Программа «Энергия-Буран» стала одним из самых масштабных и амбициозных проектов в истории советской космонавтики. Она продемонстрировала колоссальный научно-технический потенциал страны, но также и стала ярким примером того, как грандиозные начинания могут быть свёрнуты из-за политических и экономических потрясений. В этом она перекликается с судьбой американской программы Space Shuttle, закрытой по схожим причинам — из-за чрезвычайно высокой стоимости эксплуатации.

Изделие 1.01 «Буран» на авиасалоне в Ле Бурже. Франция. Источник: изображения Яндекса
«Энергия-Буран» — это советская многоразовая транспортная космическая система (МТКС). В мире было создано всего две подобные системы: американский Space Shuttle и советский «Буран». Ключевое отличие отечественного проекта в том, что его орбитальный корабль совершил лишь один космический полёт 15 ноября 1988 года, причём в полностью автоматическом режиме, без экипажа на борту.
Разработка программы стартовала в 1974 году, но была официально прекращена в 1993-м. Распад СССР, изменение геополитической обстановки и начало сотрудничества с США, а также колоссальные финансовые затраты не оставили новообразованной России шансов на продолжение этого дорогостоящего проекта.

Изделие 1.01 «Буран» на авиасалоне в Ле Бурже. Франция. Источник: изображения Яндекса
Сколько же было построено «Буранов»?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно разделять полноценные лётные экземпляры (изделия) и полноразмерные макеты, которые создавались для наземных и атмосферных испытаний. К моменту закрытия программы в 1993 году в различной стадии готовности находилось пять орбитальных кораблей. Из них только два были полностью достроены.
Лётные экземпляры кораблей «Буран»
1. Изделие 1.01 «Буран» — самый известный корабль, построенный на Тушинском машиностроительном заводе. Именно он совершил тот самый единственный орбитальный полёт в 1988 году. После миссии корабль хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. Трагическая судьба постигла его 12 мая 2002 года: обрушившаяся крыша ангара полностью уничтожила и «Буран», и макет ракеты-носителя «Энергия».

Изделие 1.01 «Буран», сразу после приземления. Источник: изображения Яндекса

Изделие 1.01 «Буран», сразу после приземления. Источник: изображения Яндекса

Изделие 1.01 «Буран» перед запуском. Источник: изображения Яндекса
2. Изделие 1.02 «Буря» — второй полностью готовый корабль. Он также был построен в Тушино. По планам, «Буря» должна была совершить второй полёт в автоматическом режиме с последующей стыковкой со станцией «Мир», но этого так и не произошло. Сегодня корабль находится в сборочно-заправочном корпусе на Байконуре. Вопрос о его собственности остаётся спорным: по разным данным, он может принадлежать Казахстану или частным лицам, а дискуссии о возможной передаче России ведутся до сих пор.

Предположительно советская фотография изделия 1.02 «Шторм», находящегося на Байконуре. Источник: изображения Яндекса

На современной фотографии хорошо видно современное состояние изделия 1.02 «Шторм», расположенного на Байконуре. Источник: изображения Яндекса

На современной фотографии хорошо видно современное состояние изделия 1.02 «Шторм», расположенного на Байконуре. Источник: изображения Яндекса
3. Изделие 2.01 «Байкал»
Обратите внимание: Три самых интересных космических телескопа, запуск которых запланирован на ближайшее время.
— третий лётный прототип. К моменту остановки работ его готовность оценивалась в 30-50%. Полёт был запланирован на 1994 год. Долгое время «Байкал» находился в цехах Тушинского завода, а сейчас, по последней информации, размещён на территории аэропорта Жуковский в Подмосковье. С 2022 года существуют планы по его восстановлению и музеефикации.
Изделие 2.01 «Байкал». Источник: изображения Яндекса

Изделие 2.01 «Байкал». Источник: изображения Яндекса
4. Изделие 2.02 — четвёртый корабль, готовность которого на момент остановки программы составляла лишь 10-20%. Впоследствии он был разобран прямо в цехах Тушинского завода.
5. Изделие 2.03 — пятый и последний из заложенных лётных прототипов. Его постигла самая печальная участь: недостроенный корабль был уничтожен в 1994 году.
Полноразмерные макеты для испытаний
Помимо лётных экземпляров, в рамках программы было создано несколько полноразмерных макетов (так называемых «изделий» 0-й серии). Они использовались для статических, электрических, динамических и даже атмосферных лётных испытаний. В отличие от самих кораблей, судьба многих макетов сложилась более удачно — они сохранились и сегодня являются музейными экспонатами. Известно о существовании как минимум семи таких макетов.
Наиболее известные макеты:
- БТС-002 ОК-ГЛИ (Изделие 0.02): Использовался для испытаний в атмосфере, включая заход на посадку и пробежки. Сегодня находится в Немецком техническом музее в городе Шпейер.
- БТС-001 ОК-МЛ-1 (Изделие 0.01): На этом макете отрабатывали транспортировку корабля самолётом-носителем. Сейчас он установлен на площади Промышленности на ВДНХ в Москве и является одним из её символов.
- ОК-КС (Изделие 0.03): Комплексный стенд для отработки различных систем. В настоящее время экспонируется в образовательном центре «Сириус» в Сочи.
- ОК-МЛ1 (Изделие 0.04): Находится в музее истории космодрома Байконур.
- ОК-МТ (Изделие 0.15): Технологический макет для отработки предстартовых операций. Его судьба печальна: он стоит заброшенным в том же корпусе на Байконуре, что и «Буря» (Изделие 1.02), постепенно разрушаясь.

БТС-002 ОК-ГЛИ (изделие 0,02) в музее Германии. Источник: изображения Яндекса

БТС-002 ОК-ГЛИ (изделие 0,02). Советская фотография Источник: Яндекс картинки

БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0,01), стоит на ВДНХ. Источник: изображения Яндекса

БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0,01), стоит на ВДНХ. Источник: изображения Яндекса

ОК-КС (изделие 0,03). Источник: изображения Яндекса

ОК-МЛ1 (изделие 0,04). Источник: изображения Яндекса

ОК-МТ (продукт 0,15). Источник: изображения Яндекса
Таким образом, история «Буранов» — это история как технологического триумфа, так и тяжёлых утрат. Судьба летавшего в космос «Бурана» и недостроенных кораблей сложилась трагически. В то же время сохранившиеся макеты позволяют нам оценить грандиозный масштаб программы и труд тысяч инженеров, конструкторов и рабочих.

Изделие 1.01 «Буран» перед запуском. Источник: изображения Яндекса

Изделие 1.01 «Буран» перед запуском. Источник: изображения Яндекса
В заключение стоит отметить, что судьба оставшихся на Байконуре артефактов — корабля «Буря» и макета ОК-МТ — вызывает особую тревогу. Их возвращение в Россию, реставрация и размещение в национальных музеях могли бы стать достойным завершением истории этих уникальных машин, спасти их от забвения и разрушения. Это вопрос не только сохранения исторического наследия, но и уважения к великому инженерному достижению целой эпохи.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк. Мы хотели бы, чтобы вы подписались на нашу страницу Пикабу и сообщество в ВК
Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: Сколько же всего было построено космических кораблей "Буран"?.