
Ф.А. Малявин «Крестьянская девушка вышивает»
От некрашеного полотна к искусству окрашивания
Эта статья продолжает рассказ о материалах и технологиях, из которых создавалась одежда в прошлом. Если ранее мы говорили о производстве тканей, то теперь сосредоточимся на их окрашивании и цветовой палитре, популярной в дореволюционную эпоху.
Интересно, что значительная часть домотканых материалов вообще не подвергалась окраске. Их естественный, так называемый «дикий» цвет, мог быть желтоватым, сероватым или даже с голубоватым оттенком. В литературных источниках упоминание «дикого цвета» чаще всего относится именно к натуральному цвету необработанного полотна, а не к чему-то экстравагантному. Позже это название закрепилось и за специфическим светло-серовато-синим оттенком, который использовали для покраски зданий.

Домашнее и ремесленное крашение
Процесс окрашивания тканей можно разделить на домашний (кустарный) и промышленный. Крестьяне часто ограничивались отбеливанием. Для этого готовую ткань или пряжу замачивали в щёлоке, полученном из древесной золы. В тёплое время года полотно выкладывали на солнце для естественного выгорания — процесс был долгим и мог включать несколько циклов: замачивание, полоскание и снова на солнце. С каждым разом материал становился всё белее. Производство льняных тканей в хозяйстве было непрерывным и занимало почти год. Готовые беленые изделия часто украшали вышивкой, уникальной для каждого региона.

З. Е. Серебрякова «Беление холста» (1917)
Если же ткань хотели именно покрасить, в ход шли растительные красители: сок крыжовника, кора дуба (для тёмно-коричневого), луковая шелуха (светло-коричневый), облепиха (красновато-коричневые тона), крапива (серо-зелёный), резеда (жёлтый). Для закрепления цвета использовали фиксаторы-протравы: квасцы, рассол, уксус или даже мочу, что также влияло на конечный оттенок. Особо ценился стойкий чёрный цвет, который получали из чернильных орешков — наростов на листьях дуба, вызываемых насекомыми-орехотворками. Из них же делали и чернила.

Чернильные орешки
Ремесленные красильни и набойка
Существовали и специальные красильные мастерские, куда приносили домотканое полотно для окрашивания. Мастера-красильщики работали с более широкой палитрой, но самым доступным и популярным, особенно среди старообрядцев, был синий цвет. В южных губерниях для этого использовали местное растение вайду, а также привозной индиго из британских колоний.

Помимо вышивки, ткань украшали набивным рисунком. Хотя ситец с узорами стал продуктом промышленности, артели ремесленников также занимались набойкой, особенно на севере России. Крестьяне приносили своё полотно, выбирали узор из предложенных, и мастер наносил его с помощью резной деревянной формы — «манеры» или «набивной доски». Сложные узоры создавались с использованием металлических деталей и проволоки. В технике «вытравной» набойки на ткань наносили специальный состав (вапу), который защищал узор от краски, а затем опускали полотно в чан с индиго. После промывки получался белый рисунок на синем фоне. Со временем в вапу стали добавлять красители, расширяя цветовую гамму. По характерным узорам специалисты могут определить регион происхождения изделия.

Палитра натуральных красителей
До XIX века в ремесле и промышленности использовали в основном натуральные красители. Синий давали индиго и вайда. Чёрный — чернильные орешки и скорлупа грецких орехов. Дорогим и престижным был красный цвет. Его получали из марены (растение, которое позже стали выращивать на Кавказе) или из кармина — красителя, добываемого из насекомых кошенили. Мексиканская кошениль давала особенно яркий цвет, но стоила баснословно дорого. В XIX веке в Армении удалось возродить производство местной, араратской кошенили.

Для получения жёлтого использовали шафран, дрока и другие растения. Зелёный часто создавали, комбинируя синие и жёлтые красители, или применяли медные краски. В начале XIX века огромную популярность приобрёл изумрудно-зелёный краситель Шееле, но позже выяснилось, что он содержит мышьяк и опасен для здоровья.

Зелёное платье (1865-1870 гг.) с выставки «Жертвы моды» Музея обуви Бата. Мышьяк в тканях был реальной опасностью.
Для закрепления красителей применяли протравы на основе оксидов металлов. Иногда недобросовестные красильщики использовали агрессивные составы (например, металлическую стружку, вымоченную в уксусе), которые давали насыщенный цвет, но разрушали ткань.
Революция искусственных красителей
Во второй половине XIX века произошёл переворот — появились синтетические красители. Важную роль в их создании сыграли русские учёные: Н. Н. Зинин, синтезировавший анилин (основу для многих красок), А. А. Воскресенский и другие. В 1869 году в Германии был получен ализарин — популярный красный краситель. Несмотря на научные успехи, Россия долгое время импортировала краски. Собственное крупное производство («Русскокраска») началось лишь в 1914 году с постройки завода в Рубежном.

Коллекция тканей Музея ситца в Иваново

Коллекция тканей Музея ситца в Иваново
Цветовые предпочтения и символика
Среди крестьянства самыми распространёнными были белый (как результат отбеливания) и синий (из-за доступности индиго). Тёмные цвета ценились за практичность. А самым праздничным и любимым считался красный в различных оттенках, который часто присутствовал в фабричном ситце.

Н. Н. Дубовской «Пряха»
Жёлтый и зелёный были менее популярны в одежде, отчасти из-за суеверий. Особое отношение было к полосатым тканям: в Средние века их носили маргинальные слои общества (скоморохи, проститутки), что позже отразилось в полосатой тюремной робе. Однако к XVIII веку полоска, ассоциируясь с экзотическим Востоком, вошла в моду у знати.
Любопытно, что разделение цветов на «мальчишеские» и «девичьи» (голубой и розовый) появилось только в середине XIX века и лишь в среде аристократии, которая могла позволить себе разнообразную детскую одежду. Простые люди одевали детей в основном в белое — практичную одежду, которую можно было часто и жёстко стирать.
Забытая палитра: старинные названия цветов
История сохранила множество поэтичных и забытых ныне названий оттенков:
- Аделаида — тёмно-синий. Упоминается у Тургенева и Достоевского.
- Горячий — оранжевый, самый распространённое название этого цвета в XVII–XVIII веках.
- Изабелловый — бледно-соломенный, цвет лошадиной масти.
- Амарантовый — малиновый.
- Арлекин — пёстрый, разноцветный.
- Вердепешевый (от фр. «vert-de-pêche» — зелёный персик) — жёлто- или розово-зелёный.
- Бисмарк — коричневый, имел множество оттенков: «Бисмарк в гневе», «Бисмарк здоровый» и др.
- Вороново крыло — оттенок чёрного с синим отливом.
- Дымчатый (смородинный) — коричневато-красный.
- Кармазинный — насыщенный красный, от названия ткани «кармазин».
- Пюсовый (от фр. «puce» — блоха) — тёмно-коричневый.
- Смарагдовый — изумрудно-зелёный.
Эта богатая палитра и сложные технологии её создания рассказывают нам не только о моде, но и о быте, экономике и мировоззрении людей дореволюционной России.
Обратите внимание: Из жизни дореволюционного официанта.
История России Российская Империя Вышивание ткани Длинный пост
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: О цветах дореволюционного платья.