Мираж 2000

Черчилль однажды сказал, что генерал всегда готовится к прошлой войне. Это правда, но в истории есть исключение. В 1950-х и начале 1960-х годов генералы начали готовиться к войне, которая, скорее всего, никогда не произойдет, — к ядерной войне. Это в полной мере относится и к авиационной отрасли. Люди внезапно подумали, что войны будут длиться всего несколько часов, а самолеты можно задействовать только один раз, поэтому лучше использовать одноразовые ракеты. Мое пробуждение произошло, когда я осознал свой опыт во Вьетнаме и локальных конфликтах на Ближнем Востоке. Получается, что современные ракетоносцы, такие как американские F-4 Phantom II, все еще могут проиграть в ближнем воздушном бою после пуска своих ракет, и, скорее всего, проиграют более маневренным истребителям предыдущего поколения, оснащенным пулеметами, таким как, казалось бы, устаревший МиГ-17. Таким образом, вновь было признано, что маневренность является одной из важнейших характеристик самолета завоевания превосходства в воздухе, и так на Западе появилось четвертое поколение истребителей. Первыми из них были американские самолеты — тяжелый F-15 (1972) и легкий F-16 (1974).

В 1972 году компания Dassault Aviation начала разработку Mirage 2000, французского легкого истребителя четвертого поколения. Французы хотят получить многоцелевой самолет, способный выполнять как боевые, так и ударные задачи, в том числе в качестве носителя ядерного оружия. В частности, предполагалось, что он заменит устаревшие многоцелевые истребители Mirage III и стратегические бомбардировщики Mirage IVP. Оказывается, в области аэродинамики изобретать совершенно нечего. Конструкция с треугольным крылом «без хвоста» и малой нагрузкой на крыло является одной из лучших конструкций для высокоманевренных самолетов. Осталось только модернизировать его, чтобы сделать самолет статически неустойчивым. Это стало возможным благодаря новейшим системам электродистанционного управления (FBS) с компьютерным управлением. Таким образом, Mirage 2000 стал вторым сверхманевренным самолетом в мире, принявшим электродистанционную систему управления после F-16.

Самолет был разработан в кратчайшие сроки — проект был представлен ВВС в декабре 1975 года, а в марте 1978 года летчик-испытатель Жан Коро поднялся в воздух на прототипе. Во многом столь короткое время цикла было обусловлено преемственностью конструкции с Mirage III.
Mirage 2000C поступил на вооружение ВВС Франции в 1984 году. Первый прототип был оснащен двигателем SNECMA M53-5 тягой 9000 кгс и многофункциональной доплеровской радиолокационной станцией RDM. Радар использует режим передачи одиночных импульсов, что ограничивает его возможности наблюдения за нижней полусферой. Позднее RDM был модернизирован для использования непрерывной передачи волн, что позволило ему наводить ракету Matra Super 530F с помощью полуактивной головки самонаведения. Для обеспечения автономной навигации Mirage 2000C оснащен инерциальной навигационной системой Uliss 52, способной отслеживать 63 контрольные точки.

Mirage 2000C оснащен двумя внутренними пушками DFFA 554 калибра 30 мм, каждая из которых имеет боезапас в 125 снарядов. Оружие отличается хорошим балансом веса и огневой мощи и отличается высокой надежностью — неисправность случается всего один раз на 5000 выстрелов. Скорострельность каждого ствола регулируется — 1200 выстрелов в минуту при атаке наземных целей и 1800 выстрелов в минуту в воздушном бою. Длительность очереди также регулируется (0,5 секунды, 1 секунда или до полного израсходования боеприпасов).

Модернизированный Mirage 2000C RDI, поставленный в 1987 году, оснащен двигателем M53-P2 тягой 9700 кгс и радаром RDI, что значительно повысило возможности противовоздушной обороны Франции. Новая радиолокационная система оптимизирована для ведения воздушного боя и способна обнаруживать и сопровождать низколетящие цели. Радар RDI используется совместно с ракетой средней дальности Matra Super 530D с полуактивным радиолокационным наведением. Вариант Super 530D более эффективен, чем Super 530F, поскольку он может поражать цели на высоте от 15 до 24 000 метров при запуске с высоты 12 000 метров. Примечательно, что импульсный доплеровский радар RDI никогда не экспортировался.

Хотя Mirage 2000C в первую очередь предназначен для противовоздушной обороны и завоевания превосходства в воздухе, он также может атаковать наземные цели, используя 250-килограммовые кассетные бомбы и 227-килограммовые свободнопадающие бомбы Mk.82.
Продукция Dassault Aviation уже давно рассматривается как хорошая альтернатива американским и российским истребителям, и французская компания заняла свою собственную нишу на рынке. Для экспорта компания построила Mirage 2000E, оснащенный значительно усовершенствованным многофункциональным радаром RDM+, способным обнаруживать цели на земле и в свободном пространстве. Также возможна непрерывная подсветка воздушных целей для наведения ракет Super 530D. Самолеты имели коммерческий успех и были куплены по меньшей мере пятью странами: Грецией (40), Индией (59), Перу (12), Египтом (20) и Объединенными Арабскими Эмиратами (36).

Mirage 2000N (N - Nucléaire) — специализированный самолет-носитель ядерного оружия, заменяющий устаревшие Mirage IIIC, Mirage IVP и Jaguar A. Французы решили создать специальную двухместную модификацию самолета, наделив его возможностями автоматического полета на малых высотах и ​​огибания рельефа местности. Это достигается с помощью нового радара Oryx 5, который может обнаруживать неподвижные и движущиеся цели класса «воздух-земля». В режиме «воздух-воздух» самолет осуществляет поиск воздушных целей и ведет оборонительный воздушный бой. Первые два Mirage 2000N были оснащены свободнопадающей ядерной бомбой АН-52 мощностью 25 килотонн в тротиловом эквиваленте. Последующие самолеты были оснащены ракетами.

Прототип Mirage 2000N совершил свой первый полет в феврале 1983 года, а первый серийный самолет был поставлен в марте 1986 года. Всего было заказано 75 автомобилей. Основным оружием Mirage 2000N является ядерная ракета средней дальности ASMP, оснащенная прямоточным воздушно-реактивным двигателем, который позволяет ей развивать скорость 3 Маха на больших высотах и ​​2 Маха на малых высотах. В отличие от других усовершенствованных моделей, Mirage 2000N не оснащен пушечным вооружением.
После вывода из эксплуатации 18 баллистических ракет средней дальности наземного базирования, размещенных на плато Альбион, и переоборудования самолетов Mirage IVP в разведывательные миссии у французских ВВС остался только один самолет-носитель, способный нести ядерные боеголовки — Mirage 2000N. Однако ему уже более 15 лет, и он нуждается в модернизации. В 2008 году на вооружение была принята новая ракета ASMP-A, имеющая большую дальность и более высокую точность. Модернизированная версия самолета, оснащенная усовершенствованным оборудованием радиоэлектронной борьбы, ракетами ASMP-A и расширенными возможностями разведки, получила обозначение Mirage 2000N-K3.

Развитие систем лазерного наведения оружия значительно повысило точность стрельбы. Поэтому в 1986 году началась разработка новой версии на базе Mirage 2000N, которая могла бы нести высокоточное неядерное управляемое оружие. Прототип Mirage 2000D (переделанный из 2000N) совершил свой первый полет 19 февраля 1991 года, а первая серийная модель была собрана 31 марта 1993 года. С 1995 по 2001 год эти самолеты служили в четырех эскадрильях. Новый вариант имеет усовершенствованные прицельно-навигационные системы и оснащен модернизированной навигационной системой «Улисс 52П» со встроенным GPS-приемником. Самолет оснащен новой «стеклянной кабиной» и электронной системой самообороны и может нести боевую нагрузку массой до 6300 кг. Истребители-бомбардировщики оснащены подвесными контейнерами с лазерным наведением и дополнительными инфракрасными датчиками для обследования местности перед сбросом бомб. Mirage 2000D использует то же вооружение, что и Mirage 2000N, но в отличие от Mirage 2000N он способен нести высокоточное оружие: ракеты AS30L, бомбы BGL 1000 и две американские бомбы с лазерным наведением — GBU-12 и GBLJ-24. Ракета класса «воздух-поверхность» AS30L применялась в Персидском заливе и Югославии.

Огромный потенциал развития Mirage 2000 позволяет создать на его основе истребители нового поколения. Поэтому компании Dassault Aviation и Thales приступили к разработке проекта Mirage 2000-5. Задача состояла в том, чтобы разработать систему вооружения, которая могла бы конкурировать с новейшими версиями F-16, особенно с учетом того, что появление новой ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM значительно расширило возможности американского истребителя.
Хотя Mirage 2000-5 внешне очень похож на своего предшественника, на самом деле это совершенно новый истребитель с полностью переработанным оборудованием. Основой комплексной модернизации является новый многофункциональный импульсно-доплеровский радар RDY, разработанный компанией Thales. Радар RDY с быстрой перестройкой частоты имеет дальность обнаружения 130 км, что почти вдвое больше, чем у радара RDM, и оснащен функцией защиты от помех, что позволяет ему работать в условиях сильных помех.

Основным оружием Mirage 2000-5 является ракета MICA массой 112 кг, оснащенная активной радиолокационной головкой самонаведения и двигателем с управляемым вектором тяги, работающая по принципу «выстрелил-забыл». В настоящее время ракетами MICA оснащены самолеты Mirage 2000-5 ВВС Франции, истребители Dassault Rafale ВМС Франции, а также экспортные Mirage 2000, поставляемые в Грецию, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Тайвань.

С появлением Mirage 2000-5 французы начали активно продвигать его на зарубежных рынках. Первый успех пришел в 1992 году, когда Тайвань объявил о заказе 48 одноместных Mirage 2000-5FI и 12 двухместных Mirage 2000-5DI. Контракт также включает поставку ракет MICA и Magic. Эти 60 истребителей использовались в качестве высотных перехватчиков. Второй экспортный контракт был подписан в 1994 году, и Катар выбрал Mirage 2000-5 для замены своих устаревших Mirage F1. Заказ включает девять одноместных и три двухместных самолета.

В начале 1990-х годов Министерство обороны Франции выделило 37 самолетов Mirage 2000C с длительным оставшимся ресурсом для модернизации до стандарта Mirage 2000-5F. Процесс модернизации был довольно сложным, но программа была завершена в срок и в рамках бюджета. До появления истребителя Rafale основным средством ПВО Франции оставался Mirage 2000-5F.
Успех Mirage 2000-5 вдохновил компанию Dassault Aviation на продолжение работы по дальнейшему совершенствованию самолета. Мы выбрали путь развития и эволюции с меньшими техническими рисками. Конечным результатом стал Mirage 2000-5 Mk.2, оснащенный новым модульным блоком обработки данных (MDPU), заимствованным у истребителя Rafale. В мае 1999 года Россия и ОАЭ подписали контракт на поставку 63 самолетов, в том числе 33 ранних вариантов Mirage 2000, модернизированных до нового стандарта. Греция заказала 15 новых Mirage 2000-5 Mk.2 и 10 комплектов для переоборудования Mirage 2000EG.

Краткое техническое описание самолета Mirage 2000N
Самолет спроектирован по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и углом стреловидности передней кромки 58°. Крыло представляет собой цельнометаллическую конструкцию с малыми нагрузками, имеющую семь лонжеронов и три раскоса. Продольная группа состоит из 11 ребер. Вся передняя кромка крыла оснащена автоматически управляемыми выдвижными предкрылками, которые разделены на две секции. Элероны также разделены на две секции и занимают всю заднюю кромку крыла. Внутреннее пространство от передней стенки крыла до шестого лонжерона крыла используется для размещения топливного бака.

Киль гибридной конструкции состоит из передней стенки и двух стрингеров. Цельнометаллический подносок, прикрепленный к передней стенке. Обшивка киля между передней стенкой и задней балкой выполнена из трех слоев панелей. Обшивка панели изготовлена ​​из пластика, армированного бором и углеродным волокном, а наполнитель — из алюминиевого сплава с сотовым заполнителем. Руль имеет трехслойную конструкцию, состоящую из композитной обшивки и алюминиевого сотового сердечника. Усилитель привода руля расположен в нижней части киля.

Кузов полумонокок выполнен из алюминиевого сплава. Панели, закрывающие отсек оборудования, имеют трехслойную композитную конструкцию. В передней кабине находится радар, а за радаром — одноместная или двухместная кабина в зависимости от модели самолета. Кабина пилотов оборудована катапультным креслом Martin-Baker уровня 0-0. Отсек передней стойки шасси расположен под полом кабины. Основной топливный бак фюзеляжа расположен за кабиной экипажа. Самолет оборудован системой централизованной дозаправки и системой дозаправки в воздухе. В гроте наверху сложены груды электронного оборудования.
По бокам фюзеляжа, за кабиной пилотов, расположены два полукруглых воздухозаборника с регулируемыми полуконусами. Поскольку самолет редко достигает сверхзвуковой скорости, в настоящее время проводится ремонт полуконуса и снят его привод. Воздухозаборники оснащены заслонками для увеличения забора воздуха на малых скоростях. Корпус воздухозаборника снабжен гребнями (дестабилизаторами) для повышения устойчивости самолета на больших углах атаки.

Успех Mirage 2000 во многом обусловлен исключительной надежностью турбовентиляторного двигателя Snecma M53. Первая усовершенствованная модель М53-5 имела тягу 9000 кгс на форсаже и вскоре была модернизирована до М53-П2 с максимальной тягой 6600 кгс и тягой 9700 кгс на форсаже. Двигатель M53-R2 состоит из 12 сменных модулей, и поскольку эти модули возвращаются на завод для ремонта и восстановления, общий срок службы двигателя еще предстоит определить.
Шасси самолета представляет собой трехстоечное шасси. Основные стойки шасси убираются в крыло и фюзеляж вдоль оси самолета, а передняя стойка шасси убирается назад по направлению воздушного потока. Колеса оснащены тормозами, а передние две тележки — управляемые. В некоторых модификациях задняя часть обтекателя крыла имела углубление для размещения тормозного парашюта. Некоторые модифицированные самолеты были оснащены аварийным тормозным гаком в нижней части задней части фюзеляжа.

Шасси самолета представляет собой трехстоечное шасси. Основные стойки шасси убираются в крыло и фюзеляж вдоль оси самолета, а передняя стойка шасси убирается назад по направлению воздушного потока. Колеса оснащены тормозами, а передние две тележки — управляемые. В некоторых модификациях задняя часть обтекателя крыла имела углубление для размещения тормозного парашюта. Некоторые модифицированные самолеты были оснащены аварийным тормозным гаком в нижней части задней части фюзеляжа.

Для улучшения маневренности и снижения потерь подъемной силы крыла истребитель приводится в статически неустойчивое состояние в канале тангажа; устойчивость обеспечивается только системой управления. Система управления полетом представляет собой активную электродистанционную систему с четырехканальным резервированием для цепей продольного и поперечного управления и трехканальным резервированием для цепи путевого управления. Автопилот SFENA 605 обеспечивает искусственную устойчивость самолета на основных режимах полета. Система управления оснащена аварийным каналом с питанием от аккумуляторной батареи, что обеспечивает управление самолетом даже после остановки двигателя. Продольное и поперечное управление осуществляется элевонами, а путевое управление — рулем направления.

Самолет имеет две независимые гидравлические системы. Они обеспечивают работу усилителя рулевых поверхностей, выпуск и уборку шасси и воздушных тормозов, управление носовой стойкой шасси, а также выпуск и уборку штанги дозаправки. В качестве источника питания используются два генератора переменного тока мощностью 20 кВт и аккумулятор емкостью 40 ампер-часов.

По сравнению с аналогичными истребителями четвертого поколения — американским F-16 и советским МиГ-29 — Mirage 2000 является самым легким. Он также имеет самую низкую нагрузку на крыло — 230–260 кг/м2 по сравнению с 456 кг/м2 у F-16 и 399 кг/м2 у МиГ-29. Это обеспечивает Mirage 2000 хорошую маневренность. Что касается скорости и боевого радиуса, то эти данные практически совпадают с данными F-16. МиГ-29 немного превосходил своих конкурентов по максимальной скорости, но значительно уступал им по дальности полета. В целом Mirage 2000 является серьезным конкурентом американскому F-16 с точки зрения экономической эффективности.

Практическое использование самолета Mirage 2000
Бомбардировки Югославии.
Французские «Миражи» 2000-х годов принимали участие в операциях НАТО на территории бывшей Югославии. 30 августа 1995 года самолет Mirage 2000N был сбит над Боснией переносным зенитным ракетным комплексом 9К38 «Идиллия», выпущенным Силами ПВО Армии Республики Сербской.
Победоносная операция Индии.
В конце 1998 года мягкая зима в Джамму и Кашмире позволила пакистанским войскам пересечь границу и разбить несколько лагерей на индийской стороне. Бои проходили в горной местности (от 2700 до 5000 метров над уровнем моря), что существенно снижало эффективность авиации и вооружения. Обычных целей, таких как аэродромы, пункты управления или конвои, не было. Вместо этого Военно-воздушные силы Индии были вынуждены атаковать изолированные палатки и укрепленные бункеры. В столь сложной зоне боевых действий возможности вооружения индийских ВВС ограничены. Первоначально предпочтительным вариантом были вертолеты Ми-17, но вскоре стало очевидно, что наилучшим вариантом является высотное бомбометание с использованием истребителей, особенно Mirage 2000. Подвесной контейнер с лазерным прицелом позволяет применять управляемую авиабомбу Matra BGL 1000, предназначенную для поражения защищенных целей. Это оружие очень эффективно, но дорого, поэтому чаще применяются обычные бомбы. Для повышения летно-технических характеристик самолета было принято решение закупить американские управляемые авиабомбы Paveway II. Военно-воздушные силы Индии заказали несколько комплектов этого оружия, но они прибыли с опозданием из-за эмбарго, введенного в связи с ядерными испытаниями Индии. В ходе операции «Победа» индийские ВВС совершили в общей сложности 1199 боевых вылетов, из которых более 500 — самолеты Mirage 2000.

Операция «Несокрушимая свобода
В 2001 году США и их союзники начали наступление на Афганистан. В операции принимали участие французские истребители Mirage 2000D, которые применили при авиаударах «лазерные» бомбы. Французские ВВС разместили истребители-бомбардировщики Mirage 2000D на авиабазе Манас в Кыргызстане, где они выполняли миссии в период с 2002 по 2004 год. Впоследствии, с 2004 по 2007 год, они дислоцировались в Душанбе. Летом 2007 года три Mirage 2000D и три Rafale F2 были отправлены в Афганистан для поддержки сил НАТО. Самолеты базируются на аэродроме Кандагар на юге Афганистана. 24 мая 2011 года самолет Mirage 2000D потерпел крушение в 100 км к западу от Фару. Оба члена экипажа успешно катапультировались и были спасены.

Операция «Гамарт» и операция «Юнифайд Защитник
После начала гражданской войны в Ливии в 2010 году Организация Объединенных Наций приняла решение о создании бесполетной зоны над страной. Заявленной целью было сокращение жертв среди гражданского населения в результате авиаударов по «кровожадному ливийскому диктатору» Муаммару Каддафи. Затем империалисты начали атаковать наземные цели. В этой операции активное участие принимали французские истребители Mirage 2000D. Первая атака произошла 19 марта 2011 года, когда смешанные воздушные силы, состоявшие из истребителей Mirage 2000D и Rafale, атаковали колонну ливийской армии, продвигавшуюся в сторону Бенгази. В результате было уничтожено несколько автомобилей. В последующие месяцы французские самолеты активно применялись для нанесения ударов по целям в Ливии. 20 октября 2011 года смешанная летная группа в составе самолетов Mirage 2000D и Mirage F.1CR атаковала вооруженную колонну, которая пыталась прорваться через линии повстанцев и направиться в сторону Сирта. Mirage 2000D сбросил две лазерные бомбы GBU-12. Колонна была остановлена ​​и захвачена боевиками. В составе группировки в тот момент находился Каддафи, которого боевики буквально разорвали на куски.

Операция «Сервал
В 2012 году исламистские боевики начали столкновения с центральным правительством на севере Мали, бывшей французской колонии. Чтобы стабилизировать ситуацию, Франция решила вмешаться в конфликт. В рамках операции «Сервал» 11 января 2013 года шесть самолетов Mirage 2000D и два Mirage F.1CR были переброшены в Нджамену, столицу Чада. Самолеты, взлетавшие из этого аэропорта, бомбили базы и силы исламистских боевиков на севере Мали. «Миражи» летали в той же конфигурации, что и над Ливией два года назад: две лазерные бомбы GBU-12 или GBU-49 и сбрасываемые баки. В январе 2013 года три самолета Mirage были перебазированы в Бамако, Мали. Конфликт продолжается по сей день, но Франция не принимает в нем участия с 2022 года

Операции в Ираке и Сирии
В результате оккупации Ирака и начала гражданской войны в Сирии на территориях этих стран сформировались мощные исламистские террористические организации. Под предлогом борьбы с террористами США сформировали международную коалицию, к которой присоединилась и Франция. Первоначально французский воздушный флот состоял из самолетов Rafale, базирующихся в ОАЭ. Они начали забастовку 19 сентября 2014 года. В ноябре 2014 года авиакрыло пополнилось шестью истребителями Mirage 2000D, размещенными в Иордании. Первоначально атаки были направлены против целей в Ираке, но с сентября 2015 года масштаб атак распространился на Сирию.

Тактико-технические характеристики Mirage 2000C

Экипаж «Миража 2000
- 1 пилот
Габариты Мираж 2000
Длина: 14,36 м
Размах крыльев: 9,13 м
Высота: 5,14 м
- Площадь крыла: 41,0 м
- Удлинение крыла: 2,0
Угол стреловидности передней кромки: 58°
База шасси: 5,0 метров
- Колея шасси: 3,5 м
Вес Мираж 2000
- Масса пустого: 7500 кг
- Нормальная взлетная масса: 14 000 кг
- Максимальная взлетная масса: 17 000 кг
- Максимальная посадочная масса: 16 700 кг
- Масса с внутренним топливным баком: 3160 кг (4140 кг + ПТБ)
Емкость топливного бака: 4000 литров
Двигатель Мираж 2000
- Силовая установка: 1 × турбовентиляторный двигатель SNECMA M53-P2
- Тяга форсажа: 1 × 64,3 кН
- Тяга форсажа: 1 × 95,1 кН
Фантом 2000
- Максимальная скорость у земли: М=1,2 (1380 км/ч)
- Максимальная высотная скорость: М=2,2 (2534 км/ч)
- Крейсерская скорость: 885 км/ч
- Скорость посадки: 144 км/ч
- Скорость сваливания: 185 км/ч
Скороподъемность: 284 м/с
- Тяговооруженность: 0,57 (максимальный взлетный вес)

Дальность полета Mirage 2000
Фактическая дальность: 1852 км
- Расстояние переправы: 3333 км (включая ПТБ)
Практичный потолок Mirage 2000
16,460м
Максимальная перегрузка Mirage 2000
+9,0/-3,2 г

Оружие и снаряжение Mirage 2000

- Орудия и пушки: 2 x 30-мм пушки DEFA 554, 125 снарядов на пушку
- Количество стоек: 9 (5 под фюзеляжем, 4 под крыльями)
- Боевая нагрузка: 6200 кг
Ракета «Мираж 2000
Ракеты класса «воздух-поверхность»:
- 1 × ASMP (для Mirage 2000N)
- 2 × AS.30L или AM.39 или Армата
- APACHE или SCALP (для Mirage 2000D)
Ракеты класса «воздух-воздух»:
- 2 × Super 530 и/или
- 2-4 × R550 Magic или MICA (для Mirage 2000-5)
Неуправляемые ракеты: 4 контейнера MBDA LR F4 с ракетами 18×68 мм
Бомба Мираж 2000
Регулируемый:
- 1-2 × 990 кг MBDA BGL
- GBU-24 или GBU-12
Свободное падение:
- 16 ракет MBDA Durandal массой 219 кг
- 5-6 × 305 кг ракетных кассет МБДА «Белуга» или ТДА БМ 400
- Mk20 и/или Mk82
- Пулеметное вооружение: Dassault CC 630, оснащенное 2 пушками калибра 30 мм, боезапас 600 снарядов.
- Внешние топливные баки: 1 x 1300 литров под фюзеляжем, 2 x 1700 литров или 2000 литров под крыльями.

Французский истребитель Mirage 2000 война военная авиация длинный пост 4

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Мираж 2000.