В коллекции автора не хватает старых журналов. Эта статья основана на материале Владимира Ильина из журнала «Крылья Родины», № 3 за 1994 год.

Истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II по праву считается символом военно-воздушной мощи США второй половины XX века, олицетворяя целую эпоху в развитии истребительной авиации. Его история началась как ответ на вызовы, с которыми США столкнулись во время Корейской войны (1950-1953). Уверенность в техническом превосходстве была поколеблена появлением советского МиГ-15, который превосходил большинство американских самолетов. Лишь North American F-86 Sabre мог на равных противостоять ему. Палубные истребители того времени, такие как McDonnell F2H Banshee и Grumman F9F Panther с прямым крылом, уступали в возможностях, а новейший бесхвостый Vought F7U Cutlass имел настолько плохие взлетно-посадочные характеристики, что был непригоден для использования с авианосцев.

Позже флот получил более совершенные машины: Grumman Cougar (модернизированный Panther со стреловидным крылом), North American Fury (адаптированный для палубы вариант Sabre) и всепогодный перехватчик McDonnell F3H-2N Demon. Последний был тяжелым самолетом со стреловидным крылом и двигателями, расположенными по уникальной схеме, где выхлопные газы омывали хвостовую часть фюзеляжа. Эта компоновка силовой установки стала визитной карточкой конструкторского бюро McDonnell на долгие годы.

«Демон» оснащался мощной радиолокационной станцией в носовой части, что позволяло ему работать ночью и в сложных метеоусловиях. Его вооружение включало четыре 20-мм пушки и до 76 неуправляемых ракет. Американские эксперты считали F3H самым современным палубным истребителем начала 1950-х, сочетающим передовую авионику, мощное вооружение и высокие летные данные (скорость до 1200 км/ч, потолок 13 700 м, дальность 3200 км). Однако низкая надежность двигателя помешала ему попасть в Корею, и лишь после доработок он стал полноценно нести службу на авианосцах.

От «Вуду» к новым требованиям
Параллельно с палубными машинами McDonnell работал над тяжелыми истребителями для ВВС. Еще в 1948 году был построен XF-88 Voodoo — крупный самолет, предназначенный для сопровождения стратегических бомбардировщиков. Было построено два прототипа, но программа была заморожена, так как в Корее более легкий и маневренный F-86 Sabre показал себя эффективнее. Однако изменившиеся требования ВВС, нуждавшихся в сверхзвуковом самолете для прикрытия новых бомбардировщиков B-47 и B-52, дали проекту вторую жизнь. На его основе создали F-101 Voodoo, который поднялся в воздух в 1954 году. Это был настоящий гигант среди истребителей своего времени: сверхзвуковая скорость (до 1960 км/ч), огромная дальность (до 4560 км) и мощное вооружение. Однако от идеи «стратегического истребителя» отказались, и «Вуду» строился преимущественно как разведчик (RF-101) и двухместный перехватчик ПВО, который долгие годы защищал воздушное пространство США и Канады.

К середине 1950-х возможности палубных истребителей «Демон» и «Кугар» уже не отвечали новым угрозам. Дозвуковая авиация могла бороться с поршневыми бомбардировщиками, но была бессильна против новых советских реактивных носителей, таких как Ту-16, и сверхзвуковых истребителей МиГ-19. В 1953 году ВМС США объявили конкурс на создание нового самолета. Победителем стал Vought с проектом F-8 Crusader, а Grumman получила заказ на F-11 Tiger. Проект McDonnell под обозначением F3H-G, представлявший собой дальнейшее развитие идей, заложенных в «Демоне» и «Вуду», первоначально не нашел поддержки.

F3H-G задумывался как тяжелый, оснащенный двумя двигателями, самолет с уникальной особенностью — быстросъемной носовой частью. Это позволяло быстро менять комплект авионики, превращая перехватчик в ударный самолет. Несмотря на то что он был крупнее и тяжелее конкурентов, его потенциал — мощное вооружение, большой внутренний объем для оборудования, значительная дальность и многозадачность — привлек внимание военных. В ноябре 1954 года McDonnell получил контракт на два прототипа, получивших обозначение AH-1.

Рождение «Фантома»
Однако в декабре 1955 года требования ВМС кардинально изменились. Теперь флоту потребовался не истребитель-бомбардировщик, а высотный палубный перехватчик большой дальности со скоростью, соответствующей числу М=2. Основным оружием вместо пушек должны были стать новейшие ракеты «Sparrow» с полуактивным радиолокационным наведением. Одной из ключевых причин такого поворота стало появление у СССР нового грозного оружия — противокорабельных крылатых ракет (ПКР), таких как КС-1, запускаемых с самолетов Ту-16. Для перехвата таких носителей на большом удалении от авианосца требовался самолет с мощной собственной РЛС, что привело к решению сделать его двухместным, разместив оператора во второй кабине.

Проект был радикально переработан. Вместо первоначальных двигателей выбрали новейшие General Electric J79, находившиеся в разработке. От концепции сменного носа отказались в пользу стационарной мощной радиолокационной станции. В июле 1955 года был готов макет самолета, получившего обозначение F4H-1F. К августу 1956 года началось строительство первого прототипа. В ходе разработки пришлось решать сложные аэродинамические задачи: для обеспечения устойчивости крылу придали характерный излом («клык» на законцовке), а управление по крену осуществлялось комбинацией элевонов и интерцепторов. Воздухозаборники сделали регулируемыми.

27 мая 1958 года, под звуки оркестра, первый F4H-1, пилотируемый Робертом Литтлом, поднялся в воздух. Самолет, который вскоре получит легендарное имя «Фантом II» (Phantom II), начал свою карьеру. Название, означающее «призрак» или «фантом», продолжило «мистическую» традицию наименований самолетов McDonnell, начатую «Демоном» и «Вуду». «Фантом» сразу же начал бить рекорды: высоты (более 30 000 м), скорости на замкнутых маршрутах и абсолютный рекорд скорости — 2583 км/ч. Всего на его счету будет 16 мировых рекордов.

В декабре 1958 года ВМС заказали первую партию из 23 предсерийных и 24 серийных истребителей. Самолет постоянно совершенствовался: появилась система управления пограничным слоем для улучшения взлетно-посадочных характеристик, был установлен более мощный радар AN/APQ-72, изменилась форма фонаря кабины для лучшего обзора. Эти машины, обозначенные как F-4A, использовались для испытаний. В декабре 1960 года началось серийное производство.

Палубные модификации: от F-4B до F-4S
Первой массовой палубной версией стал F-4B, совершивший первый полет в марте 1961 года. Он мог нести широкий спектр вооружения: ракеты «Sparrow» и «Sidewinder», бомбы, НАР и подвесные баки. В 1962 году «Фантомы» начали службу не только на флоте, но и в Корпусе морской пехоты США. Всего было построено 637 F-4B. Опыт войны во Вьетнаме выявил необходимость модернизации. Старые F-4B прошли программу усовершенствования, получив усиленную конструкцию и новое оборудование, и были переобозначены как F-4N.

Более глубокой модернизацией стал F-4J (первый полет — май 1966 года). На нем установили новую РЛС AN/AWG-10, усовершенствованное катапультное кресло и более мощные двигатели. Интересной, но не прижившейся инновацией стала нашлемная система целеуказания, которая позволяла пилоту наводить ракету поворотом головы. Позднее эта технология получит развитие на советских истребителях четвертого поколения. Всего было построено 522 F-4J. Финальным этапом эволюции палубного «Фантома» стал F-4S (1978 год) — модернизированный F-4J с предкрылками для улучшения маневренности и комплексом радиоэлектронной борьбы.

«Фантом» завоевывает сушу
Успех палубного «Фантома» резко контрастировал с проблемами истребительной авиации ВВС США. Основной истребитель F-104 Starfighter, несмотря на высокие скорости, имел плохую маневренность, высокую аварийность и ограниченные возможности. ВВС были вынуждены отказаться от ведомственных амбиций. После сравнительных испытаний с лучшим перехватчиком ВВС F-106, которые «Фантом» уверенно выиграл, было принято решение адаптировать его для сухопутных сил.

Первой версией для ВВС стал F-4C (первоначально F-110A), совершивший первый полет в мае 1963 года. Он отличался от палубного варианта облегченным шасси, системой дозаправки «штанга-конус» (вместо шланговой), измененной кабиной оператора и обновленной авионикой, включая инерциальную навигационную систему. Всего ВВС получили 583 таких самолета. На смену ему пришел F-4D (первый полет — декабрь 1965 года), оснащенный более совершенным радаром AN/APQ-109, способным работать по наземным целям, и новой прицельно-навигационной системой. Он мог применять управляемые ракеты «воздух-поверхность» и лазерно-наводимые бомбы. Было построено 825 F-4D.

Вершина эволюции: F-4E
Наиболее массовой и совершенной модификацией «Фантома» стал F-4E, созданный с учетом жесткого опыта воздушных боев во Вьетнаме. Его ключевым отличием стала встроенная 20-мм шестиствольная пушка M61A1 «Вулкан», установленная под носовым обтекателем. Это было ответом на выявленный недостаток ранних «Фантомов», которые, будучи чистыми ракетоносцами, оказывались беспомощны в ближнем маневренном бою после израсходования ракет. Помимо пушки, F-4E получил новый радар AN/APQ-120, более мощные двигатели J79-JE-17 и усовершенствованное катапультное кресло.

Первый полет F-4E состоялся 30 июня 1967 года, а всего до 1976 года было выпущено 1387 таких машин. В ходе производства самолет постоянно дорабатывался: удлинили ствол пушки, чтобы исключить попадание газов в воздухозаборники, на законцовки крыла установили фиксированные предкрылки для улучшения маневренности, а на некоторые машины — телевизионную систему дальнего обнаружения целей (TISEO). F-4E стал настоящим «рабочей лошадкой» и поставлялся на экспорт во множество стран, включая Израиль, Германию (где выпускался по лицензии как F-4F), Грецию, Турцию, Иран, Южную Корею и Японию.
Истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II прошел долгий путь от специализированного палубного перехватчика до универсального многоцелевого самолета, ставшего основой истребительной авиации США и многих других государств на несколько десятилетий. Его история — это история технологического прорыва, ответа на геополитические вызовы и непрерывной эволюции в условиях реальных боевых действий.
Обратите внимание: Если пассажиру стало плохо. Действия пилота. История из жизни.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: ФАНТОМ II (История одного призрака).