Трагедия под Юхновом: столкновение военного Ан-12 с пассажирским Ил-14

Военно-транспортный самолет Ан-12 с десантниками на борту.

Учения и вылет

23 июня 1969 года под Рязанью проходили масштабные войсковые учения с участием авиации и десанта. На них лично присутствовал министр обороны СССР, маршал Андрей Гречко. Для демонстрации мощи армии были задействованы сотни единиц техники, включая самолеты для парашютного десантирования. Один из них, военно-транспортный Ан-12, вылетел с авиабазы в литовском Кедайняе. На его борту находился 91 десантник, готовый к выброске. После взлета самолет занял предписанную высоту в 3000 метров.

Ан-12 — рабочая лошадка военно-транспортной авиации.

Особенности полета на высоте

Здесь стоит сделать важное пояснение о выборе высоты. Человеческий организм плохо переносит разреженный воздух. Комфортная для нас зона заканчивается на отметке около 4000 метров. Ан-12, способный подниматься и до 9000 метров, занял эшелон в 3000 метров именно потому, что в его негерметичном грузовом отсеке находились люди, которым предстояло совершить прыжок.

Интересно, что даже в современных пассажирских лайнерах давление в салоне искусственно поддерживается на уровне, соответствующем высоте примерно 1800–2400 метров. Именно из-за этой регулировки после взлета у пассажиров закладывает уши. Такой компромисс необходим: с одной стороны, нужно обеспечить людям приемлемое самочувствие, а с другой — не создавать чрезмерной нагрузки на корпус самолета, который может лететь на высоте 10–11 километров.

Рейс Москва—Чернигов

В тот же день из московского аэропорта Быково вылетел пассажирский самолет Ил-14, выполнявший рейс в Чернигов. На его борту было 24 человека: 5 членов экипажа и 19 пассажиров. Следуя плану полета, лайнер занял эшелон 2700 метров.

Пассажирский самолет Ил-14.

Роковое решение и столкновение

Набрав высоту, экипаж Ил-14 сообщил диспетчеру о встрече с кучевыми облаками и турбулентностью и запросил разрешение подняться до 3300 метров. Диспетчер, зная о военном Ан-12, летевшем на пересекающемся курсе на высоте 3000 метров, запретил набор.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Вместо этого он предложил либо сохранять текущую высоту 2700 метров, обходя облачность вне установленного воздушного коридора, либо снизиться до 1500 метров. Экипаж Ил-14, опасаясь, что на меньшей высоте турбулентность будет еще сильнее, решил остаться на 2700 метрах и стал обходить грозовой фронт южнее маршрута.

В 14:52, в 28 километрах юго-восточнее города Юхнов Калужской области, произошла катастрофа. Военный Ан-12 врезался в пассажирский Ил-14. От страшного удара у транспортника оторвало крыло с двигателями, и он, войдя в штопор, рухнул на землю. У Ил-14 оторвало правое крыло и часть фюзеляжа, после чего самолет также перешел в неуправляемое пике. Ан-12 упал у деревни Выползово, а Ил-14 — у деревни Троица, на расстоянии около 3,8 км друг от друга. В катастрофе погибли все 120 человек: 96 на борту Ан-12 и 24 на борту Ил-14.

Расследование и память

На место трагедии немедленно прибыли высокопоставленные военные: командующий военно-транспортной авиацией маршал Николай Скрипко и командующий ВДВ генерал армии Василий Маргелов. Картина была ужасающей: поваленный лес, горящие обломки, разбросанные на сотни метров, и тела погибших.

Государственная комиссия под руководством маршала Скрипко установила, что столкновение произошло на высоте 2910–2960 метров. Это означало, что оба экипажа, уклоняясь от облачности, отклонились от предписанных эшелонов. Главным выводом расследования стало констатирование серьезных проблем в координации между гражданскими и военными службами управления воздушным движением. Эта трагедия стала одним из ключевых факторов, ускоривших создание в 1973 году Единой системы управления воздушным движением СССР.

На месте гибели самолетов был установлен гранитный мемориал и построена часовня в память о 120 погибших.

Расследования авиакатастроф в Telegram:

https://t.me/rumayday

[моё]АвиацияПолетСамолетАэропортГражданская авиацияВоенная авиацияСтолкновениеАварияКатастрофаАвиакатастрофаСССРДлиннопостДесантники 22

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Самолет полный советских десантников столкнулся с пассажирским бортом. Катастрофа под Юхновом.