
«Первая атака на ядерный центр Туваша состоялась днем 18 января 1991 года. В атаке участвовали 32 самолета F-16C, оснащенных обычными неуправляемыми бомбами, в сопровождении 16 истребителей F-15C, 4 постановщиков помех EF-111, 8 истребителей-охотников за радиолокационными установками F-4G и 15 самолетов-заправщиков KC-135"
— Отчет генерал-лейтенанта Чака Хорнера, командующего многонациональными военно-воздушными силами в Персидском заливе.

На этот раз «воздушным капитанам» не удалось прорваться сквозь плотный огонь зенитной артиллерии и поразить назначенные цели. Следующей ночью стратегически важный объект был уничтожен самолетами F-117A и бомбами с лазерным наведением GBU-27.
F-16C использовался в качестве тактического бомбардировщика. В состав формирования входило 75 самолетов, более половины из которых составляли самолеты поддержки и прикрытия. Оказалось, что этих усилий недостаточно — американцам нужно было снова проводить ночные налеты с использованием самолетов-невидимок».

Изучение этих фактов может сбить с толку. Это противоречит утверждениям Пентагона о победе в «блицкриге» и широко распространенному мнению о том, что война в Ираке была обычной войной против «папуасов».
Относительно небольшие потери (янки и их союзники потеряли по разным причинам 75 самолетов) и подавляющее технологическое превосходство победителей над побежденными не сделали войну «легкой». Победа над Ираком далась странам, участвовавшим в антииракской коалиции, огромной ценой. Во-первых, для ВВС США это был основной участник 43-дневной воздушной наступательной операции «Буря в пустыне».

2600 боевых и вспомогательных самолетов. Всего в зоне конфликта было выполнено 116 тысяч боевых вылетов. Десятки авиабаз на Ближнем Востоке, включая гражданские аэропорты от Объединенных Арабских Эмиратов до Египта, заполнены самолетами, прибывающими со всего мира.
В регион было направлено 55 000 человек летного и технического персонала ВВС США. В кратчайшие сроки из пустыни выросло 5000 сборных жилых домов общей площадью 30 000 квадратных метров рис. Было развернуто 16 мобильных авиагоспиталей общей вместимостью 750 коек и 1250 больничных коек. Уложено более 160 000 квадратных метров. Метры бетонного покрытия - Накануне большой войны американцы интенсивно развивают инфраструктуру аэропортов Ближнего Востока, расширяя площади аэропортов для приема большого количества прибывающих самолетов.

В начале августа 1990 года истребители-бомбардировщики F-111E 77-й эскадрильи 20-го крыла были переброшены из Хайфорда в Инджирлик, Турция. Почти в то же время самолеты F-111F из «братской» 493-й эскадрильи вылетели из Лойхенхильда в Сарагосу. Интересно, что мотивом переброски двух эскадрилий «полустратегических» самолетов на передовые аэродромы НАТО стали плановые учения.
Первая партия из 20 самолетов F-111F из 492-й и 493-й эскадрилий 48-го тактического крыла прибыла в Саудовскую Аравию 25 августа. Истребители-бомбардировщики совершили беспосадочный перелет по маршруту от авиабазы Левеншир до авиабазы Таиф и выполнили несколько дозаправок в воздухе. Самолет летел с боевой нагрузкой — четырьмя 2000-фунтовыми управляемыми бомбами GBU-15 и двумя ракетами Sidewinder на самолет, контейнерами под крыльями для запуска инфракрасных ловушек и дипольных отражателей, а также контейнерами AN/ALQ-131 с аппаратурой радиоэлектронной борьбы в хвостовой части фюзеляжа. 2 сентября еще 20 самолетов F-111F вылетели в Саудовскую Аравию. В ходе полета использовались подвесные управляемые авиабомбы и ракеты Sidewinder. В аэропорту Таифа также размещены самолеты радиоэлектронной борьбы EF-111F."
——Отчет об «учениях» ВВС США в 1990 году.

Прибывшие на место происшествия не остались безучастными. Летно-технический состав немедленно приступил к испытаниям прибора в условиях пустыни. Разведка отслеживала обстановку в действиях авиации и ПВО противника и выявляла возможные варианты создания «коридоров» в системе ПВО Ирака.
В течение дня над песчаными дюнами кружат бесчисленные самолеты. Когда солнце скрылось за горизонтом, пустыню вновь сотряс рев авиационных двигателей — над черным силуэтом истребителей-невидимок короля Халида возвышалась саудовская авиабаза. Пилот F-117A довел самолет до границы с Ираком, остался доволен результатами и вернулся на базу перед рассветом. Силы ПВО Ирака никак не отреагировали на появление «самолета-невидимки» — в отличие от обычных самолетов, появление которых немедленно вызвало бы тревогу (изменение режима работы РЛС, подключение дополнительных станций).

Воздушное наступление, операция «Буря в пустыне», началось в ночь на 17 января 1991 года. В первую неделю военно-воздушные силы коалиции наносили более 1000 авиаударов в день, а смертоносная «волна бомбардировщиков» в сопровождении истребителей и самолетов поддержки каждые несколько часов проносилась в небе Ирака. Позже прибыли разведывательные самолеты и оценили результаты бомбардировки. Используйте самолеты-невидимки и крылатые ракеты «Томагавк» для уничтожения «сложных целей».
43 дня победы за «господство в воздухе» США и стран НАТО. Ирак потерял значительную часть своих вооруженных сил и был вынужден эвакуировать Кувейт.
По официальной статистике, от огня противника мы потеряли 37 самолетов и 5 вертолетов, из которых в воздушном бою был сбит только один истребитель F/A-18C. Фактические потери могут быть выше. После войны количество списанных самолетов в ВВС США увеличилось, что стало прямым следствием боевых и небоевых повреждений, выработки ресурса и других неблагоприятных последствий участия в боевых действиях.

Военно-воздушные силы США смогли перебросить в Ирак авиакрыло в составе:
120 перехватчиков F-15C Eagle».
Основная задача «Орлов» — завоевание превосходства в воздухе. В целом задача была выполнена — иракская боевая авиация на протяжении всей войны практически бездействовала. Во время войны в Ираке истребители F-15C совершили в общей сложности 5685 боевых вылетов.
244 истребителя-бомбардировщика F-16 Fighting Falcon».
Крылатый «Трудовая война», совершил 13 087 боевых вылетов в зоне конфликта.

82 истребителя-бомбардировщика F-111 Aardvark (модифицированные 111E и 111F)
Тактическая ударная машина дальнего радиуса действия. Усовершенствованные бортовые системы наведения и навигации. Боевая нагрузка 14 тонн. Показатели боевой эффективности «Аардварка» являются лучшими среди всех самолетов ВВС антииракской коалиции (соотношение успешных боевых вылетов — 3:1). Всего над территорией противника было совершено 2881 самолето-вылет. По статистике, число сброшенных F-111F бомб с лазерным наведением составляет 80.
132 противотанковых штурмовика A-10 Thunderbolt
Эти неуклюжие, но необычайно упорные «полевые работники» совершили 8566 боевых вылетов в зонах конфликтов. Из произведенных ракет класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick ракета Thunder является самой многочисленной (составляет 90% ракет этого типа).
42 тактических малозаметных штурмовика F-117A Nighthawk
Вертолеты Nighthawk совершили 1271 боевой вылет в зоне конфликта, сбросив на иракцев 2000 тонн управляемых боеприпасов. Первое поколение самолетов-невидимок стало одним из «козырей» ВВС США, уничтожив 40% приоритетных целей: ядерный реактор в Эт-Тувайсе, 112-метровую радиовышку в Багдаде, центры управления перехватчиками и тактическими ракетами, а также зенитно-ракетные комплексы в центральном Ираке (позже позволившие осуществлять ковровые бомбардировки с использованием B-52).

48 истребителей-бомбардировщиков F-15E Strike Eagle
Операция «Буря в пустыне» стала суровым испытанием для «Страйк Иглз». Эти новейшие самолеты оснащены системой прицеливания и навигации LANTIRN, способны действовать на малой высоте в темноте на сверхзвуковой скорости и часто используются для поиска и уничтожения мобильных ракетных установок противника, в первую очередь ракет Scud. Реальные боевые результаты F-15E не выглядели особенно убедительными — вплоть до конца войны иракские ракеты Scud продолжали падать на головы американских солдат и городскую застройку Тель-Авива.
66 стратегических бомбардировщиков B-52G Stratofortress
Ковровые бомбардировки — дорогостоящий, но порой очень эффективный метод ведения войны. Статистика заменяет баллистику. Точность бомбометания по конкретной цели не имела значения — бомбами покрывался весь район предполагаемого расположения цели. Этот метод весьма эффективен против скоплений противника, когда у него нет дальнобойных средств ПВО. Еще одним преимуществом является то, что этот тип бомбардировки может значительно подорвать моральный дух противника. 38% американских бомб (относительно их общей массы) были сброшены таким образом).
1620 боевых вылетов. Бомбардировщик был сбит. Другой самолет был серьезно поврежден противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM, выпущенной с летевшего сзади F-4G и случайно зацепившейся за радар задней оборонительной установки «Стратофортресс».

61 истребитель-охотник за радиолокационными установками F-4G Wild Weasel
Усовершенствованная версия старого истребителя «Фантом», призванная решать задачи по прорыву и подавлению систем ПВО противника. «Дикие ласки» использовались для сопровождения ударных групп и летали в режиме «свободной охоты» — над территорией Ирака было совершено 2683 боевых вылета.
18 самолетов радиоэлектронной борьбы EF-111 Raven
«Страховой полис» ударного авиасообщения. Аппаратура «Ворона» позволяет своевременно обнаруживать источники радиоизлучения, «обманывать» головки самонаведения зенитных ракет и ракет класса «воздух-воздух», создавать помехи радиосвязи и «глушить» радиолокационные станции противника. Всего «Вороны» совершили 1105 боевых вылетов.
Стоит помнить, что в составе ВВС имеется ряд специализированных машин, без которых трудно представить современный воздушный бой:
— самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-3 Sentry);
— самолет фоторазведки RF-4C;
— высотный разведчик У-2;
— самолет радиотехнической разведки серии RC-135;
— самолет радиоэлектронной борьбы ЕС-130;
— транспортные самолеты театра военных действий C-130 Hercules, ударные вертолеты AC-130 и самолеты сил специальных операций MC-130;

Конечно, существуют воздушно-топливные инжекторы. Без участия танкистов операция «Буря в пустыне» была бы невозможна. Большинство боевых вылетов дозаправлялись дважды — по одному разу в каждом направлении. Неудивительно, что для обеспечения работы этой огромной группировки американцам пришлось перебросить на Ближний Восток 256 «Стратотанкеров» и 46 «Экстендеров»!
По статистике, самолеты ВВС США сбросили 90% всех управляемых бомб, выпустили 55% противорадиолокационных ракет и 96% ракет класса «воздух-земля». Можно смело сказать, что ВВС США выиграли войну. Участие всех остальных союзников и пилотов ВМС США незначительно.
Одной из особенностей вооруженных сил США является Корпус морской пехоты — крупное, хорошо обученное экспедиционное подразделение с собственными бронетанковыми войсками и военно-воздушными силами. Корпус морской пехоты представляет собой урезанную версию ВВС, ее самолеты базируются на тех же аэродромах и действуют вместе с «обычными» F-15 и F-16. Главные различия между летчиками Корпуса морской пехоты и авиацией Корпуса морской пехоты заключаются в форме и авиационном оборудовании — «морские пехотинцы» летают на более легких самолетах, которые унифицированы с авиацией палубной авиации ВМС.
Для поддержки операции «Буря в пустыне» командующий Корпусом морской пехоты выделил следующие силы:

86 штурмовиков вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II
Эти экзотические машины являются визитной карточкой авиации Корпуса морской пехоты. Некоторые самолеты взлетели с десантных кораблей USS Tarawa и USS Nassau. Остальные улетели от берега. Всего ими было совершено 3359 боевых вылетов.
В целом роль «Харриера» в операции «Буря в пустыне» была символической. Самолеты кружили над линией фронта и редко проникали в глубь территории противника. Обычный F-16 казался бы более эффективным, но янки хотели иметь самолет с вертикальным взлетом и посадкой.
84 многоцелевых истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet (модели A, C и D)
Знаменитая машина. Двухмоторный Hornet конкурировал с одномоторным F-16 в классе «легких истребителей», и оба в конечном итоге были приняты на вооружение. F-16 будет служить в ВВС. Двухмоторный F/A-18 был более надежным и был выбран для авианосцев и авиации Корпуса морской пехоты.
Жаркой зимой 1991 года два самолета встретились в одном строю — как и F-16, «Хорнет» нес под крыльями несколько неуправляемых бомб и получил задачу по уничтожению наземных целей. 4936 боевых вылетов. Мы старались изо всех сил.

20 дозвуковых штурмовиков A-6E Intruder
Самолеты базируются на авиабазе в Омане. Всего морские рейдеры совершили 795 боевых вылетов.
Самолет радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler
Функционально они аналогичны EF-111. Prowler спроектирован как четырехместная модификация морского штурмовика A-6. Самолеты этого типа совершили 504 боевых вылета.
Палубная авиация
На борту шести авианосцев размещен следующий персонал:
— 99 палубных перехватчиков F-14 Tomcat (4004 боевых вылета)
— 85 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 (4449)
— 95 дозвуковых штурмовиков A-6E Intruder (4824)
- 24 дозвуковых штурмовика А-7 «Корсар II» (737)
— самолеты Н С-3Б (1674 боевых вылета.

Кроме того, при анализе операции «Буря в пустыне» нельзя игнорировать винтокрылые самолеты армии и корпуса морской пехоты:
— 274 ударных вертолета АН-64 «Апач
— 50 ударных вертолетов AH-1W (модернизированные Marine Cobra).
Помимо ВВС США в операции участвовали истребители еще девяти стран. Вклад союзников был невелик — в общей сложности 17 300 боевых вылетов, включая вылеты заправщиков и разведчиков.
Больше всего беспокоился король Саудовской Аравии — война шла прямо по ту сторону границы, и судьба Саудовской Аравии напрямую зависела от исхода операции «Буря в пустыне». В состав делегации Саудовской Аравии входят:
— перехватчики N F-15C (около пятидесяти);
— 24 истребителя-бомбардировщика «Торнадо»;
- 87 устаревших истребителей F-5.

Помимо саудовцев, американцам также помогали их англосаксонские братья — в регион также были отправлены британские Королевские военно-воздушные силы:
— 39 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо»;
- 12 штурмовиков «Ягуар»;
- 12 штурмовиков «Корсар»;
- 3 самолета радиотехнической разведки «Фалкон»;
- Несколько самолетов-заправщиков Victor K.2.
Франция отправила десятки истребителей Mirage F.1, перехватчиков Mirage 2000C и штурмовиков Jaguar; Италия, Бельгия, Германия, Канада и Бахрейн пожертвовали некоторое количество самолетов, также были обнаружены обломки оккупированных ВВС Кувейта. О боеспособности «союзников» свидетельствует простой факт: во время боевого вылета в ночь на 17 января из шести истребителей «Торнадо» итальянских ВВС удалось дозаправиться только одному. Но ни один из них не выполнил свою задачу — единственный дозаправившийся бомбардировщик был сбит истребителем МиГ-29 (по иракским данным).

Инджирлик, Дархан, Зафра, король Халид, Исса, Табук, король Фейсал, Гарсия, Морон, Мазира и Хуфуф (остальные не рифмуются), Диярбакыр, Иордания H-4, Западный Каир, Таиф, Принц Султан, король Абдулазиз, Эр-Рияд…
— Это список мест, где во время операции «Буря в пустыне» базировались самолеты многонациональных сил. Когда у американцев не хватало баз, они не колеблясь размещали свои самолеты в международных аэропортах: Эль-Айн (ОАЭ), Король Фахд (Саудовская Аравия), Маскат (Оман), Шарджа и Каир — везде, где было место и необходимая инфраструктура.

«Скромная» локальная война против небольшой страны Ирак потребовала бы значительного расширения сил. Тысячи самолетов, десятки авиабаз и 43 дня непрерывных бомбардировок. Кроме того, они не могли полностью разбомбить Ирак и уничтожить его армию — иначе с кем бы они воевали в 2003 году?







Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Буря в пустыне.