Планер Ш-18: спортивный двухместный планер для обучения пилотажу

Планер Ш-18 представляет собой двухместный спортивный планер, созданный в 1951 году. Его основное предназначение — выполнение полетов в сложных метеоусловиях и обучение курсантов основам высшего пилотажа.
Конструкция аппарата преимущественно деревянная, с использованием металла в силовых узлах и системе управления. Крыло выполнено по однобалочной схеме коробчатого сечения с лонжероном. Передняя кромка крыла обшита фанерой для повышения жесткости, а задняя часть — полотном. Для улучшения управляемости на верхней поверхности крыла установлен интерцептор.
Шасси планера состоит из одного полусферического колеса на стойке с резиновой амортизацией. Интересной особенностью является отсутствие традиционных посадочных полозьев: их функцию выполняет усиленная нижняя часть фюзеляжа, обшитая дюралюминиевыми листами и снабженная съемными стальными накладками для защиты при посадке.
Управление в кабине двойное: ручное — комбинированное (гибридное), а ножное — тросовое. Экипаж размещается под большим фонарем, обеспечивающим отличный обзор. Для эксплуатации планер оборудован стопорным устройством, позволяющим осуществлять буксировку самолетом-тягачом или взлет с помощью наземной электролебедки.

Летные испытания и характеристики

Испытания, проведенные в Центральном авиаклубе имени В.П. Чкалова, подтвердили, что Ш-18 обладает хорошей устойчивостью и управляемостью. Пилотирование на взлете и посадке оценивалось как простое.
При буксировке планер демонстрировал отличные характеристики: для взлета с лебедки требовалась меньшая мощность, чем у многих аналогов, благодаря высокому аэродинамическому качеству, необычному для учебных машин. Планер уверенно выходил из штопора: потеря высоты за один виток составляла около 60 метров, а для восстановления после срыва требовалось примерно 100 метров.
Для выполнения фигур высшего пилотажа требовались следующие параметры: петля Нестерова выполнялась при разгоне до 170 км/ч с потерей высоты 90–100 метров; полупетля — на скорости 200–220 км/ч с потерей 60–70 метров. В перевернутом полете на скорости 110 км/ч аппарат сохранял устойчивость и управляемость. Максимально допустимая скорость пикирования достигала 250 км/ч. Планер успешно эксплуатировался в аэроклубах на протяжении нескольких лет.

Технические данные

Основные эксплуатационные характеристики планера Ш-18:
• Размах крыла: 14,40 м
• Длина: 7,63 м
• Высота: 1,68 м
• Площадь крыла: 17,65 м²
• Масса:
– пустого: 270 кг
– максимальная взлетная: 450 кг
• Максимальная скорость: 220 км/ч
• Экипаж: 1–2 человека

По материалам книги В. В. Макарова «МАИ самолетов».

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Планер Ш-18.