В разгар Второй мировой войны, когда авиационная техника стремительно усложнялась, возникла серьёзная проблема: пилоты в стрессовых ситуациях часто путали рычаги управления. Например, вместо уборки шасси они могли по ошибке убрать закрылки, что приводило к катастрофическим последствиям и многочисленным авариям.

Гениальное решение Альфонса Чапаниса
После череды инцидентов с бомбардировщиками B-17, вызванных именно такими ошибками, американский специалист по промышленному дизайну Альфонс Чапанис предложил элегантное и простое решение — «кодирование формы». Его идея заключалась в том, чтобы придать органам управления узнаваемую, интуитивно понятную форму. Так, рычаг управления шасси стал напоминать по форме маленькое колесо, а рычаг для закрылков приобрёл характерную аэродинамическую форму, похожую на профиль самого закрылка.

Принцип, который работает до сих пор
Эта, казалось бы, незначительная конструктивная особенность оказалась невероятно эффективной. Она позволила пилотам на ощупь, не отвлекаясь от пилотирования в критических условиях, мгновенно идентифицировать нужный рычаг. Таким образом, простая идея кодирования формы помогла резко сократить количество аварий по человеческой ошибке. Этот принцип, рождённый в военные годы, доказал свою гениальность и был взят на вооружение на десятилетия вперёд. Сегодня элементы кодирования формы — неотъемлемая часть эргономики кабин современных самолётов, продолжая обеспечивать безопасность полётов.
Изобретение Технологии Авиации с Длинным Столбом 54
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Всё гениальное просто.