Уважаемые читатели, сегодня мы вспомним одну из ярких страниц мужества танкистов в годы Великой Отечественной войны — историю экипажа, первым прорвавшегося в Минск летом 1944 года.
Предисловие: от 1941-го к 1944-му
В июне 1941 года немецкие войска под командованием Хайнца Гудериана стремительно вошли в Минск. Спустя три года история сделала виток, и теперь советские танкисты диктовали свои условия. В этой статье речь пойдет о легендарном Т-34 с бортовым номером 145 и его командире — младшем лейтенанте Дмитрии Фроликове.
На подступах к столице Белоруссии
2 июля 1944 года части 2-го танкового корпуса генерала Алексея Бурдейного, форсировав Березину, устремились к Минску. Штурм города был запланирован на утро 3 июля. Для успеха операции требовалось выявить вражеские огневые точки на подступах к городу.
А. С. Бурдейный. Фотоколлаж автора из материалов свободного доступа. Яндекс картинки.
Ответственную задачу разведки боем командование доверило взводу младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова из 4-й гвардейской танковой бригады.
Выдержка из Журнала боевых действий 3-го танкового батальона 4-й гвардейской танковой бригады. Сайт Министерства обороны «Память народа». Свободный доступ.
Хитрый маневр и дерзкий прорыв
Ранним утром 3 июля три советских танка двинулись навстречу врагу. По плану Фроликова, его машина свернула в лес, а два других танка продолжили движение, отвлекая на себя огонь немецких орудий и пулеметов. Пока противник был занят, экипаж Фроликова засек все ключевые огневые точки и передал их координаты командованию.
Задача разведки была выполнена, но на этом Фроликов не остановился. Собрав волю в кулак, экипаж на полном ходу пошел на прорыв, сметая пулеметные гнезда и проволочные заграждения. Цель была ясна: ворваться в город, посеять панику и выжить.
Танк Т-34-76. Музей Победы на Поклонной горе в Москве. Фото автора.
«Я, Фроликов, нахожусь в Минске!»
В шесть утра 3 июля, озаренные первыми лучами солнца, танкисты на своей «тридцатьчетверке» с номером 145 ворвались на северо-восточную окраину Минска. В эфир полетела историческая радиограмма: «Я, Фроликов, я, Фроликов нахожусь на северо-восточной окраине Минска!».
Немцы, застигнутые врасплох, открыли шквальный огонь, но было уже поздно — система их обороны была вскрыта. По переданным координатам немедленно ударила советская артиллерия и авиация. Вслед за разведчиками в бой вступили основные силы. К полудню 3 июля 1944 года столица Белоруссии была освобождена. Именно эта дата теперь отмечается как День Независимости Республики Беларусь.
Памятник воинам 4-й гвардейской танковой бригады в Минске и восстановленная фотография Дмитрия Фроликова. Фотоколлаж автора.
Командир легендарного экипажа
Дмитрий Георгиевич Фроликов, командир танка № 145, был уроженцем Рязанской области (хотя некоторые источники указывают на Московскую область). Его боевой путь начался не в танковых войсках. Выпускник Коломенского аэроклуба, он был призван в 1939 году и служил на Балтике. Уже в 1942 году, будучи сержантом морской стрелковой бригады, он проявил исключительную отвагу, получив медаль «За отвагу» за прорыв из окружения, в котором был ранен, но продолжал бой.
Документы с сайта Министерства обороны «Мемориал». Свободный доступ.
Заметив его потенциал, командование направило Фроликова в Горьковское танковое училище. К лету 1944 года младший лейтенант Фроликов уже командовал танковым взводом и был опытным, инициативным офицером.
Боевой путь к Минску
Еще до знаменитого прорыва в Минск взвод Фроликова отличился в конце июня 1944 года. Танкисты устроили засаду на перекрестке важных дорог, разгромив вражескую автоколонну из 150 машин, уничтожив и повредив несколько танков и самоходных орудий. В последующие дни они захватывали переправы, отрезая пути отхода немецким войскам, и наносили врагу значительный урон в технике и живой силе.
Подбитый немецкий танк Pz.III. Музей Победы на Поклонной горе. Фото автора.
Немецкая САУ StuG III. Музей Победы на Поклонной горе. Фото автора.
К концу июня на счету экипажа Фроликова и его взвода числилось несколько подбитых танков и самоходок, десятки уничтоженных автомашин, а также захваченные орудия и даже исправные немецкие танки, включая «Тигр».
Немецкий танк Pz.III. Музей Победы на Поклонной горе. Фото автора.
Экипаж машины боевой
Вместе с Дмитрием Фроликовым подвиг совершили:
- Павел Абрамович Карпушев — механик-водитель, гвардии старший сержант, 1916 г.р., харьковчанин.
- Владимир Федорович Зотов — командир орудия, сержант, 1925 г.р., из Кемерова.
- Василий Максимович Косякин — заряжающий, гвардии сержант, 1925 г.р., из-под Ряжска.
- Иван Евсеевич Костюк — радист-пулеметчик, гвардии сержант, 1925 г.р., с Алтая.
К сожалению, фотографии членов экипажа не сохранились, но их имена навсегда вписаны в историю.
Жизнь после подвига и память
В ноябре 1944 года Дмитрий Фроликов был награжден орденом Отечественной войны I степени. В наградном листе подробно описывались и прорыв в Минск, и последующие бои.
Выдержка из приказа. Сайт «Память народа».
Выдержка из наградного листа. Сайт «Память народа».
Дмитрий Фроликов не дожил до Победы, пав в одном из боев. Он оставил жену и дочь.
Память о герое жива. В его честь названы улицы в Минске и Барановичах, а в подмосковной Коломне, где он жил и учился, установлен бюст в мемориальном парке.
Спасибо, что дочитали эту историю до конца. Подвиг экипажа танка № 145 — это пример беззаветного мужества, воинской хитрости и братства, приблизившего долгожданную Победу.
Желаю всем здоровья, добра и мира! Как всегда, Ваш Алекс Путешественник.
#великая отечественная война #герои войны #танкисты #подвиг народа #история
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Бортовой номер 145. Легендарный экипаж т-34 первым ворвавшийся в Минск.