Неправильно загрузили. Крушение Боинга 747 в Афганистане

В апреле 2013 года самолет Boeing 747, перевозивший бронетехнику, потерпел крушение над военной базой в Афганистане. Это история о том, как даже идеальная военная логистика может привести к фатальным сбоям в погрузке.

29 апреля 2013 года грузовой самолет Boeing 747-428BCF авиакомпании National Airlines вылетел с британской военной базы в Афганистане (Кэмп Бастьен) в Дубай, сделав остановку на американской военной базе Баграм в Афганистане. На борту находились семь членов экипажа: командир, второй пилот, сменный командир и второй пилот, мастер по загрузке и два техника.

На борту самолета находилось около 94 тонн груза, в том числе пять специальных бронированных автомобилей для защиты от взрывов и засад. Два из них — 12-тонные вездеходы MRAP (M-ATV) и три — 18-тонные бронированные машины Cougar. Один M-ATV был размещен в переднем грузовом отсеке, другой — в заднем грузовом отсеке, а три танка Cougar были размещены между ними. Это первый случай перевозки авиакомпанией пяти таких бронированных автомобилей.

Противоминная защита от засад

Кугуар

Поскольку стандартные стеллажи грузового отсека Boeing не подходят для столь тяжелых транспортных средств, бронеавтомобили устанавливаются на специальные поддоны и укрепляются кабельными стяжками, каждая из которых рассчитана на нагрузку до 2300 кг. Поддоны размещаются по центру палубы грузового трюма вдоль центральной линии с расстоянием между поддонами 7–10 см. Однако шлюзы на грузовой палубе не использовались.

Следуя инструкциям погрузчика, закрепите каждое транспортное средство на M-ATV с помощью 24 ремней, а на Cougar — с помощью 26 ремней. Перед тем как покинуть лагерь Бастьен, сотрудник компании и бригадир погрузочных работ провели визуальный осмотр крепления груза. Однако, как сообщается, пилот в проверке не принимал участия.

Та же доска

Первый этап полета прошел гладко, и самолет приземлился на авиабазе Баграм около 13:53 по местному времени и провел там около полутора часов. Никакого дополнительного груза не загружалось, производилась только дозаправка. Сотрудники наземного персонала National Airlines не поднимались на борт самолета, а лишь общались со специалистами по погрузке у входа в грузовой отсек.

Во время посадки на аэродроме Баграм экипаж активно обсуждал вопросы крепления груза, возникшие в ходе полета. По данным бортового самописца, один трос был оборван, а натяжение остальных тросов ослаблено. Второй пилот заметил

«Все ремни, препятствовавшие движению назад, были ослаблены».

Капитан выразил обеспокоенность и потребовал не только заменить, но и укрепить тросы. Специалист по погрузке подтвердил, что транспортное средство сдвинулось на несколько дюймов. Капитан заметил:

«Это ужасно... Такая тяжелая штука без замка... Мне это не нравится».

Однако экипаж больше не обсуждал вопрос с крепежом.

Загрузка графика

после дозаправки самолет направился к взлетно-посадочной полосе и начал взлет. Бортовой речевой самописец зафиксировал, что обязанности в кабине были распределены стандартным образом: второй пилот выполнял задачу взлета (пилот управлял самолетом), а командир наблюдал за маневрами полета (пилот контролировал).

Обратите внимание: Чудом выжившие. Крушение в Андах.

Второй пилот подтвердил разрешение на взлет. Через минуту командир дал команду на взлет: «Поднять колеса», а через шесть секунд сказал: «Набор высоты положительный». Второй пилот сказал: «Уберите шасси», и запись закончилась через 2 секунды, за полминуты до крушения.

Видеорегистратор проезжавшего неподалеку автомобиля запечатлел дальнейшее развитие ситуации. На кадрах видно, как самолет быстро набирает высоту, затем замедляется, накреняется вправо и начинает падать. В этот момент слышен рев двигателя, работающего на максимальной тяге.

То же видео:

Затем Boeing накренился вправо, резко снизился, начал выравниваться и, наконец, приземлился на землю. Раздался взрыв, и поднялось пламя, смешанное с черным дымом. Самолет потерпел крушение в 200 метрах от конца взлетно-посадочной полосы. Максимальная высота, на которую он мог подняться, составляла около 400 метров. Все находившиеся на борту люди погибли.

Место катастрофы

В ходе осмотра взлетно-посадочной полосы после крушения были обнаружены фрагменты фюзеляжа, участок гидравлической трубы, часть монтажной стойки E8 (на которой размещались регистраторы голоса и параметров), а также элементы антенны одного из MRAP. Полученные данные свидетельствуют о том, что разрушение здания началось в воздухе, после того как оно оторвалось от земли.

Расследование установило, что наиболее вероятной причиной крушения стало то, что одна из бронированных машин MRAP внезапно двинулась в сторону хвоста самолета вскоре после взлета. Самолет сорвался с опор, пробил кормовой гермошпангоут и разрушил элементы двух гидросистем (№ 1 и № 2) и приводы винтов горизонтальных стабилизаторов. Эти повреждения привели к полной потере управления по тангажу.

Хвостовой герметичный шпангоут Boeing 747

Бронетехника не была должным образом закреплена, что стало причиной многочисленных серьезных нарушений. Во-первых, грузчик не воспользовался рекомендациями по весу и балансировке, предоставленными производителями воздушного судна и оборудования для крепления груза. В документах четко указано, что безопасно перевезти все пять бронемашин невозможно: на борту можно безопасно разместить максимум одну машину MRAP.

Во-вторых, хотя экипаж и начальник погрузки знали, что груз сместился во время предыдущего рейса (из Кэмп-Бастьена в Баграм), они не осознали, что это было признаком того, что метод крепления груза был в корне неверным и представлял серьезную опасность.

Обломки противоминного автомобиля с защитой от засад

Даже если специалисты по загрузке строго следуют действующим в авиакомпании процедурам обеспечения безопасности нестандартных грузов, гарантии безопасности нет: сами процедуры неидеальны и не соответствуют требованиям производителей воздушных судов и грузовых систем. Кроме того, полученная грузчиками подготовка не дала им необходимых знаний и навыков для обработки данного типа груза.

Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) пришел к выводу, что причиной катастрофы стали ненадлежащие процедуры, использованные авиакомпанией National Airlines при креплении нестандартного груза. Неправильное крепление транспортного средства MRAP привело к его смещению и повреждению критически важных систем управления самолетом.

Фактором, усугубляющим проблему, является отсутствие регулирования и надзора со стороны Федерального управления гражданской авиации (FAA). Руководство FAA не смогло обеспечить соответствие правил обработки грузов авиалиниями инструкциям производителей. Также отсутствует четкая система контроля ответственности лиц, ответственных за обеспечение сохранности нестандартных грузов. Проверки FAA были непоследовательными и неэффективными, в том числе из-за внутренних ограничений, таких как ограниченность ресурсов и трудности с передвижением по Афганистану.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская авиация Рейс Самолет Аэропорт Соединенные Штаты Афганистан Авиакатастрофа Видео Видео VK Короткое видео Длинный пост 47

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Неправильно загрузили. Крушение Боинга 747 в Афганистане.