Эта заключительная часть цикла статей посвящена ключевому оружию, которое принесло японскому флоту множество побед и славы — 610-мм кислородной торпеде Тип 93.

610-мм торпедный аппарат на эсминце «Сирануи». Справа — система быстрой загрузки торпед.
Рождение «Лонг Лэнса»
Наряду с истребителем «Зеро», одним из японских «супероружий», шокировавших США и Великобританию в начале войны на Тихом океане, стала торпеда Тип 93, официально именовавшаяся «61-см торпедный аппарат модель 93». Американский историк Сэмюэль Моррисон дал ей прозвище «Лонг Лэнс» (Длинное Копье), которое прочно вошло в мировую историографию.

Хорошо видна носовая надстройка IJN Takao, корабельные четырехтрубные 610-мм ТА и торпеды Тип 93.
Технологический прорыв: кислород вместо воздуха
История создания этой торпеды — это история преодоления предрассудков и решения сложнейших инженерных задач. Большинство флотов мира использовало парогазовые торпеды, где в качестве окислителя применялся сжатый воздух. Главный недостаток — большая часть объема торпеды отводилась под баллоны с воздухом, что ограничивало дальность, скорость и мощность боевой части.
Использование чистого кислорода сулило колоссальные преимущества: большая эффективность сгорания топлива позволяла радикально увеличить все тактико-технические характеристики. Однако кислород — коварный союзник. Он резко снижает температуру воспламенения многих материалов, что чревато пожарами и взрывами. Именно с этой проблемой столкнулись и в итоге отказались от экспериментов инженеры США, Великобритании и Италии в 1920-х годах. Японцы также свернули работы после серии инцидентов.


Компоновка корабельных торпед моделей 21 дюйм (533 мм) Mark 15 (США, 1935 г.) и 61 см. 93 (Япония, 1935 г.):
1. Боевая часть. 2. Резервуар с окислителем. 3. Резервуар для пресной воды. 4. Топливный бак. 5. Технический отсек. 6. Приводное устройство рулей. 7. Пропеллер. Наглядно видна разница в габаритах и, соответственно, в массе боевой части.
Японское упорство: решение «нерешаемой» проблемы
В 1927 году японская делегация во главе с инженером Сидзуо Охянаги посетила Великобританию. По одной из версий, японцы получили намек или сами догадались, что британцы все еще тайно экспериментируют с кислородными торпедами. Эта информация вдохнула новую жизнь в заброшенный проект.
С 1928 года в арсенале Курэ закипела работа. Японские инженеры не изобретали велосипед заново, а дорабатывали классический парогазовый двигатель Уайтхеда. Они вели методичную борьбу с «дьяволом в деталях»: тщательно полировали внутренние поверхности труб и арматуры, исключали резкие изгибы в магистралях, разработали безопасную процедуру запуска (сначала на сжатом воздухе, с постепенным переходом на кислород) и специальные технологии промывки и герметизации систем.

Внутреннее устройство торпеды Тип 93 выглядит как сложный живой организм.
1. Мотогондола торпеды. Слева — баллон сжатого воздуха для запуска, справа — паровая машина. 2. Учебный макет камеры сгорания/газогенератора. 3. Двухцилиндровая паровая машина Уайтхеда.
На эту кропотливую работу ушло более четырех лет. Лишь в 1933 году был создан первый стабильно работающий прототип на чистом кислороде. После испытаний и доводок, 28 ноября 1935 года, торпеда Тип 93 была официально принята на вооружение.
Подавляющее превосходство
Новая торпеда превосходила аналоги всех потенциальных противников по всем параметрам: дальности, скорости, мощности боевой части и скрытности (кислородные торпеды почти не оставляли заметного пузырькового следа). Это оружие кардинально изменило тактику японского флота. Теперь торпеды можно было применять не только в ночных ближних боях, но и в дневных эскадренных сражениях на дистанциях, сопоставимых с дальностью стрельбы орудий крейсеров.

Сравнительные характеристики торпед ведущих флотов накануне войны. Тип 93 не имел равных.
Японское командование, строящее свою стратегию вокруг концепции «решающего генерального сражения», разработало новую тактику «энкёри онмицу хася» — «дальней скрытой атаки». Планировалось обрушить на противника массированный залп из 120-200 торпед с запредельной дистанции, ошеломив его и нанеся сокрушительный урон еще до сближения.
Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.
Секретность как оружие
Японцы прекрасно понимали, что успех их новой тактики напрямую зависит от незнания противника о возможностях торпед. Поэтому информация о кислородном двигателе была засекречена с невероятной тщательностью. В документах кислород обозначался как «Воздух №2». После учебных стрельб все выпущенные торпеды в обязательном порядке подбирались, чтобы ни одна не попала в чужие руки. Японцам удавалось десятилетиями скрывать даже калибр своих основных торпед (610 мм), выдавая их за 533-мм. Западные справочники, включая авторитетный «Джейнс», вплоть до 1942 года указывали неверные данные.

Торпеда Тип 93, выставленная на обозрение в штабе ВМС США в Вашингтоне уже во время войны.
Парадоксально, но союзники получали информацию о японском «вундерваффе». В апреле 1940 года военно-морской атташе США в Японии капитан 2 ранга Генри Смит-Хаттон получил от своего информатора точные данные о 25-дюймовых кислородных торпедах. Однако в Управлении военно-морской разведки США этим сведениям не поверили, сочтя технически невозможными для «отсталых азиатов». Доклад был положен под сукно.
Боевое применение и «Великий торпедный скандал»
В первых же боях на Тихом океане торпеда Тип 93 продемонстрировала свою ужасающую эффективность. В сражениях за Голландскую Ост-Индию и особенно в ходе ожесточенных ночных боев у Гуадалканала в 1942 году японские крейсера и эсминцы, используя свои «длинные копья», нанесли флотам союзников тяжелейшие потери. Были потоплены и тяжело повреждены десятки кораблей, включая тяжелые крейсеры.

Тяжелый крейсер USS New Orleans, лишившийся носовой части в результате попадания японской торпеды у Гуадалканала осенью 1942 года.
Успехи японцев усугублялись катастрофическими проблемами с американскими торпедами Mark 14/15. Выяснилось, что они зачастую шли глубже заданного уровня, а их магнитные и контактные взрыватели отказывали. Пока японские моряки пользовались надежным и смертоносным оружием, американские подводники и эсминцы рисковали жизнями, имея в руках, по сути, «болванки». Разразившийся «Великий торпедный скандал» был полностью разрешен лишь к концу 1943 года.
Лишь в апреле 1943 года, через три года после доклада Смит-Хаттона, в отчете американской разведки впервые появилось упоминание о 24-дюймовых торпедах на японских кораблях, но об их реальных возможностях союзники все еще не догадывались.
Обратная сторона медали
Справедливости ради стоит отметить, что мощь «Лонг Лэнса» была палкой о двух концах. Кислородные баллоны и готовые к бою торпеды в аппаратах превращали корабли в плавучие мишени. При попадании авиабомб или снарядов они детонировали с чудовищной силой, что, как считается, стало причиной гибели многих японских крейсеров и эсминцев. В этом свете решение американского командования снять торпедные аппараты со своих крейсеров уже не кажется таким нелогичным.
Торпеда Тип 93, или «Лонг Лэнс», осталась в истории как одно из самых эффективных и технологически продвинутых корабельных вооружений Второй мировой войны, символ японского военно-морского могущества на начальном этапе войны и яркий пример того, как инженерная мысль, подкрепленная упорством, может создать оружие, на годы опередившее свое время.
военная техника военная история корабль эсминец вооружение длинный столб Япония 2
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Эсминцы Японии. Часть восьмая. Японское «Вундерваффе».