Несколько слов о советском самолете Ан-12. Обычно новенькие Ан-12 передавались с завода в ВВС СССР для выполнения своего реального назначения: перевозки военных грузов, десантной техники и десантников. После 15-20 лет службы в армии их приняли на вооружение как новую технику, те же Ил-76 передали гражданской авиации для перевозки грузов в народном хозяйстве.
Военный Ан-12
Ан-12, о котором мы сегодня говорим, покинул Воронежский авиазавод в 1963 году и 16 лет летал в Псковском военно-транспортном авиационном полку. После окончания военной службы его перевели в Якутское управление гражданской авиации, чтобы «жить гражданской жизнью». Для эффективного использования в народном хозяйстве этот Ан-12 был модифицирован в вариант Ан-12БП, с увеличенным запасом топлива и установкой дополнительных подземных топливных баков. Все дело в увеличении времени и дальности полета.
4 октября 1988 года самолет совершил рейс с 15,5 тысячами килограммов груза по маршруту Тикси-Батагай-Якутск. На борту находились 6 человек. Отправление из Тикси в 20:50 по местному времени. Принимая решение о взлете, капитан не учел, что радиооборудование Патагая допускало заход на посадку по приборам и только одну схему посадки. С другого противоположного курса, где решение о взлете подходит только для приземления, заход на посадку разрешен и является только визуальным. При этом как фактическая, так и прогнозируемая погода не отвечала минимальным требованиям, предъявляемым к визуальным методам. Другими словами, решение лететь нарушило все применимые правила.
В 22:40 экипаж начал снижение в аэропорт Батагай. Пилоты не доложили диспетчеру о том, что собираются зайти на взлетно-посадочную полосу по приборам, но взлетно-посадочная полоса не была оборудована для такого захода на посадку. Между тем, диспетчеры разрешили посадку на основании неясных формулировок в инструкции по эксплуатации полета в аэропорту Батагай.
Деревня Батагай. Фото: Данил Сигидин / Служба новостей ОАО «РАО Энергетические системы Востока
Во время снижения диспетчер не проследил за самолетом по пеленгатору и, вопреки инструкциям, не указал пилоту пеленг.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
При этом из-за неоптимального угла установки антенны РЛС в аэропорту Батагай непрерывное радиолокационное наблюдение за Ан-12 не может осуществляться по выбранному плану. Другими словами, диспетчер не может наблюдать за положением самолета с помощью локатора.При снижении экипаж явно отклонился от курса захода на посадку. Но при этом он передал диспетчерам ложные данные о своем местонахождении. Экипаж не ознакомился с картой захода на посадку и подготовки к приземлению и поэтому не выполнил ее. Экипаж сообщил диспетчеру, что достиг высоты 500 метров и приступил к выполнению предпосадочного маневра по прямой. Фактически самолет летел на высоте 700 метров под прямым углом к траектории приземления, что не обеспечивало безопасного выхода из взлетно-посадочной полосы.
В 22:58 диспетчер определил положение самолета: 40 градусов. Это указывало на то, что Ан-12 находился вне маршрута захода на посадку и не смог приземлиться в аэропорту. Однако диспетчер не смог сообщить экипажу пеленг и не предпринял никаких мер по предотвращению нарушения схемы захода на посадку.
В 22:59 прозвучал сигнал бортового радиовысотомера, свидетельствовавший о том, что самолет находился в опасной близости от земли. Но экипаж нарушил руководство по летной эксплуатации, не позволив самолету сразу подняться на высоту. Затем командир полностью отключил сигнализацию.
В 23:00 в 25 километрах от аэропорта Батагай Ан-12 врезался в гору на высоте 537 метров, полностью разрушился и частично сгорел. Относительно целым осталось только хвостовое оперение. Все шесть членов экипажа погибли.
на месте катастрофы
на месте катастрофы
Комиссия установила, что причиной крушения Ан-12 стали ошибки экипажа и диспетчера. Поэтому командир нарушил правила и решил ночью подойти к самолету по визуальному курсу. Затем экипаж намеренно отклонился от установленной схемы захода на посадку, отправив диспетчеру ошибочное сообщение, в результате чего самолет превысил установленные пределы.
Когда срабатывает сигнал тревоги о приближении горной опасности к земле, дрон не переходит в режим набора высоты, и сигнал тревоги отключается. Диспетчер санкционировал снижение и заход на посадку на горном аэродроме в ночное время в режиме визуального захода на посадку, без непрерывного радиолокационного контроля и без определения положения самолета. Свою роль сыграли и ошибки при подготовке полетных инструкций в аэропорту Батагай.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Наземная мина] Гражданская Авиация Аэропорт Авиация Полет Самолет СССР Ран-12 Пилот Катастрофа Авиакатастрофа Якутия Длинная Почта 5Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Решение принималось в нарушение всех действующих правил" Крушение Ан-12 в Батагае.