Японские эскортные и вспомогательные авианосцы Второй мировой: история и итоги

Эскортный авианосец "Кайо"

Эскортный авианосец "Кайо" (ранее пассажирский лайнер "Аргентина Мару") был реквизирован в декабре 1941 года и после года службы транспортом переоборудован в авианосец по проекту, схожему с "Тайо". Корабль отличался заменой дизельной установки на паротурбинную, взятую с эсминца.

Тактико-технические характеристики:
Водоизмещение: стандартное — 13 600 т, полное — 17 300 т.
Размерения: длина 159,6 м, ширина 23,5 м, осадка 8,3 м.
Энергетическая установка: 4 котла, 2 турбины, 52 000 л.с.
Скорость: 23,8 узла.
Вооружение: 4х2 127-мм орудия, 8х3 25-мм автоматов (позднее увеличено до 44 стволов), 2-4 120-мм ракетные установки.
Авиагруппа: 24 самолета (18 истребителей A6M5 "Зеро", 6 пикирующих бомбардировщиков D3A "Вэл").
Экипаж: 829 человек.

Корабль использовался для перевозки самолетов и сопровождения конвоев на Филиппины и Марианские острова. В 1945 году получил повреждения от авиации США, подорвался на мине и был окончательно выведен из строя британскими палубными самолетами. Списан 28 июля 1945 года и разобран в 1946 году.

Эскортный авианосец "Синъё"

"Синъё" был переоборудован из немецкого пассажирского лайнера "Шарнхорст", купленного Японией в декабре 1942 года. После битвы за Мидуэй его решили превратить в авианосец.

Тактико-технические характеристики:
Водоизмещение: стандартное — 17 500 т, полное — 20 916 т.
Размерения: длина 185 м, ширина 25,6 м, осадка 8,2 м.
Энергетическая установка: 4 котла, 2 турбогенератора, 26 000 л.с.
Скорость: 21 узел. Дальность плавания: 8000 миль (18 узлов).
Вооружение: 4х2 127-мм орудия, 10х3 25-мм автоматов.
Авиагруппа: 30-33 самолета (9 истребителей A6M5, 18-21 торпедоносец B5N "Кейт").
Экипаж: 834-942 человека.

Конструкция была типичной для японских эскортных авианосцев: одноэтажный ангар, легкая полетная палуба, минимальная защита. Особенностью стало сохранение оригинальной турбоэлектрической установки лайнера. Корабль сопровождал конвои и перевозил самолеты. 17 ноября 1944 года был потоплен четырьмя торпедами американской подводной лодки USS "Queenfish", погибло 1130 человек.

Легкие авианосцы типа "Титосэ"

Корабли "Титосэ" и "Тиёда" изначально были построены как гидроавианосцы (1938 г.), но после потерь при Мидуэе в 1942 году их переоборудовали в легкие авианосцы. Проект изначально предусматривал такую возможность.

ВМС Титосэ, Сасебо, 31 августа 1943 г

Тиёда, Япония.

Тактико-технические характеристики (после переоборудования):
Водоизмещение: стандартное — 11 190 т, полное — 15 300 т.
Размерения: длина 185,9 м, ширина 23 м, осадка 7,5 м.
Энергетическая установка: 4 котла, 2 ТЗА + 2 дизеля, 44 000+12 800 л.с.
Скорость: 23 узла. Дальность плавания: 11 810 миль (18 узлов).
Бронирование: палуба 25-70 мм.
Вооружение: 4х2 127-мм орудия, 10х3 25-мм автоматов.
Авиагруппа: 30 самолетов (6 A6M5, 15 A6M2, 9 B5N).
Экипаж: 785 человек.

Особенностью стала комбинированная дизель-турбинная установка и две дымовые трубы по бортам. Оба корабля погибли 25 октября 1944 года в сражении у мыса Энганьо: "Титосэ" от авиабомб, "Тиёда" — от авиабомб и огня американских крейсеров.

Армейские десантные авианосцы

Японская армия также создала свои "авианосцы" — десантные корабли с полетными палубами для взлета самолетов. Они не входили в состав флота и имели ограниченные возможности.

В сентябре 1945 года "Акицу Мару" затонул в порту Иокогамы.

Тип "Акицу Мару" ("Акицу Мару", "Нигицу Мару"):
Водоизмещение: стандартное — 11 800 т.
Размерения: длина 152,1 м, ширина 23 м, осадка 7,9 м.
Скорость: 21 узел.
Вооружение: 2 75-мм орудия, 10 полевых орудий, 20 десантных катеров.
Авиагруппа: до 20 самолетов (армейские Ki-76 и автожиры Ka-1).

Эти корабли, переоборудованные из пассажирских лайнеров, могли только запускать самолеты, которые затем садились на суше. Они вошли в историю как первые носители винтокрылых машин — автожиров Каяба Ка-1, использовавшихся для противолодочного патрулирования (без особых успехов). Оба были потоплены американскими подлодками в 1944 году.

Винтокрылая машина Каяба Ка-1

"Кумано Мару" — более совершенный армейский десантный авианосец, построенный на базе грузового судна. Имел ангар для 37 самолетов и 13 десантных катеров. В боевых действиях не участвовал, после войны был разобран.

Итоги и оценка программы

К началу войны Япония имела 13 авианосцев. За время войны было достроено или переоборудовано еще 16 кораблей различных классов, включая эскортные авианосцы и армейские десантные корабли.

Общий итог их боевого применения оказался неутешительным. Эти корабли, построенные в спешке и часто на базе гражданских судов, не смогли оказать существенного влияния на ход войны. Они практически не нанесли ущерба кораблям или базам противника, а сами оказались крайне уязвимы для атак палубной авиации и подводных лодок. Все значимые победы японского флота были одержаны довоенными авианосцами. Ресурсы, затраченные на постройку этих кораблей, в итоге оказались растрачены впустую.

вот и все!

Получил это здесь

Военная техника Военная история Корабли Оружие и техника Длинная история Японии 8

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия. 3 часть.