История таинственной смуглой незнакомки

Нет, эта история не будет о девочке, конечно, она будет о комарах! Чтобы вы не обиделись, я сгенерировал несколько картинок.

Так, в начале 2010-х годов на реке в Белгородской области собрали образцы донных организмов и очень удивились - ведь дно почти всей прибрежной территории было заселено личинками комаров-колокольчиков (по-простому). - красный червь), но личинки совсем не обычные. Головы у них черные, они крупнее в группе, а на восьмом сегменте брюшка есть горб (попа, ха-ха). А река эта не слишком обычная. Здесь постоянный поток родниковой воды, поэтому даже в жаркую погоду температура не поднимется выше 8 градусов, а в 10 километрах раскинулся горно-обогатительный комбинат в реке Что грунтовые воды.

Куколки тоже бросаются в глаза – они все черные. Любой, кто знаком с этой группой Танитарсини, поймет, что здесь происходит что-то странное. Этот вид не распознается традиционными определителями в России и сопредельных регионах. Почесав некоторое время в затылке, я решил обратиться к опытным специалистам и отвезти этих незнакомцев к специалисту по кольцевым комарам, хотя он и не был специалистом конкретно по этой группе. Но я думаю, что таких людей в России вообще нет. Их можно пересчитать по пальцам одной руки во всем мире. Виды внутри этой группы безжалостно перемешиваются, регулярно пересматриваются, но ясного понимания до сих пор не остается. Изучив принесенный материал, эксперт долго колебался и наконец пришел к выводу: Krenopsectra acuta. У незнакомцев есть имена.

Поэтому она сохраняла это имя в течение нескольких лет и появлялась в отчетах как Krenopsectra acuta. Это европейский вид, характерный для холодных горных вод. Поэтому, хотя и неясно, как он сюда попал, кажется логичным, что холодные источники, где наш вид редко обитает, были для нее привлекательными. Здесь количество особей на квадратный метр достигает десятков тысяч, а биомасса – сотен граммов.

Через некоторое время после знакомства с этой незнакомкой (это было в 2017 году) я решил узнать о ней побольше и узнал, что она описана по единственному экземпляру, но сделано это ведущим специалистом и с соблюдением всех правил. В литературе этот вид упоминается редко. Тогда возникла идея еще раз описать вид более подробно, упомянув особенности ареала – благо материала хватило. Я начал изучать материалы и делать эскизы. Но так как я потерял их при переезде, пожалуйста, сохраните страницы в руководстве.

Но когда я добрался до куколок, все встало на свои места: у них в последней части отсутствовала щетинка. Чертова грива. Но куколок в экземпляре всегда очень мало, и щетинки могут опадать, поэтому понятно, что нам нужны не личинки, а взрослая особь. Кажется, можно пойти на реку и поймать их сетью, когда они в бегах (с августа по сентябрь), но я не знаю, как они выглядят во взрослом возрасте. Что ж, тем не менее, я мог бы предположить, что эти маленькие черные комары могут быть Krenopsectra acuta, но предположить это невозможно. Тогда было решено вырастить взрослых комаров из личинок и куколок. Для этого их аккуратно собрали, принесли с собой бутылку с водой из реки в родном городе и привезли в лабораторию. Затем их приходится помещать в контейнеры, прежде чем они умрут от недостатка кислорода. Обычно для этой цели используют чашки Петри с коническими крышками из сетчатого материала. Комар вылупляется и приземляется на ткань, которую затем можно осторожно поднять. Но мне этот вариант не нравится, потому что такую ​​конструкцию лучше не передвигать и даже случайно не трогать, а у меня в лаборатории мало места. Поэтому я купила баночки для тестов, вырезала в крышках отверстия и набила внутрь марлю. Я налил воду из реки в десятки таких баночек и поместил в каждую банку по несколько личинок и куколок. Вылупилось немного — около десяти: многие погибли, что довольно частое явление.

это банки

Дальше – хуже. Для качественной идентификации этого вида необходимы самцы, но выращивают и немало самок. К счастью.

Обратите внимание: Если пассажиру стало плохо. Действия пилота. История из жизни.

Самцов было несколько, и мне наконец удалось рассмотреть их гениталии, чтобы сравнить с нарисованными на ключе.

Получить ключ тоже непросто: этот вид включен только в гигантский Всеарктический ключ хирономид за рубежом и не встречается даже в крупных библиотеках. Но, к счастью, они поделились со мной необходимыми страницами. Что я увидел? Не она! Это не Кренопсектра острая! Всего вазелина в мире не хватит, чтобы спустить эту сову на землю.

После того как я выразила свою обеспокоенность своему руководителю, дело о незнакомке оставалось замороженным еще несколько лет, пока она не обратилась к специалистам Дальневосточного отделения РАН. Там они могли идентифицировать комаров по их хромосомам. Не путем прямого генетического анализа, а путем изучения особых политенных хромосом — гигантских конденсированных форм хромосом, которые легко увидеть в обычный микроскоп. У комаров они есть в слюнных железах. У разных видов комаров разные генетические «люки», поэтому их можно не только идентифицировать с большой точностью (фактически, используя паспорта), но и отслеживать микроэволюционные сдвиги или гибридизацию.

Пример политенной хромосомы отсюда

Мы собрали и отправили им материалы, и через некоторое время пришел долгожданный ответ. Это радиальная микропсектра. На самом деле никакого откровения или чуда не произошло. Экологически этот вид очень близок к предыдущему. Это также типичная особенность европейских горных озер. И холодная вода. Но есть небольшое отличие: в отличие от Кренопсектры она хорошо известна и регулярно регистрируется. Более того, она была известна гораздо раньше, просто под другим названием: Lauterbornia coracina.

Действительно, ее среда обитания весной остается загадкой. Пока мой инструктор готовил статью с описанием незнакомца, я посетил курс повышения квалификации, на котором кратко затронули вопросы моделирования среды обитания. Я сразу о ней подумал! Поскольку он обитал в Европе и здесь, можно смоделировать места, где он все еще может существовать, и даже маршруты расселения.

Конечно, оказывается, все не так просто. Выбранная для моделирования программа Maxent использует карты с градиентами различных параметров в формате .jtif (они, кстати, есть здесь). Обычно используется весьма специфический набор карт с общепринятыми климатическими параметрами, косвенно связанными с водой, в которой обитают личинки. Я пробовал искать подобные карты водоёмов (в высоком разрешении и охватывающие весь земной шар), но особого успеха не добился. Хотя я, наверное, тупой лосось. Но мы также можем использовать то, что имеем. Следующая задача — найти все упоминания об этом виде в литературе и точное описание координат или хотя бы местоположения. К моему удивлению, этого незнакомца нашли по всей Палеарктике (грубо говоря, Евразия находится выше экватора). Его видели в Скандинавии, на Урале, в монгольских озерах, на Дальнем Востоке и даже в Непале, но только в определенных местах и ​​не в сплошных масштабах. Но самое странное было то, что встреча была зарегистрирована на о. Ньюфаундленд. Это Неарктика (Северная Америка), хотя раньше считалось, что вид существует только в Палеарктике. Еще раньше – оно было чисто европейским.

Это зона моделирования

Все указывает на то, что наши чужаки спокойно путешествуют по миру, выдавая себя за неопознанный вид и прячась в родниках и глубоких озерах. Согласно модели, он может располагаться на озере Онтарио, Аляске и в горах Британской Колумбии.

Многие из них были найдены в польских горных озерах, возможно, откуда они и попали в Белгородскую область. Поэтому будет очень интересно исследовать источники Украины. Но эта история произойдет совсем в другую эпоху.

[Моя] Биология Насекомые Комары Водная биология Длинная статья 11

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: История таинственной смуглой незнакомки.