Трагедия в тумане: как ошибки экипажа и диспетчеров привели к падению Як-40 на жилой дом в Новгороде

На месте катастрофы

Рейс с отклонением

22 октября 1975 года самолет Як-40 выполнял рейс из Сыктывкара в Ригу с промежуточными посадками в Вологде и Новгороде. На борту находились 23 человека: 4 члена экипажа и 19 пассажиров. Из-за сложных погодных условий на основном маршруте экипаж принял решение следовать на запасной аэродром «Смольное» (до 1976 года — «Ржевка») под Ленинградом, где и совершил благополучную посадку.

После этого 17 пассажиров решили не ждать улучшения погоды и продолжили путь другими рейсами. На борту остались лишь двое пассажиров — рядовые и прикомандированные инженеры Советской армии, у которых не было средств на альтернативный транспорт. Спустя три с половиной часа, когда погода, по данным метеослужбы, улучшилась, Як-40 с двумя пассажирами взлетел из «Смольного» и взял курс на Новгород.

Як-40 приземлился в Новгороде

Роковые нестыковки и туман

Примерно через 30 минут полета экипаж связался с диспетчерской службой аэропорта Новгорода, сообщил расчетное время прибытия и запросил включение всего комплекса наземного оборудования для посадки, включая системы курсо-глиссадной посадки и светосигнальное оборудование, поскольку приближались сумерки.

В ответ диспетчер передал пилотам устаревшие метеоданные, согласно которым прогнозировалась ясная погода с видимостью до 2000 метров. На самом деле эти данные были сняты за 52 минуты до сеанса связи, и к моменту подхода самолета Новгород уже был окутан плотным туманом, который позже добрался и до аэродрома. Освещение на взлетно-посадочной полосе включено не было.

Ситуацию усугубило грубое нарушение регламента: за 40 минут до приземления диспетчер без согласования с дежурным синоптиком отозвал наблюдателей с ближнего приводного радиомаяка, лишившись тем самым актуальных данных о фактической видимости в зоне посадки.

«Я ничего не вижу!» — последние слова и фатальные решения

Несмотря на явное ухудшение условий, капитан воздушного судна принял решение нарушить утвержденную схему захода на посадку для сложных метеоусловий и начал заход по прямой, что в густом тумане было крайне рискованно.

По данным расшифровки бортового самописца, самолет начал преждевременное снижение. Уже в 16,5 км от ВПП экипаж выпустил шасси на высоте 500 метров. В 12,5 км от полосы продолжил снижение, а в 7,5 км, находясь на высоте 200-300 метров, перевел самолет в режим горизонтального полета, выпустив закрылки на 20 градусов.

За 5,5 км до взлетно-посадочной полосы лайнер значительно отклонился вправо от линии курса. Пилот, неправильно интерпретировав показания приборов, ошибочно решил, что самолет вышел на посадочный курс, и продолжил снижение. Преодолев еще один километр, он перевел закрылки в посадочное положение (35 градусов) и, снижаясь, взял штурвал «на себя», пытаясь погасить вертикальную скорость. При этом самолет уже находился ниже высоты принятия решения (100 метров), что категорически запрещено правилами.

Столкновение с городом

Самолет продолжал снижаться над жилыми кварталами Новгорода в густом тумане с видимостью 50-100 метров, все больше отклоняясь вправо от курса. Менее чем через 30 минут после взлета, на высоте около 20 метров и в 340 метрах справа от линии глиссады, Як-40 на скорости 200-240 км/ч вынырнул из тумана и почти мгновенно врезался в здания.

Первым ударом шасси и консоль правого крыла задели крышу дома №4 по улице Карла Маркса (в здании располагалась типография). От столкновения оторвалась часть крыла. Самолет, кувыркаясь через правый борт, резко потерял высоту, перелетел через улицу, разбрызгивая горящий авиационный керосин, и врезался во второй и третий этажи четырехэтажного жилого дома №3, расположенного напротив.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

В результате удара и последовавшего пожара самолет был полностью разрушен. Все шесть человек на его борту (четыре члена экипажа и два пассажира) погибли. У типографии была повреждена крыша, а в жилом доме обрушились перекрытия со второго по четвертый этажи. Пожар охватил часть здания, близлежащие деревья и припаркованные автомобили.

На месте катастрофы

Последствия на земле и расследование

Пожарные прибыли примерно через 15 минут. Всех пострадавших оперативно доставили в больницу на проезжавших мимо машинах. К счастью, большинство жильцов дома еще не вернулись с работы, поэтому здание было полупустым. Тем не менее, трагедия унесла жизни пяти человек на земле, включая 7-летнего ребенка. Еще девять человек, в том числе прохожие, получили травмы и ожоги и были госпитализированы. Через три дня от полученных ожогов в больнице скончался еще один житель. Общее число погибших составило 11 человек.

Следственная комиссия установила, что основной причиной катастрофы стало преждевременное снижение экипажем самолета в условиях тумана с грубым нарушением установленной схемы захода на посадку и пролетом ниже минимально допустимой высоты.

Были выявлены и системные нарушения в организации полетов:

  • Неудовлетворительное метеорологическое обеспечение: экипаж получил устаревшие данные о погоде. Наблюдатели были отозваны с ключевого поста, поэтому ухудшение условий (густой туман) не было зафиксировано и передано пилотам.
  • Отсутствие взаимодействия: между авиадиспетчерами и метеостанцией не было оперативной связи, поэтому синоптики не знали о приближающемся самолете и не могли предупредить об изменении обстановки.
  • Бездействие диспетчеров: они не использовали радиолокатор для контроля за полетом, не пресекли нарушение экипажем схемы захода (прямой заход) и не отреагировали на его преждевременное снижение.

Тот же дом, наши дни

Итоги и последствия

После катастрофы жилой дом №3 был перестроен в административное здание. Эта трагедия вскрыла серьезную проблему: Новгородский аэропорт был опасен своим расположением в непосредственной близости от жилой застройки, и траектории захода на посадку пролегали прямо над городом. Аэропорт продолжал работу до 2002 года, после чего был закрыт.

Telegram «Расследование авиационных происшествий

https://t.me/rumayday

[my]Аэропорт Авиация Полет Катастрофа СССРЯк-40 Инцидент в гражданской авиации Авиакатастрофа Длинный пост Негатив 7

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Я ничего не вижу!" Как Як-40 протаранил жилой дом.