Опубликовано в сокращенном виде в журнале Sky Service № 2 (2018). В статье использованы материалы Александра Иваненко, директора музея Аэрофлота.
Пока экипаж самолета спокойно движется по шумному аэропорту, на них невольно обращаются взгляды ожидающих пассажиров. Уверенные и сосредоточенные профессионалы в элегантной униформе излучают особое чувство надежности. Гибкая походка и ослепительная улыбка очаровательной девушки в яркой, женственной, но строгой одежде бортпроводницы гарантируют пассажирам комфорт и качественное обслуживание на дирижабле. Пилоты и операторы наземного обслуживания — золотые руки и надежные глаза авиакомпании. Но на протяжении десятилетий ее лицом для пассажиров оставался обаятельный и утонченный бортпроводник – неутомимые работники и романтические музы авиаперелетов. Вполне разумно, что претендентов на профессию бортпроводника необходимо тщательно отбирать и тщательно обучать, при этом лучшие специалисты посвятят себя созданию впечатляющего и харизматичного образа бортпроводника.
История униформы бортпроводников занимает особое место в изучении мировой униформы. Фактически, помимо общих задач идентификации и функциональности ведомственной формы, одежда бортпроводников должна также отвечать требуемым тенденциям женской высокой моды и выгодно «представлять цвета конкретной авиакомпании». В этом плане эволюция униформы бортпроводников Аэрофлота может служить ценным примером изменения летной эпохи крупнейших авиакомпаний России во времени и пространстве за последние 95 лет.
Первая ласточка.
Трудно сказать, когда поэты-романтики социалистического реализма впервые сравнили советских бортпроводников с ласточками, но можно усмотреть некоторое сходство между маневренным и уникальным стилем работников авиакомпаний на советской земле и этими очаровательными птицами. Однако «Ласточки» советского флота гражданской авиации не сразу получили унифицированные «перья.
История отечественной гражданской авиации началась 1 мая 1922 года, когда было открыто международное сообщение Москва-Кенигсберг-Берлин. История Аэрофлота берет свое начало с 17 марта 1923 года, когда было создано Российское добровольческое объединение воздушного флота «Добролет». Ветеран отечественного мирного неба под нынешним названием – «Аэрофлот» – был основан 25 февраля 1932 года на базе Гражданского воздушного флота СССР. «Добролет» и Акционерное общество «Укрвоздухпуть).
В тесных вагонах первых «импортных» транспортов «Фоккерс» и «Юнкерс Доброле» пассажирам приходилось сидеть между грузовыми ящиками и авиапочтой. В то время вообще не было времени на комфорт, самое главное – скорость полета! Экипаж «Добролого» не предложил должность бортпроводника не только как дань суровому аскетизму Советского Союза, но и потому, что каждый килограмм взлетной массы был на счету. А вот в зарубежной гражданской авиации с конца 1920-х по начало 1930-х гг. Пассажиров на корабле стали обслуживать «дворецкие» — термин, кстати, родом из ВМФ. По мнению историков авиации, идея нанять «стюардесс» пришла от American Airlines. Между тем, первой ведомственной униформой «Небесных девушек» была… медицинская форма сестер милосердия – их простые форменные халаты, белые фартуки и головные уборы, всё украшенное эмблемой Красного Креста! В 1930 году первые восемь сотрудников Boeing Air Transport Company были официально зарегистрированы как медсестры. Однако, помимо заботы о здоровье пассажиров и обслуживания на борту, им приходится выполнять еще массу технических и административных обязанностей – от уборки салона до взвешивания пассажиров и их багажа перед взлетом и разгрузки чемоданов. Работа стюардессы никогда не была легкой.
Советский флот гражданской авиации не сразу обратил внимание на такие «буржуазные излишества», как бортовой комфорт. Лишь в 1936 году салоны самолетов Аэрофлота (которые, кстати, перешли на крылатые самолеты советского производства) начали приобретать настоящий пассажирский вид. Помимо ковров на полу салона, накрахмаленных чехлов на сиденьях и неизбежного буфета, возникла необходимость в экипаже для обслуживания следующих по маршруту советских граждан. Эти функции пытались возложить на вторых пилотов, но необходимость поручить пассажиров заботе специально обученных специалистов становилась все более острой. И к концу 1930-х гг. Самолет ПС-84 («Завод пассажирских самолетов № 84») «Советский Дуглас», выпускавшийся по лицензии этим известным американским авиастроителем, появился на советских авиалиниях и его просторный салон предоставил такую возможность.
В мае 1939 года юная москвичка Эльза Городецкая села на борт первого рейса Москва-Ашхабад на ПС-84, неся с собой огромный служебный чемодан «Модель свободы», наполненный столовыми приборами, едой и напитками для пассажиров и экипажа. Однако среди сотрудников Аэрофлота должность «бортпроводник» еще не была введена, и первая советская бортпроводница классифицировалась как… складской служащий. Из-за нехватки должностей бортпроводники не имели униформы, хотя летчики и техники Флота гражданской авиации СССР носили красивую форму своих ведомств.
Советские летчики и стажеры гражданской авиации перед войной.
Стюардесса в военном хаки».
Первые советские бортпроводники уже начали осваивать свою благородную профессию на рейсах Флота гражданской авиации, когда охватившая страну Отечественная война внесла произвольную и жестокую корректировку в их карьеру. С первых грозных месяцев войны и до победы в мае 1945 года части Советской гражданской авиации участвовали в оборонительных задачах, прошли славный боевой путь бок о бок с военной авиацией. Возвращение личного состава гражданской авиации в форму Красной Армии коснулось и женщин, работавших в ней. Летняя форма одежды состоит из темно-синего берета со звездами, защитной туники цвета хаки, шерстяной или хлопчатобумажной юбки, черных чулок и ботинок или ботинок. Зима — шлем будновка или финская шапка (проще говоря, наушники) и пальто, застегнутое на левую сторону, саронг и туника, шерстяные колготки, открытая куртка цвета хаки и перчатки. Помимо берета носили еще и шапку. Ременное снаряжение является универсальным военным стандартом. Вне строя допускается ношение плащей, кожаных курток или курток летом – белый берет с белой туникой, зимой – черная или белая паранджа с кожаной отделкой.
На фото женщина-военнослужащая ВВС РККА, форма одежды Гражданских ВВС во время войны принципиально не отличалась.
Однако Постановление Комитета национальной обороны от 25 марта 1942 года и Приказ Народного комиссара обороны от 5 апреля 1942 года привлекли к службе в армии большое количество советских женщин, в результате чего управление тыла Красной Армии столкнулось с проблемой. Проблема: отсутствие женской формы. Особенно остро ощущается нехватка маленькой «женской» форменной обуви. Кроме того, Войска ГВФ никогда не были приоритетом в обеспечении обмундированием, и многие женщины в его подразделениях продолжали носить гражданскую одежду или комбинированные элементы гражданской одежды и военной формы.
Скромная рациональность в 1940-е годы.
В первые несколько лет после войны, на фоне активного восстановления гражданского воздушного движения в Советском Союзе, профессия бортпроводника наконец стала популярной. Это отразилось на ведомственной форме флота гражданской авиации, где зародилась служебная традиция одежды бортпроводников и появились первые нормативные акты, регламентирующие ее. В ранний послевоенный период у бортпроводников не было специальной формы, но девушки, обслуживающие пассажиров советских авиалиний, были обязаны соответствовать классическому деловому дресс-коду: «темные низы, белые верхушки». Советская легкая промышленность тех времен редко баловала женщин разнообразием тканей и расцветок, но бортпроводникам чудом удавалось выглядеть элегантно. Однако покрой их одежды должен быть очень строгим, свобода определенно не поощряется; Советская женственность была скромностью.
В марте 1946 года начальник Главного управления гражданской авиации (ГУ Гражданской авиации) издал «Приказ № 107 о стандартах специальной формы бортпроводников». Согласно приказу девушки, обслуживающие пассажиров на борту воздушных судов парка гражданской авиации, должны:
Шерстяной костюм (юбка и жакет) на два года;
Шелковые рубашки (две штуки каждые два года);
Длинные носки (две пары в год);
Туфли (одна пара в год);
Берет (один на два года);
Халат (две штуки на два года);
Меховая куртка (одна на каждые пять лет);
Шапка с наушниками (раз в четыре года),
Валенки (одна штука раз в три года);
Резиновая обувь (одна штука на два года);
Шерстяные перчатки (одна пара каждые два года).
По окончании срока носки все эти предметы необходимо вернуть на склад. За убытки были наложены штрафы.
По сравнению с элегантно одетыми бортпроводниками иностранных авиакомпаний советские бортпроводники 1940-х годов казались сдержанными. В то же время «Аэрофлот» агрессивно стремился к лидерству в отрасли гражданской авиации — в 1947 году он был признан крупнейшей авиакомпанией мира и сохранял эту позицию до начала 1990-х годов. Дирижабли с эмблемой советской гражданской авиации (крылатым серпом и молотом) стали частыми гостями зарубежных аэропортов. Советское руководство всегда придавало большое значение символам. Гостеприимная, но серьезная русская красавица на взлетной полосе, одетая в элегантную ведомственную форму «не хуже, чем за границей», станет живым символом «Аэрофлота» во всем мире».
Серьезный гламур 1950-х.
В 1954 году появилась первая «корпоративная» форма бортпроводников международных авиакомпаний «Аэрофлота». Окончательно оно было урегулировано приказом Главного управления Флота гражданской авиации Советского Союза от 11 августа 1956 года. Существует труднопроверяемая сейчас версия, на «дизайн» которой повлияла строгая и элегантная форма женской вспомогательной службы британских ВВС, с которой некоторые советские офицеры (точнее, ее обладатели) успели стать знакомыми во время недавней войны. К разработке формы советских бортпроводников привлекались известные московские модельеры. Однако окончательное решение приняло руководство Министерства гражданской авиации, для которого были важны не только удобство и эстетика униформы, но и экономичность ее производства. В итоге в качестве экипировки бортпроводника был утвержден следующий наряд: темно-синий костюм «Бостон» (приталенный пиджак на одной пуговице), белая рубашка, юбка до колен, черные туфли на низком каблуке, шляпа в стиле милитари, только темно-синего цвета. Логотип Аэрофлота нанесен сбоку на шапку и куртку. В холодное время года носите свободную куртку того же цвета с подкладкой, которая застегивается на пуговицы и при необходимости может быть расстегнута (одежда полусезонная). Пальто имеет широкие рукава с отложными манжетами, матерчатый пояс с пряжками и герметичный воротник (также съемный). Зимняя форма одежды состоит из фетровой шапки с небольшими мохнатыми ушками, отороченными таким же мехом спереди, унтов на низком каблуке и накидки с синим капюшоном (с обратной стороны - сине-белой клетчатой тканью).
Самое известное фото советской стюардессы в военной форме. 1954-56
Стюардессы советских международных авиалиний к элегантности и серьезности своей формы добавляли естественную элегантность, яркую красоту и «политическую сознательность», оставляя глубокое впечатление на зарубежных коллег и пассажиров. Усовершенствованный советский самолет Ту-104 был единственным гражданским реактивным самолетом в мире, находившимся на вооружении с 1956 по 1958 год, а выдающиеся советские пилоты, а также хорошо обученный и отзывчивый бортпроводник носили неотразимую темно-синюю униформу, которая представляла имидж Аэрофлота за рубежом. Дома сотрудницы «Аэрофлота» выглядят сказочными принцессами по сравнению со своими сверстницами, многие из которых вынуждены носить одежду, полученную от матерей и бабушек. Мужчины смотрят на них, а женщины им завидуют. Однако только те, кто по-настоящему знаком с гражданской авиацией, знают, какую огромную ответственность несут на своих точеных плечах эти девушки!
Легкость и непосредственность 1960-х годов.
В 1960-е годы советские стюардессы славились на всю страну как эталоны красоты и стиля. Девушки в форме Аэрофлота ярко улыбались на красочных обложках журналов и на рекламных плакатах международных туристических агентств, приглашающих иностранных гостей посетить Советский Союз. Большую роль в популяризации и романтизации бортпроводников сыграло рекламно-информационное бюро Аэрофлота, приглашающее пассажиров летать от имени привлекательной девушки в военной форме. К образу стюардесс обратились кинорежиссеры и сценаристы. Строгий моральный кодекс Советского Союза наложил негласные «табу» на некоторые женские профессии, обладательницы которых сегодня считаются эталонами красоты, например манекенщицы, и это место сумело остаться таковым в массовом сознании общества удивительная королева. Дорога в рай.
Рекламный плакат Аэрофлота, 1969 год.
В 1960-е годы униформа бортпроводников Аэрофлота претерпела существенные изменения – начав отходить от военного прототипа и приближаться к образцам женской моды от кутюр. По мере того как советские авиакомпании расширяли свою летную территорию, осваивая в этот период трансатлантические и зарубежные дальневосточные рейсы, росли и климатические различия в форме стюардесс. Для полетов в более жаркие регионы выпускается облегченная версия: серая приталенная куртка, застегивающаяся на три металлические пуговицы, юбка и капюшон того же цвета. В комплект костюма входит белая форменная рубашка.
Стюардесса в серой форме. Начиная с 1960-х годов с первого советского реактивного авиалайнера Ту-104.
Стюардессы Аэрофлота в аэропорту Алматы, трое из них в новой серой форме, друг слева в темно-синей форме. 1954-56
На некоторое время серый стал доминирующим цветом униформы бортпроводников Аэрофлота, а в 1966 году была выпущена еще одна служебная форма, вернувшаяся к традиционному темно-синему цвету. «Модель 1966 года» заслуживает особого внимания в истории женской одежды советской гражданской авиации. Она стала первой настоящей «модой», то есть разработанной в соответствии с потребностями мировой высокой моды. В духе «ревущих 1960-х» образ «красивых дам» успешно осваивали спортсмены, комсомольцы, выпускницы языковых вузов и простые красавицы. А, как известно, «никакие искусственные волокна не должны контактировать с телом женщины». Поэтому новая униформа изготовлена из натуральных тканей, удобна и приятна в носке. Традиция во многом сохранена: синие костюмы с блестящими металлическими пуговицами, белые рубашки с лацканами, логотип «Аэрофлота» на груди и головном уборе. Но девушкам сама тиара показалась безупречной. Кокетливая шляпка-таблеточка с овальной тульей и без полей - костюм, часто встречающийся на экранах героинь и светских особ "западной буржуазии", уютно устроившаяся в аккуратной прическе стюардов советской гражданской авиации, заставляла девушек держать голову опущенной. Очень горд.
Советские бортпроводники в форме. 1966 год и те самые знаменитые шляпы.
В 1970 году на Международном конкурсе стюардесс в Будапеште бортпроводница Татьяна Виноградова получила самую престижную награду в отрасли, завоевав номинацию «Самая обаятельная» в элегантном темно-синем цвете «Аэрофлота».
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Ее милая улыбка призывала пассажиров летать с Аэрофлотом с бесчисленных плакатов со слоганом, ставшим символом эпохи: «Летайте с Аэрофлотом!»Роскошь и великолепие 1970-х годов.
Была ли на униформе первых бортпроводников советского флота Гражданской авиации влияние британцев, до сих пор остается открытым вопросом. Однако, говоря об эпохе 1970-х годов, ценители женской одежды не могут не воскликнуть: «Это французская мода». !» Это настоящий Париж!»
В начале 1970-х годов полный костюм бортпроводника состоял из драпированного малинового костюма, подходящего для любого сезона. Длина юбки отличала скромных, трудолюбивых советских стюардесс от легкомысленных парижанок – до колена, не выше. Куртка французского покроя без воротника сочетается с синей рубашкой, туфлями и перчатками. Головной убор представляет собой высокую полукруглую фетровую шляпу синего цвета с эмблемой Аэрофлота. Стюардессы на международных рейсах обслуживают пассажиров в синих фартуках и жилетах с яркими русскими узорами.
Стюардессы Аэрофлота в жилетах обслуживают пассажиров, 1970-е годы.
В середине 1970-х годов стюардессы международных авиакомпаний носили темно-синие (или красновато-фиолетовые) плиссированные костюмы. В духе моды пиджак однобортный, достаточно свободный, официально называется «полуприлегающим», имеет широкий лацкан, четыре форменные пуговицы и надпись «птица» Аэрофлота на правой стороне. Церемониальная версия имеет белую окантовку на воротнике, манжетах и по бокам. Юбка прямая, плиссированная, рубашка заменена белой водолазкой. Стюардесса была одета в круглую фетровую шляпу с небольшим козырьком на голове и шелковый шарф в цвете логотипа авиакомпании на шее.
Советская стюардесса 1970-х годов в ослепительном наряде от кутюр в современном облике.
Вот такие они. Аэропорт Шереметьево, 1972 год.
Для полетов в жаркий климат у бортпроводников есть две униформы из полиэстера: красное и синее платье до колен с короткими рукавами. Они имеют совершенно «неофициальный» женственный вид, подходящий не только для работы в самолете, но и для кратковременного отдыха, если это выпадает только на трудолюбивых «официанток» в салоне. Под светлой униформой черные туфли на высоких каблуках и колготки телесного цвета. Служебные фартуки назначаются по цвету одежды: красный – синий, и наоборот, синий – красный.
«Бортпроводник», фото: А. Князьва, 1970 год. Легкая униформа.
В качестве альтернативной формы одежды к концу 1970-х годов появился костюм совершенно другого кроя - «стакан» приталенного кроя, без воротника, с золотыми пуговицами сбоку и накладными карманами спереди. Бедра. Женская мода в те годы менялась с угрожающей скоростью, и «Аэрофлот» старался не отставать от этой удивительной трансформации.
1980-е годы: от Олимпийских игр до упадка Советского Союза.
1980-е годы были последним десятилетием «Советского Союза», и Советский Союз одержал победу. Будучи признанной мировой державой, наша страна с большим гостеприимством приняла Олимпийские игры 1980 года. «Социализм и мир неразделимы!» Таким лозунгом тогдашний Советский Союз приветствовал гостей со всего мира. Где-то по дороге в Афганистан пылилась первая колонна советской армии, и на теплых доспехах сидят загорелые парни в выцветших цветах хаки, тревожно держа в руках автоматы... Но перед Олимпиадой... В Москве ничто не должно напоминать иностранцам трагического поворота мировой политики. Первым, кто охранял их покой и комфорт, была небесная привратница Советского Союза - славная и трудолюбивая красавица в новой форме Аэрофлота, официального генерального перевозчика гостей Олимпиады 1980 года.
Конкурс стюардесс, Сахалин, 1980 год. Появился логотип Олимпийских игр 1980 года!
Конечно, авиакомпания «Советский Союз» встретила Олимпиаду не только с обновленным флотом и новым современным Терминалом 2 Шереметьево, но и с новым имиджем своего международно признанного бортпроводника. Этот образ должен стать символом открытости и прогресса не только авиакомпании, но и страны в целом. «Видите ли, советские девушки были не только красивы, они были современны и носили высокую моду», — казалось, говорил он. «Олимпийская» форма бортпроводников была разработана на уровне крупного национального проекта, в соответствии с философией моды Кристиана Диора «New Look». Комплект состоит из двух юбок: одна темно-синяя, чуть ниже колена, со складкой сзади, и одна с одинарной складкой спереди, сшитая из ткани очень смелого цвета, в соответствии со строгим стилем. Униформа советского ведомства: темно-синяя клетка на сером фоне. Из этой же ткани шьется короткий приталенный жилет. В комплект также входит темно-синяя куртка, белая рубашка и абрикосовый фартук. Костюм также сочетался с шарфом цвета Аэрофлота и сексуальной шляпой-пирожком. Ткань костюма универсальная – шерсть плюс синтетика. По воспоминаниям бортпроводников того времени, эта форма сочетает в себе аристократическую простоту внешнего вида с удобством и практичностью.
"Олимпийская" форма советских бортпроводников, 1980 год.
Но многие бортпроводники встречают московскую Олимпиаду в старомодной форме... "Часы №8, что нам выдают, то и носим!"
Летний вариант формы бортпроводников представлен легкими костюмами с короткими рукавами и куртками-бомберами коричневых тонов.
Стюардессы готовятся к наступлению советской эпохи в новой униформе 1986 года, некоторые варианты дизайна которой эксперты считают смелыми. Самый узнаваемый его элемент – ярко-красная шляпа, довольно крупная, с мягкими полями и витым красно-синим шнуром на макушке. Он хорошо сочетается с большим ярким шарфом и строгим темно-синим костюмом. Юбка заметно длиннее предыдущих моделей — дань моде.
Летний вариант униформы – синее платье-кафтан с тканевым поясом и белыми лацканами, вызывающее противоречивые ассоциации. Это удобно, но лишь подчеркивает одну из многочисленных миссий стюардессы – ее трудолюбие и трудолюбие слишком похоже на рабочую одежду.
Поиски и решения в 1990-е годы.
С окончанием советской эпохи ведомственная традиция униформы Аэрофлота не прервалась, но претерпела существенные изменения в духе времени – коммерциализацию и серьезную переориентацию на рекламу. Открытость ведущих авиакомпаний РФ к международному сотрудничеству не только помогает творчески использовать опыт ведущих зарубежных «брендов» и создавать собственный стиль российских авиакомпаний, но и помогает вступить в открытую конкуренцию в сфере «небесной моды» и Обеспечение Аэрофлота приносит множество почетных наград.
В начале 1990-х годов красный цвет, до сих пор традиционно ассоциирующийся с зарубежной публикой, и наша страна, недавно сменившая флаг на исторический российский триколор, вновь «взяла на себя» униформу бортпроводников. Черный пиджак с лацканами сочетается с обычной белой рубашкой и коротким галстуком-бабочкой.
Однако настоящей изюминкой 1990-х годов стала «звездная» форма, созданная известным российским кутюрье Валентином Юдашкиным для бортпроводников «Аэрофлота». Он был запущен в 1995 году и его появление обычно связывают с 30-летием службы бортпроводников, отмечаемым два года спустя. Кстати, сделано оно в Италии, стране, имеющей отличную репутацию в мире высокой моды. Цветовая гамма основана на красных и черных оттенках. Кстати, это тоже стало причиной критики со стороны некоторых бортпроводников, которые считают такое сочетание слишком торжественным и мрачным. Однако возобладали разные мнения: мундир выглядел очень выгодно. Существует несколько альтернативных комбинаций. Черная куртка сочетается с красной жилеткой, и наоборот – красная куртка сочетается с черной жилеткой. Рубашка по-прежнему белая и имеет женственный галстук-бабочку. Однако, по мнению многих экспертов, главным нововведением Валентина Юдашкина стало то, что он первым ввел брюки в форму бортпроводника.
«От Юдашкина», современная реконструкция.
Униформа 1990-х годов во многом была продуктом эпохи: она сочетала несколько претенциозную зрелищность с «импортным» производством. Однако преемственность российской линии одежды для бортпроводников с ее советскими предшественниками в целом соблюдалась, а кроме того, решалась важная задача по созданию нового женского лица Аэрофлота в меняющихся условиях. Лицо, сочетающее в себе приветливую улыбку бывшей «хозяйки» с роковым обаянием роковой женщины – роковой женщины.
С 2000-х – Вперед к звездам!
Наступившая после тысячелетия «нулевая» эпоха, которую в российской прессе неофициально называют «хлебной» или даже «жирной», позволила многим крупным российским компаниям радикально трансформировать и интегрировать свою деятельность, а также выйти на передовую мировую отраслевую элиту. Для Аэрофлота эти годы стали не только периодом важных достижений и бурного роста, но и периодом ребрендинга и фундаментального изменения философии авиакомпании. В начале XXI века новая униформа сотрудников «Аэрофлота» была выбрана по итогам конкурса, который выиграла известный российский дизайнер Виктория Андреянова, прославившаяся на Неделе моды в Москве обладательница премии «Золотая модель». Она предложила выполнить униформу в трех корпоративных цветах авиакомпании: ведомственном синем, символизирующем преемственность "Аэрофлота" в поколениях, серебристом - цвет неба и оранжевый - цвет заката и восхода солнца.
Всего в комплекте 19 предметов одежды стюардессы: 2 юбки, 3 рубашки, 1 вязаный жилет, 1 брюки, 1 куртка, 2 шелковых шарфа, 1 плащ с капюшоном, 1 куртка, 1 шерстяная шаль, зимняя 1 шапка. Меха, фартуки, шарфы, колготки, кожаные перчатки. Униформа изготовлена из высококачественной костюмной ткани из смесовой шерсти: прочной, эластичной, впитывающей влагу и антистатической. В комплект одежды также входят фирменные аксессуары: зажимы для галстука, рамки для бейджей и спортивные сумки. Весьма оригинальным предметом униформы является френч, украшенный узором из девичьих кос, символизирующим типично русскую простоту и гостеприимство. В марте 2004 года бортпроводники «Аэрофлота» поднялись на борт самолета в новой форме.
Нынешнюю форму бортпроводников Аэрофлота разработали молодые петербургские дизайнеры Светлана Бунакова и Евгений Хохлов. Дизайнеры новой униформы продолжили традиционный темно-синий цвет зимней и осенней униформы, но в качестве летнего цвета бортпроводников они приняли смелое решение и выбрали яркий «оранжево-красный», полюбившийся людям еще с момента его появления был запущен. Предоставлено сотрудниками Аэрофлота. На манжетах, а также на головном уборе и на левой стороне груди вышита знаменитая «Птица» Аэрофлота, дополняющая эту традицию. Сегодняшняя форма бортпроводников Аэрофлота включает платья, юбки и куртки. Поверх него была надета куртка. Интересно, что это платье было запущено в продажу в 2009 году по инициативе бортпроводников, которые посчитали его более практичным. Длина подола строго регламентирована – он должен достигать середины колена, сочетая таким образом практичность с элегантностью. Из соображений безопасности во время полета не следует носить высокие каблуки. Стюардессы обычно выбирают максимально допустимую высоту каблука для своей обуви, но для ботинок, носимых с зимней формой, все наоборот и выбирается минимальная высота. С 2009 года эта элегантная шляпа вернулась в Аэрофлот в качестве женского головного убора. Кстати, сами стюардессы рекомендуют вернуть этот нестареющий аксессуар униформы. Оранжево-красная летняя шапка и синяя зимняя шапка идеально сочетаются с белыми манжетами и перчатками, которые являются неотъемлемой частью униформы бортпроводника.
Униформа бортпроводников Аэрофлота изготовлена из водонепроницаемой ткани нового поколения. В ходе испытаний специалисты убедились, что даже капли воды, скатывающиеся с поверхности рубашки, не оставят следов. Кроме того, ткань устойчива к истиранию и не заряжается.
Не остались в стороне и бортпроводники-мужчины (около четверти нынешнего состава бортпроводников Аэрофлота) - бортпроводники-женщины говорят, что сила и надежность коллег-мужчин придают им уверенности в самых сложных ситуациях. В комплект форменной одежды каждого бортпроводника-мужчины входят 15 предметов корпоративной одежды (24 предмета для женщин). Объяснение этой «дискриминации» состоит в том, что мужчины круглый год носят темно-синюю униформу, состоящую из брюк, жилеток, рубашек и черных галстуков с узором «хохлома». Мужской головной убор – классическая форменная шляпа.
Учитывая разнообразие маршрутов «Аэрофлота» и разнообразие климатических зон, в которых работают бортпроводники, руководство компании потребовало, чтобы униформа была не только красивой, но и практичной. Именно поэтому Профессиональный гардероб для стюардесс и стюардесс расширен до трех вариантов верхней одежды. Для женщин это плащ, шерстяное пальто и впервые в новой версии пуховик, без которого, например, на Крайнем Севере из самолета лучше не выходить. Платки добавят уюта и тепла. В холодную погоду мужчины носят стильные куртки аляскинского покроя с капюшоном, а в хорошую погоду — пальто или плащи.
__________________________________________________ Михаил Кожемякин, Александр Иваненко.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Цвета небесной элегантности "Аэрофлота". Форма одежды бортпроводниц.