел поляну с кустарником и взял штурвал…»
Также отсутствовала адекватная реакция и необходимые действия при срабатывании системы оповещения о сближении с землей.

место происшествия
Кроме того, вызывало беспокойство метеорологическое обеспечение полетов в аэропорту Благовещенск. Так, например, средства измерения вертикальной видимости не прошли надлежащую поверку, их текущее состояние в процессе измерений не фиксировалось, а фактически измеренные данные о метеорологических параметрах не передавались оперативно диспетчерам и, как следствие, экипажам заходящих на посадку воздушных судов.
Наконец, в отчете отмечены недостатки в обеспечении полетов иранской авиакомпанией «ИрАэро».
14 ноября 2012 года суд приговорил капитана к полутора годам ограничения свободы за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушных судов при заходе на посадку и посадке самолета в сложных метеоусловиях.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Я увидел поляну, поросшую кустами, взял штурвал на себя…" Упертый экипаж и авария Ан-24.