
На фотографии изображён специализированный танкер KC-135Q, который использовался для дозаправки в воздухе стратегического разведчика SR-71 Blackbird. Этот процесс был жизненно важен для сверхдальних полётов самолёта.
Особое топливо для особого самолёта
Знаменитый авиаконструктор Келли Джонсон, создатель SR-71, отмечал, что для этого самолёта пришлось изобретать практически всё с нуля — вплоть до специального авиационного топлива.

Транспортировка SR-71 к месту взлёта (фотография из архива NASA).
Аппетит у «Чёрного дрозда» был поистине гигантским: за час полёта он потреблял около 20 тонн топлива. Обеспечить такое количество даже обычным авиакеросином было бы серьёзной логистической задачей. Однако SR-71 был необычным самолётом, и ему требовалось особое, значительно более дорогое топливо.
Что такое JP-7?
Сердце SR-71 работало на топливе, соответствующем военному стандарту MIL-T 38219, известному как JP-7 (Jet Propellant 7). Технические требования к нему были невероятно строгими. Например, его запах не должен был вызывать тошноту или раздражение кожи, а по внешнему виду оно должно было быть абсолютно прозрачным и бесцветным.
Для производства JP-7 компания Shell создала сложнейшую смесь из керосиновых фракций и сотен различных углеводородов. Ключевой особенностью стало почти полное удаление ароматических соединений, что делало топливо химически чистым, с минимальным содержанием серы, азота и кислорода. Главным свойством JP-7 стала его исключительная термоокислительная стабильность — оно сохраняло предсказуемые характеристики даже в условиях колоссального нагрева на сверхзвуковых скоростях.
Поскольку низкоароматические составы плохо смазывают, в формулу JP-7 добавляли специальную присадку PWA-536 для защиты топливных насосов от износа.
Обратите внимание: Покажу "самолет-вездеход" в котором пассажир сидит на месте второго пилота, а стюардесса вообще не предусмотрена.
Почему оно не горит от спички?
Одна из легенд, ходивших среди инженеров Skunk Works, гласит, что руководитель бригады техобслуживания демонстративно бросал зажжённую спичку в бочку с JP-7, и пламя тут же гасло. Это было не бравадой, а важнейшим требованием к безопасности. При полёте на скорости в 3.2 Маха корпус SR-71 раскалялся, и топливо использовалось в качестве хладагента, циркулируя по планеру. Низкая летучесть JP-7 предотвращала его случайное возгорание от контакта с горячим металлом.
Для запуска мощных двигателей Pratt & Whitney J-58 в камеры сгорания впрыскивалась небольшая порция химического инициатора — триэтилборана (ТЭБ), который моментально воспламенял JP-7.
Конструктивные сложности и «плачущий» дрозд
JP-7 обладало высокой агрессивностью и могло растворять стенки обычных топливных баков. Поэтому на SR-71 роль баков играли герметизированные отсеки самого фюзеляжа. Полной герметичности достичь не удалось, и на стоянке, особенно в тепле, из швов часто подтекало топливо. Экипажам даже приходилось замерять темп этих утечек. После дождя капли воды, смешиваясь с JP-7 на бетоне, превращали поверхность в каток, из-за чего буксировка самолёта в ангар иногда превращалась в опасное приключение.
В полёте, по мере выработки топлива, освободившиеся объёмы в баках заполнялись инертным азотом. Это предотвращало образование взрывоопасной паровоздушной смеси и защищало конструкцию от смятия при изменении высоты.
История SR-71 и его уникального топлива JP-7 — это яркий пример того, как создание передовых технологий требует комплексного подхода, где каждая деталь, вплоть до горючего, проектируется под конкретную, почти невыполнимую задачу.
истребительВоенныеИсторияАвиацияВоенныеТехникаВоенныеАвиацияПилотОружиеЧангангСамолет19
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: JP-7. Несколько слов о керосине, на котором летал SR-71.