Неожиданное рождение легенды
Советский и российский военно-транспортный самолет Ил-76, принятый на вооружение в 1975 году, стал настоящим долгожителем авиации. Его конструкция оказалась настолько удачной, что самолет производится и активно используется по сей день, выполняя самые разнообразные задачи. Однако некоторые особенности его внешнего вида — две кабины, «улыбающаяся» носовая часть и необычная система люков — могут показаться странными для непосвященного человека. На самом деле, каждая из этих деталей является результатом продуманных инженерных решений, продиктованных жесткими требованиями военных.

Ответ на вызов времени: замена Ан-22
Появление Ил-76 во многом стало ответом на недостатки его предшественника — тяжелого транспортного самолета Ан-22 «Антей». Несмотря на внушительные размеры, «Антей» обладал двумя критическими проблемами: невысокой скоростью из-за турбовинтовых двигателей и большой стоимостью эксплуатации. В условиях холодной войны и соперничества с американским C-141 Starlifter советским военным требовался более быстрый, экономичный и универсальный грузовик. Именно тогда вспомнили о замороженном проекте Сергея Ильюшина, который и лег в основу будущего Ил-76.

Транспортный самолет Ан-22

Схема Ил-76.
Главный приоритет: работа в полевых условиях
Ключевым требованием к новому самолету была способность садиться и взлетать с неподготовленных, грунтовых площадок где-нибудь в глуши. Это определило множество конструктивных решений. Например, от первоначальной схемы «среднеплана» (когда крыло расположено посередине фюзеляжа) отказались в пользу «верхнеплана». Это было сделано для того, чтобы при посадке на неровный грунт двигатели, поднятые высоко на крыле, не задевали землю и не повреждались. Кроме того, для достижения высокой скорости турбовинтовые двигатели заменили на турбореактивные.

Военно-транспортный самолет Ил-76.

Самолет Ил-76 приземляется.
«Улыбающееся лицо»: кабина штурмана под носом
Посадка на неподготовленную площадку, зажатую среди деревьев или холмов, требует идеального обзора того, что происходит прямо под и перед самолетом. Штатная кабина пилотов, расположенная наверху, такой обзор обеспечить не могла. Решением стала уникальная вторая кабина для штурмана, встроенная в самый низ носовой части фюзеляжа, прямо под кабиной пилотов. Ее остекление, состоящее из нескольких панорамных стекол, обеспечивает великолепный обзор. Именно эта конструкция, напоминающая широкую улыбку, и придает Ил-76 его знаменитое «вечно смеющееся лицо».

Ниже находится кабина штурмана.
Обратите внимание: Может ли пилот «сдать назад» или зачем на самолёте реверс.

Вид из кабины пилота.
Гениальная простота: четырехстворчатая хвостовая рампа
Еще одной сложной задачей для конструкторов стала разработка системы погрузки. Самолет должен был не только перевозить технику и десант, но и быстро превращаться в санитарный, пассажирский или разведывательный вариант. Нужна была рампа, которая не ухудшала бы аэродинамику в полете. Гениальное решение — разделить хвостовой люк на четыре независимые створки. Центральная нижняя створка опускается, образуя трап для въезда техники. Верхняя поднимается вверх, а две боковые отъезжают в стороны. Такая конструкция не создает помех при полете и позволяет эффективно работать в любых условиях.

Интерьер грузового отсека Ил-76.

Вход в грузовой отсек.
Для работы с грузами внутри фюзеляжа установлены две монорельсовые балки с тельферами грузоподъемностью 2,5 тонны каждый, а также ленточный транспортер. Все это делает Ил-76 не просто самолетом, а высокоэффективной универсальной транспортной платформой, чья актуальность не теряется уже почти полвека.

Погрузка краном.
источник.
Самолет Ил-76 Американская авиация Военная авиация Гражданская авиация Яндекс Дзен Яндекс Дзен (ссылка) Длинный пост 126Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Зачем Ил-76 две кабины, вечно смеющееся «лицо» и странный люк.