Зачем Ил-76 две кабины, вечно смеющееся «лицо» и странный люк

Советский и российский самолет Ил-76 поступил на вооружение еще в 1975 году и оказался настолько удачным, что активно эксплуатируется и производится до сих пор. Первоначально он использовался как военно-транспортный самолет и с тех пор претерпел множество усовершенствований, что позволило ему выполнять различные задачи. Интересно, что у всех них есть несколько общих черт, из-за которых их предназначение трудно угадать с первого взгляда.

Тайна происхождения.

Транспортный самолет Ан-22

Как и самые удачные образцы различных технологий, Ил-76 изначально не планировался к производству. Его существование было, во-первых, чистой случайностью, а во-вторых, следствием того, что конструкция тяжелого самолета Ан-22 «Антей» оказалась не слишком удачной. Еще в 1960 году Сергей Ильюшин (ОКБ-240) пытался продвинуть проект военно-транспортного самолета, но безуспешно. Предложенный им проект уступал как по ожидаемым летно-техническим характеристикам, так и по активно разрабатывавшемуся в то время транспортному самолету Ан-22. Его проект Ил-60 был заморожен, а его существование забыто. Возможно, никто не вспомнит, но у «Антея» был грозный конкурент — американский военно-транспортный самолет Lockheed C-141 Starliner. Он во многом превосходит советские грузовики, однако у Ан-22 есть и серьезные недостатки.

Схема Ил-76..

Первая проблема — слишком низкая скорость. Ан-22 оснащен турбовинтовым двигателем, но он просто не может обеспечить требуемые характеристики, а значит, сроки доставки важных военных грузов, техники и личного состава существенно увеличиваются. Вторым недостатком является то, что его производство, эксплуатация и обслуживание обходятся дорого. Это была катастрофа для военных, которые были готовы спасти все. Когда военным понадобилась замена «Антею», они вспомнили о проекте Сергея Ильюшина.

Военно-транспортный самолет Ил-76..

Конечно, этого было недостаточно для полного удовлетворения требований, но основа была заложена, и специалистам ОКБ-240 поручили разработку проекта нового транспортного самолета. И к нему предъявляется много требований. В частности, будущий Ил-76 должен стать универсальным грузовиком, способным перевозить воинские подразделения в любые доступные места, даже в безлюдной местности. Конструкторы постарались максимально реализовать все пожелания военных, поэтому транспортный самолет получил нестандартный дизайн и интересный внешний вид.

Полная комплектация для бездорожья.

Самолет Ил-76 приземляется.

Одной из особенностей военно-транспортных самолетов является способность выполнять полет по команде и приземляться на первой подходящей открытой площадке. Хоть это и может показаться преувеличением, но при необходимости самолеты придется выгружать где-нибудь на наспех подготовленной взлетно-посадочной полосе в лесу или поле. Военные грузовики должны были справляться как с обычными грунтовыми, так и с бетонными взлетно-посадочными полосами, и конструкторам пришлось приложить немало усилий, чтобы адаптировать Ил-76 к полевым условиям. Первоначальный проект Ил-60 был предложен Ильюшиным как среднеплан. То есть его крыло установлено посередине фюзеляжа (мидель-крыло), т.е примерно на его центральной оси. Предполагалось также, что самолет будет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями и что между их лопастями и поверхностью взлетно-посадочной полосы будет достаточно свободного пространства, чтобы винты не застревали на полосе. Для Ил-76 пришлось изменить компоновку самолета на верхнее крыло, поскольку самолету предстояло садиться на плохо подготовленную площадку, и никто не мог гарантировать, что гондола двигателя не застрянет во время переката. Двигатели также были заменены на турбореактивные, но по другой причине — для увеличения скорости полета.

Ниже находится кабина штурмана.

Однако этого недостаточно для обеспечения плавной посадки и взлета самолета в очень сложных условиях.

Обратите внимание: Может ли пилот «сдать назад» или зачем на самолёте реверс.

В кабинах самолетов обзорность никогда не бывает хорошей, но в данном случае это было крайне важно. Никто не мог заранее сказать, в каких условиях придется высаживаться, но все были абсолютно уверены, что это будет нелегкое дело. Деревья, камни, ограниченные взлетно-посадочные полосы, горы и другие препятствия могут легко стать причиной авиакатастроф. Решением этой проблемы является уникальная конструкция кабины.

Вид из кабины пилота.

Поскольку штурману требовался хороший обзор, для него построили отдельную кабину, расположенную в носовой части самолета, сразу под кабиной пилота. Конечно, штурману необходимо видеть то, что находится прямо перед самолетом, поэтому кабина оборудована панорамным стеклом, чтобы штурман мог видеть как пространство прямо перед собой, так и то, что находится под ним. При этом стекло не сплошное, а состоит из небольших секций, что снаружи выглядит весьма необычно. Кабина штурмана похожа на широкую улыбку. Самолет выглядел очень довольным. Это, конечно, вызывает много вопросов, но без понимания проблемы трудно найти очевидный ответ.

Проблемы с грузом.

Интерьер грузового отсека Ил-76.

Проблемы возникли, когда они начали планировать грузовой отсек. Как ни старались конструкторы, им не удалось придумать систему погрузки и выгрузки, которая бы не мешала приземлению. Ведь задача Ил-76 — быть не только грузовым самолетом для перевозки грузов, личного состава и военной техники. Первоначально предполагалось, что это будет универсальная платформа, способная выполнять практически любую задачу с минимальными изменениями в конструкции. Помимо перевозки грузов, самолет также может быть переоборудован в санитарный, пассажирский, радиолокационный или десантный самолет.

Вход в грузовой отсек.

Военно-транспортный самолет Ил-76 планируется оснастить рампой для самостоятельной погрузки военной техники и личного состава, а также несколькими кранами для погрузки на борт тяжелых ящиков и крупногабаритных контейнеров. Какие бы варианты мы ни рассматривали, люки и пандусы всегда мешали. Большие закрылки, открывающиеся в стороны, определенно ухудшат аэродинамику и помешают полету. То же самое произойдет, если пандус слишком большой, и лифт не будет работать, если дверь откроется вверх. Ситуация казалась безнадежной, пока дверь не разломилась на четыре части.

Погрузка краном.

Самый большой клапан открывается вниз и одновременно выполняет функцию трапа, а чтобы он не был слишком длинным, под «потолком» самолета сделан верхний клапан, поднимающийся вверх. Остальные узкие створки открываются в стороны и не мешают полету. Всего на самолете Ил-76 установлено две направляющие погрузочно-разгрузочного оборудования. На каждом кране закреплено два крана грузоподъемностью 2,5 тонны. В то же время направляющий ленточный подъемник может быть выдвинут на пять метров из грузового отсека, и, работая одновременно с подъемником, можно легко загружать большие и тяжелые контейнеры. В результате этих очевидных и не очень решений Ил-76 стал самолетом общего назначения. Он до сих пор выпускается в различных улучшенных версиях.

источник.

Самолет Ил-76 Американская авиация Военная авиация Гражданская авиация Яндекс Дзен Яндекс Дзен (ссылка) Длинный пост 126

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Зачем Ил-76 две кабины, вечно смеющееся «лицо» и странный люк.