На протяжении тысячелетий человечество совершенствовало методы использования патогенов. Сегодня, благодаря достижениям генной инженерии, в лабораториях создаются искусственные микроорганизмы — так называемые химеры, которые могут превосходить природные вирусы и бактерии по заразности и летальности, открывая новые, пугающие возможности для биологической войны.
Геополитика и биологические угрозы
Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков в своём выступлении подчеркнул, что угроза применения биологических агентов террористическими группами становится всё более реальной. Особую опасность, по его словам, представляет то, что такие атаки могут быть замаскированы под естественные вспышки болезней среди населения, животных или растений.
Анализ географического расположения объектов показывает, что в непосредственной близости от границ России, на постсоветском пространстве, действуют десятки иностранных, в основном американских, биологических лабораторий военного назначения. Рябков отмечает непрозрачность их деятельности: «Мы не можем игнорировать биологические риски из-за нетранспарентной и во многих случаях угрожающей нашим интересам биологической активности США, особенно вблизи от российских границ».
Учитывая сложные, а порой и откровенно враждебные отношения России с некоторыми из этих государств, возникает риск, что подобные лаборатории могут быть использованы для организации провокаций, например, для инсценировки «случайной» утечки опасного патогена.
Пандемия как возможный прецедент
Распространение COVID-19, изначально объяснявшееся природным происхождением, породило множество вопросов. Появление вируса в Ухане, где расположена биолаборатория, работающая на американские гранты, на фоне напряжённых отношений между США и Китаем, заставляет задуматься о возможных искусственных корнях пандемии. В свете этих событий президент России Владимир Путин призвал мировое сообщество усилить международные механизмы, запрещающие разработку и распространение биологического оружия.
Исторический контекст биологической войны
Использование болезней как оружия имеет древние корни. Ещё в античности враждующие стороны отравляли колодцы трупами животных или использовали заражённых женщин для ослабления войск противника. Однако настоящий научный прорыв в этой области произошёл в XX веке.
Учёные начали целенаправленно создавать и отбирать патогены. Угроза стала многогранной: целью могли стать не только люди, но и сельское хозяйство. Заражение водоёмов, почвы, уничтожение урожая или массовый падёж скота приводят к гуманитарным катастрофам и голоду, что не менее эффективно, чем прямая атака.
В первой половине прошлого столетия широко применялись живые переносчики. Печально известен японский «Отряд 731», экспериментировавший на пленных («брёвнах») и использовавший чумных блох. Нацистская Германия также проводила исследования с заражёнными комарами, методики которых позже привлекли внимание американских спецслужб.
Обратите внимание: Увеличить срок действия разрешения на хранение и ношения огнестрельного оружия с 5 до 15 лет..
Современные тенденции и секретные программы
Перечисленные примеры — лишь малая часть арсенала биологической войны. Со второй половины XX века стратеги сместили фокус на воздушно-капельный путь распространения как самый эффективный для массового и скрытного заражения. Параллельно с созданием оружия велась работа над средствами защиты. В годы холодной войны в рамках печально известного проекта MK-Ultra существовала программа MKCHICKWIT, целью которой был сбор информации и образцов новых фармакологических разработок по всему миру, что напоминает современные методы биологического шпионажа.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Как происходит ренессанс биологического оружия.