Полвека в небе: история создания и боевого пути штурмовика Су-25

Истоки легендарного штурмовика

В конце 1960-х годов в ОКБ Сухого зародилась идея создания специализированного бронированного штурмовика для непосредственной поддержки сухопутных войск. Инициатором проекта выступил О.С. Самойлович. Генеральный конструктор Павел Осипович Сухой, изучив предложения, не только поддержал инициативу, но и лично внес ряд конструктивных изменений, дав команду на начало полномасштабных работ. Новому самолету был присвоен внутренний индекс Т-8. Когда в 1969 году Министерство авиационной промышленности СССР объявило конкурс на разработку нового штурмовика, проект ОКБ Сухого оказался вне конкуренции. Конструкторы представили на суд комиссии не просто эскизы, а глубоко проработанные технические решения и полноразмерный макет будущей боевой машины.

Коллектив создателей

В разработке и создании принципиально нового самолета принимала участие целая плеяда талантливых инженеров и конструкторов. Ключевыми фигурами в этом процессе были Евгений Алексеевич Иванов, Олег Сергеевич Самойлович, Дмитрий Николаевич Горбачев, Юрий Викторович Ивашечкин и Владимир Петрович Бабак.

Обратите внимание: 76 лет назад, 14 октября 1947 Чак Йегер первым в мире пробивает звуковой барьер.

Ответственная задача по проведению летных испытаний была возложена на шеф-пилота, легендарного летчика-испытателя ОКБ Сухого Владимира Сергеевича Ильюшина.

От чертежей до первого полета

В сентябре 1972 года были окончательно утверждены проект и компоновка самолета. Спустя два года напряженной работы, в ноябре 1974-го, первый опытный образец Т8-1 был построен. Исторический первый полет новой машины состоялся 22 февраля 1975 года под управлением Владимира Ильюшина. Этот день по праву считается днем рождения Су-25.
Заводские испытания двух опытных прототипов продолжались до октября 1976 года, после чего самолеты отправили на доработку с учетом полученных данных.
Государственные испытания стартовали в 1978 году. Примечательно, что завершение их первого этапа решили совместить с реальной боевой проверкой — испытаниями в условиях военных действий в Афганистане.

Боевое крещение и серийное производство

В Афганистане Су-25, получивший у солдат уважительное прозвище «Грач», полностью оправдал возложенные на него надежды. На протяжении всего периода присутствия советских войск в ДРА эти штурмовики стали основным и самым надежным средством авиационной поддержки, действуя непосредственно на поле боя. Конструкция самолета, изначально задуманная как «летающий танк», продемонстрировала феноменальную живучесть и высокую боевую эффективность, что подтвердило правильность выбранной концепции.

Серийное производство штурмовика было развернуто на Тбилисском авиационном заводе. Первый серийный Су-25 поднялся в небо 18 июня 1979 года, пилотируемый летчиком-испытателем ОКБ Ю.А. Егоровым. Позднее, в 1985 году, на Улан-Удэнском авиационном заводе начался выпуск двухместного учебно-боевого варианта — Су-25УБ, что позволило эффективно готовить кадры для этого типа авиационной техники.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: 50 лет назад совершил свой первый вылет Су-25.