"Командир… упадем же, что ты делаешь?" Самолёт-призрак над Уфой

21 февраля 1986 года. Экипаж Ан-12 советских ВВС во главе с капитаном майором Довлатовым вылетел из Хабаровска в Челябинск, где дозаправился и получил соответствующий груз (авиационные двигатели), затем миновав ГосТомель направился в Старую Руссу. Корабль должен пройти капитальный ремонт, а экипаж должен быстро вернуться. 23 февраля бывает не каждый месяц, и его хочется отмечать дома.

Ан-12 ВВС СССР

Но этому плану, как обычно, помешала погода на Урале. Утром 22-го числа челябинский синоптик предсказал ухудшение ситуации, и экипаж остался в аптеке. Экипаж, конечно, был расстроен. Но вдруг в командирской зазвонил телефон: «У вас еще полчаса полета».

Самолет готов. Все бросились на свои позиции готовиться к запуску, кроме штурмана (который находился в рубке управления с картой). Чтобы не терять драгоценное время и штурмана, корабль подрулил к центру управления с приоткрытым нижним аварийным люком. Через минуту люк закрылся и экипаж собрался. Однако резиновое уплотнение люка изношено, обледенело и немного жевательно.

Нижний аварийный люк Ан-12

В 9:19 Ан-12 вылетел с военного аэродрома. Через двадцать минут, когда самолет приблизился к Златоусту, экипаж доложил «Проход Златоустовой ОПРС в 61.00» и после уточнения доложил: «В 78.00». Челябинский диспетчер не заметил, что экипаж перепутал эшелоны, доложил "7800. Снято 205. На ходу" и передал в управление уфимского диспетчера (маршрут в зону ответственности и эшелон не были отмечено).

В это время в кабине Ан-12 раздался сильный шум, а окрестности окутал слой тумана гидромасляной подвески. Декомпрессионного шока и нескольких непроизвольных клубов пара оказалось достаточно, чтобы вывести из строя весь экипаж. Самолет на автопилоте долетел до заданной штурманом точки маршрута - Уфы. В течение следующего часа самолет проходит эту точку, выполняет разворот, а затем возвращается в эту точку («полет восьмеркой").

В 11:03 уфимский диспетчер обнаружил поочередно летающий НЛО. В целях обеспечения безопасности транзитных самолетов диспетчер проинформировал их о происшествии и попросил установить связь с неопознанным самолетом. Одному из сотрудников удалось уловить его частоту. В этот момент молодой заместитель командира пришел в себя и отчаянно повторил в воздух:

П: Совет директоров, Ответы совета директоров, Совет директоров, Ответы совета директоров, 343.
Э: Чего хочет 343?
П: Экипаж в беде. Отвези нас в аэропорт.
Б: Где ты?
П: Мы заблудились. Я потерял ориентацию и развернулся на 250 градусов.

Поняв, что собеседник находится в плохом состоянии, экипаж другого самолета повторил свои действия над Ан-12 и попытался направить самолет в аэропорт, чтобы передать его под управление диспетчеру.

Е: Поворот на 190° на Уфимский переулок.
П: Я понимаю маршрут 190°, сохраняю 7800, выбираю маршрут 190

Но пока второй пилот отпустит кнопку выключения автопилота, смартфон будет пытаться вернуться в горизонтальный полет.

E: Сохраняйте курс 190°.
П: Я развернулся и ушел.
Е: Наберите 133, 8. Что на борту?
Полиция: Я не могу. Произошла катастрофа, и весь экипаж потерял сознание.

Поддерживая связь с диспетчером, экипаж отдал команду на снижение и вывел Ан-12 в зону наблюдения локатора аэропорта.

E: Езжайте по 200-му маршруту до Уфы. Поверните вперед на 20°, назад на 200° и продолжайте движение под углом 200°. Возьмите 4000 по маршруту 200°. Как ситуация?
Фей: Нехорошо. Там.. он оказался мёртвым и не дышал (в сопровождающем салоне находился служебный пассажир). Что сказал навигатор..
Э: 343, не покидайте эту частоту. Уфа свяжется с вами сейчас. Вы можете увидеть это на локаторе. Слушайте объявление и выполняйте все указания диспетчера, и вас отвезут в аэропорт. Все будет хорошо, 343. Включите сигнал бедствия, чтобы вас было лучше видно на экране.
Полиция: Я понимаю. Я не могу до него добраться.

Экипаж передал векторный контроль диспетчеру аэропорта. Он установил радиомолчание для всех самолетов и продолжил вести Ан-12 на посадку. В это время один за другим пришли в себя остальные члены экипажа. Помощник командира отметил, что им становится лучше, а ему становится хуже. В дальнейших переговорах будет много матерщины. Повторяться не буду, каждый может вставить сам. Не всегда ясно, кто из членов экипажа вступил в контакт. Командир имеет приоритет.

Д: Одолжить 1800, курс 200.
П: 1800, 200, конечно, оставлю.
D: 343, может увеличиваться по вертикали при уменьшении.
П: Я остаюсь на скорости 7 м/с.

Командир пришел в сознание и решил, что потерял управление секундами ранее. Когда он понял, что доска снижается и высота достигла 4000 метров, он одолел своего помощника и позволил самолету подняться.

Э: Что-то произошло в самолете.
Д: 343, рост?
Б: Подожди.
Д: 343, высота!!!?
Э(К): 4080, я не понимаю, что происходит? Правда.. я упаду.
Д: Успокойся, успокойся, поедем в Уфу, все теперь будет хорошо, ты
Декомпрессия, сознание становится немного затуманенным из-за недостатка кислоты
тип.
Д: Мы еще в 30 километрах. Я видел тебя на локаторе.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Мы собираемся приземлиться.
Э: У меня нет сил,
Е(К?)

: Я не понимаю, что не так с самолетом. Итак, похоже, что-то происходит.
Д: Успокойся и выбери маршрут 230. Курс 230, 30 фунтов Посмотрите на компас, курс 230.
Э(К?): Теперь я знаю о самолетах все.
Э(П?): Я все еще летаю на самолете.
Д: Успокойся, я наблюдаю за тобой. Какой курс ты выучил? Какой у тебя рост?
Б: 4800.

Среди экипажа начинаются драки. Помощники и борттехники начали успокаивать командира, а затем в дело начал вмешиваться проснувшийся штурман.

Э:...ребята.. мне пристрелить его или что-то в этом роде?
Д: 343, одолжите 1800! Курс 180°. Что произошло на корабле?
Э(П): 1800, я понимаю, командир.. вы не будете мешать руководству.. они давно ушли. Командир.. проснулся, и теперь, придя в себя, не может разобраться. Сейчас это нормально, мы развернулись на 180 градусов, коммандер.. но.. не вмешивайтесь. Я так устал.

Совместными усилиями и лозунгами диспетчера экипаж Ан-12 продвинулся к четвертому повороту. Но командир не расслаблялся.

D: Удалить 15 и оставить 2000 таким курсом до 4-го. Проверьте выпуск шасси
П: Командир.. что ты делаешь.. дай мне...
D: Курсы 320 и 343.
П: Я понимаю, я понимаю, я дрался с командиром.
Д: Шасси выпущено?
Полиция: Пока нет.
D: Опустите шасси, поддерживайте высоту и летите на малой высоте останавливаться
отклонить. Остановите спад. 343, хватит падать.
П: Командир.. мы падем. Что вы делаете?
Д: 343, перестань спускаться, иди 10, посмотри на полосу впереди слева.

Бои в салоне прекратились. Экипаж начал попытки освободить шасси и механизмы. Осушенная гидравлическая система не могла помочь им решить проблему. Но тут диспетчер вспомнил, что ранее в аэропорту приземлился гражданский Ан-12, а экипаж отдыхал в гостинице. Один из его помощников пролетел мимо, как пуля.

Кабина Ан-12

Командир наконец пришел в себя, и измученный помощник передал ему управление. Экипаж запросил повторный вход. Подоспевший командир другого Ан-12 напомнил экипажу, что шасси можно выпустить и механизировать с помощью крана аварийной системы. Гидравлическая жидкость АМГ – это тот же керосин, загущенный метилметакрилатом. Переключая и работая рукояткой насоса, Ан-12 может использовать керосин, перекачиваемый из топливной системы самолета. Это то, что сделал экипаж. В результате шасси выдвинули и закрыли люк, но механизация к выпуску оказалась непригодной. На третьем заходе экипаж сообщил о готовности к посадке.

Два командира и диспетчер не были уверены в правильности работы передней стойки шасси и тормозов и пришли к выводу, что необходима посадка на заснеженную грунтовую взлетно-посадочную полосу.

Е: 80 средний.
Д: Идите до 500-й полосы, полоса перед вами.
Б: Мы наблюдаем.
Д: Переулок 343. Остановитесь на грунтовой дороге.
Э: 343, остановился. Мы останавливаемся.
Д: Остановитесь и откройте люк. К вам идет аварийно-спасательная команда.

Самолет врезался в снежный барьер в конце взлетно-посадочной полосы. Полет окончен. Грузовой эскорт корабля погиб в результате катастрофы. Один из пилотов позже скончался в больнице из-за баротравмы. Остальные члены экипажа уволились из полетов по состоянию здоровья.

Материал исследования постоянно хранится под заголовком «DSP». Как сказал спецофицер: "Мы вознаградим невиновных и накажем виновных. Исходя из того, что никто не получил премии, понятно, что они откопали что-то кроме микротрещин в гидроцилиндре.

этому делу до сих пор посвящено несколько статей. Многие предположили, что экипаж был пьян. Восемь часов утра? Им следует посидеть и подышать парами керосина в течение нескольких часов, а затем их допросят об их здоровье и соответствующем поведении. Помощник в таком состоянии отчаянно борется с рулевым механизмом автопилота (50-60кг).

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Аэропорт Полет Самолета Авиация Призрак Инцидент Пилота СССРА Катастрофа Длинная История Негативная 19

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Командир… упадем же, что ты делаешь?" Самолёт-призрак над Уфой.