Вечером 20 октября 2014 года в аэропорту Внуково разыгралась трагедия. Частный самолет Dassault Falcon 50 EX авиакомпании Unijet, готовившийся к вылету в Париж, столкнулся со спецтехникой на взлетной полосе. На борту находились три члена экипажа и один пассажир — Кристоф де Маржери, генеральный директор крупнейшей в мире нефтегазовой компании Total. Он возвращался со встречи с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, на которой обсуждались вопросы иностранных инвестиций. Де Маржери был известен как сторонник сохранения деловых отношений с Россией и выступал против санкций.
Кристоф де Маржери — глава Total, погибший в катастрофе.
Смертельный туман и цепь роковых ошибок
Погодные условия в тот вечер были сложными: густой туман, моросящий дождь и низкая облачность снижали видимость до критических значений. Несмотря на это, взлет был разрешен. Параллельно на аэродроме шли плановые работы по уборке снега, в которых были задействованы три снегоочистителя и машина дежурного руководителя. Координация между диспетчерскими службами и наземными командами оказалась нарушена.
Снегоочиститель, подобный тому, что участвовал в инциденте.
Роковое пересечение путей
Аэропорт Внуково имеет две пересекающиеся взлетно-посадочные полосы. В ходе работ один из снегоочистителей (№3) потерял связь с группой и, управляемый водителем в состоянии алкогольного опьянения, самовольно выехал на активную взлетную полосу №1. В этот самый момент по ней уже разгонялся бизнес-джет с де Маржери на борту.
Схема движения транспорта по полосам аэропорта в роковую ночь.
Экипаж самолета заметил препятствие слишком поздно. На скорости около 227 км/ч капитан крикнул: «Эй, там грузовик!», но времени на принятие решения почти не оставалось. Снегоочиститель, осознав ошибку, остановился прямо на пути самолета. Дежурный руководитель, который также был нетрезв, пытался найти потерянную технику, но, услышав звук двигателей, лишь успел увидеть вспышку столкновения в тумане.
Столкновение и его последствия
Самолет, зацепив снегоочиститель правым крылом и шасси, перевернулся, врезался в землю и полностью разрушился. Возник пожар. Все четыре человека на борту — три члена экипажа и Кристоф де Маржери — погибли. Водитель снегоочистителя не пострадал.
Последующее моделирование показало, что у экипажа был теоретический шанс избежать катастрофы, экстренно прервав взлет. Однако сочетание факторов — усталость, ограниченная обзорность из-за тумана и конструктивная особенность самолета (управление штурвалом только с левого кресла) — сделало маневр практически невозможным в те секунды, которые были в их распоряжении.
Причины и выводы расследования
Официальное расследование признало причиной катастрофы совокупность системных failures:
- Управление снегоочистителем в состоянии алкогольного опьянения.
- Грубые нарушения в организации наземных работ и отсутствие должного контроля за спецтехникой.
- Неэффективная работа диспетчерской службы, не сумевшей предупредить экипаж о препятствии на полосе.
- Отсутствие у водителей спецтехники возможности слушать переговоры диспетчеров.
Основной вывод: трагедия стала следствием глубоких недостатков в организации работы аэропорта, а не единичной ошибки.
После катастрофы были введены обязательные послесменные медосмотры для наземного персонала. Следствие предъявило обвинения водителю снегоочистителя, дежурному инженеру, диспетчерам и командиру воздушного судна. В 2017 году суд признал виновными водителя и инженера, но они были освобождены по амнистии. Аэропорт Внуково выплатил компенсации семьям погибших.
Эта катастрофа стала мрачным напоминанием о том, как халатность, нарушение правил и системные сбои на земле могут привести к необратимой трагедии в воздухе.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Эй, там, там грузовик там!" Пьяный водитель и столкновение с самолетом во Внуково.