
Это только начало? В предыдущей статье мы рассмотрели эволюцию фронтовых истребителей-бомбардировщиков, где Су-34, прозванный «Боевым драконом» за характерный нос, представляет собой вершину развития этого класса. Однако его уникальность, не имеющая прямых мировых аналогов, закономерно вызывает вопрос: какова его истинная роль в современных ВВС России и чем он принципиально отличается, например, от многофункциональных истребителей вроде Су-30СМ или американского F-15EX?
Чтобы найти ответ, стоит сначала проанализировать боевой путь машины и её текущие задачи.
Боевое применение: от Сирии до СВО
Су-34, принятый на вооружение уже после чеченских кампаний, впервые был задействован в августе 2008 года. Тогда, по имеющимся данным, пара этих самолётов с контейнерами РЭБ «Хибины» обеспечивала подавление грузинской ПВО, создавая условия для работы ударной авиации. Однако опыт последующих конфликтов показал, что для решения сложных задач радиоэлектронной борьбы России, вероятно, не хватает узкоспециализированных самолётов, подобных американскому EA-18G Growler.

Американский EA-18G Growler — пример специализированного самолёта РЭБ, которого, судя по опыту, не хватает российским ВВС.
В Сирии Су-34, как и его предшественник Су-24М, применялся для нанесения ударов свободнопадающими бомбами по позициям боевиков. Но настоящим испытанием и основной работой для «Боевого дракона» стала специальная военная операция на Украине. Здесь экипажи Су-34 регулярно используют высокоточное оружие для поражения ключевых целей, однако их рутинной задачей стало массовое применение фугасных авиабомб (ФАБ), оснащённых унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК), превращающими обычные боеприпасы в высокоточные.

Су-34 с планирующими авиабомбами (ФАБ с УМПК) — одна из его основных рабочих задач в ходе СВО.
И здесь возникает резонный вопрос об экономической целесообразности. Су-34 — дорогая машина (по открытым данным, около 1.5 млрд рублей), с высокими затратами на эксплуатацию. Не логичнее ли поручить задачу «бомбометания» УМПК более дешёвым платформам? В качестве альтернатив можно рассматривать модернизированные старые самолёты, упрощённые лёгкие ударные машины, учебно-боевые Як-130 или перспективные тяжёлые ударные БПЛА, такие как «Гром». Их совокупное использование могло бы полностью закрыть потребность в носителях корректируемых бомб, высвободив Су-34 для более сложных миссий.

Модель тяжёлого ударного БПЛА «Гром» — потенциальный «рабочий» носитель для планирующих бомб.
Уникальная ниша: носитель сверхтяжёлых боеприпасов
Однако у Су-34 есть ключевое преимущество, которое оправдывает его существование в текущем виде. Он является единственным серийно производимым российским тактическим самолётом, способным нести и применять сверхтяжёлые боеприпасы, такие как трёхтонная ФАБ-3000 с УМПК.
Теоретически, подобную нагрузку мог бы нести перехватчик МиГ-31 (он несёт четырёхтонный «Кинжал»), но его производство давно прекращено. Дальние бомбардировщики Ту-22М3 также могут использовать ФАБ-3000, но их применение в зоне плотной ПВО крайне рискованно, да и сами эти машины не производятся. Таким образом, Су-34 остаётся единственным доступным «тяжеловесом» в тактическом звене.

Для уничтожения особо защищённых объектов, таких как заглублённые бункеры или прочные промышленные здания, зачастую необходима мощь боеприпасов вроде ФАБ-1500 или ФАБ-3000.
Потребность в таких боеприпасах не исчезла. Опыт современных конфликтов показывает, что для поражения особо прочных, заглублённых или крупных целей мощности 250-кг или 500-кг бомб может быть недостаточно. Показателен пример США, которые оперативно сняли ограничения и поставили Израилю крупную партию 2000-фунтовых (около 1000 кг) авиабомб Mk-84. Это подтверждает актуальность тяжёлых фугасных боеприпасов.

Американская авиабомба Mk-84 калибром 2000 фунтов — аналог советской ФАБ-1000.
Но потенциал Су-34 как носителя не ограничивается «железными» бомбами. Регулярно появляется информация о возможности его интеграции с перспективным высокоточным оружием большой дальности: гиперзвуковыми ракетами комплекса «Кинжал», уменьшенными версиями крылатых ракет Х-101 или перспективной малозаметной ракетой Х-50. Это открывает для самолёта совершенно новые возможности.

Предполагаемый облик перспективной малозаметной крылатой ракеты Х-50, носителем которой может стать Су-34.
Перспектива: эволюция в дальний бомбардировщик
Исходя из вышесказанного, напрашивается логичное развитие концепции Су-34. Вместо «рабочей лошадки» для рутинных задач он может эволюционировать в дальний ударный комплекс, предназначенный для поражения стратегически важных целей высокоточным оружием большой дальности и мощности.
Исторический прецедент уже существует. Американцы, не имея прямой замены сверхзвуковому стратегическому бомбардировщику B-58, модернизировали тактический F-111, создав его стратегическую версию FB-111. Работы включали усиление планера, увеличение размаха крыла, установку новых двигателей и авионики, что позволило значительно повысить дальность и боевую нагрузку.

Стратегический бомбардировщик FB-111 (справа) был создан на базе тактического F-111 для временной замены устаревшего B-58 (слева).
Аналогичный путь возможен и для Су-34. При максимальном взлётном весе в 45 тонн он, конечно, не заменит полностью 126-тонный Ту-22М3. Однако, в условиях отсутствия прямой замены для последнего, часть его задач (например, применение крылатых ракет большой дальности в менее опасных условиях) может быть перераспределена между модернизированными Су-34 и стратегическими Ту-160М.
Заключение
Таким образом, перспектива Су-34 видится в повышении его «статуса». Дорогостоящие истребители-бомбардировщики должны постепенно выводиться из роли массовых носителей планирующих бомб. Эти задачи эффективнее и дешевле решать с помощью комплекса из тяжёлых БПЛА (типа «Гром»), модернизированных устаревших машин и упрощённых лёгких ударных самолётов.

Основная же роль Су-34 должна сместиться в сторону дальнего высокоточного удара. Путём глубокой модернизации, включающей усиление конструкции, увеличение дальности полёта и интеграцию нового ракетного вооружения, «Боевой дракон» может взять на себя часть функций устаревающего парка дальних бомбардировщиков Ту-22М3, став уникальным связующим звеном между тактической и дальней авиацией.
В следующей статье мы подробнее рассмотрим, какие конкретные технические изменения могут превратить Су-34 в полноценный дальний бомбардировщик.
Текст написан мной, изображения взяты из открытых источников в Интернете.
Мой канал в Telegram: Война и технологии
[My] Военная авиация Военная техника Истребитель-бомбардировщик Су-34 Длинная колонна 22Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: «Боевой селезень» Су-34: нечто большее, чем фронтовой истребитель-бомбардировщик.