Эсминцы Японии. Часть пятая. В тени старших братьев

Статья скучная, но игнорировать небольшие эсминцы второго класса нельзя.

Хотя мы рассмотрели все корабли класса «Морской эсминец» Императорского флота Японии периода Второй мировой войны, было бы ошибкой не акцентировать внимание на кораблях класса «Эсминец II класса» (Destroyer). Они составляли значительную часть японской судостроительной программы того времени, облегчая некоторые задачи братьев «старших братьев», и их служба временами была столь же (если не более) напряженной.

Линия развития японских эсминцев среднего класса (фактически эсминцев) со времен Первой мировой войны шла параллельно линии развития «больших» эсминцев. Причём, как и в Германии, это были именно эсминцы, то есть корабли, используемые для торпедных атак, а не полностью самостоятельно разработанные фрегаты.

IJN Киджи (класс больших птиц), будущее «Осторожно», 1937 г

Ходили разговоры о кораблях типа Моми и Вакатаке, которые представляют собой «уменьшенные» версии Минекадзе. Корабль типа «Вакатаке» стал последним кораблем японского флота, официально обозначенным как эсминец второго класса — все торпедные корабли этого класса с тех пор именуются эсминцами.
«Заменой» эсминцев типа «Фубуки» стали четыре эсминца типа «Чидори» (однотипные корабли, «печально известные» своими катастрофами, также известные как класс «Томоцуру»), находившиеся в строю с 1933 по 1934 год. Они имели крайне малое водоизмещение (535 тонн) и содержали 127-мм орудие в башне (одну в носовой части и две в кормовой) и два двухствольных ТА, пусть и всего 533-мм. Менее мощный автомобиль, мощностью всего 11 000 лошадиных сил. Разрешено только 30 узлов. Эти корабли оказались слишком лёгкими, с большим верхним весом и малой остойчивостью. После того, как «Томокаку» 12 марта 1934 года перевернулся в шторме, хотя и не затонул, японцы начали срочно восстанавливать свои эсминцы и эсминцы.
Поэтому следующая партия эсминцев класса Big Bird (8 кораблей), вошедших в строй в 1936-1937 годах, уже имела орудия, установленные на щитовых установках, а не в закрытых башнях, и все эти орудия были более старой 120/45-мм артиллерией. При этом водоизмещение увеличили до 840 тонн, а для сохранения прежней скорости мощность силового агрегата пришлось увеличить до 19 000 лошадиных сил. Торпедное вооружение также было сокращено и теперь представляет собой трехтрубный 533-мм торпедный аппарат, но с закрытой колонкой управления.
После этого строительство эсминцев японского флота было приостановлено на несколько лет, но возобновилось только во время войны. С 1943 по 1945 год была построена большая серия фрегатов типа «Мацу» (18 кораблей). Эти корабли представляли собой упрощенную и удешевленную конструкцию и больше не использовались для действий эскадр, поэтому их скорость была снижена до 28 узлов, мощность - 19 000 л.с., а стандартное водоизмещение - солидные 1260 тонн. Корабли несут три новые универсальные пушки калибра 127/40 мм (одна и две полузакрытые), мощную МЗА (24 ствола калибра 25 мм) и четырехствольный торпедный аппарат калибра 610 мм.
Дальнейшим развитием этой серии является корабль оранжевой формы, отличающийся только формой надстройки и кормы, а водоизмещение увеличилось на 30 тонн. Первоначально планировалось построить более ста кораблей, но в итоге было построено 23 и только 14 вступили в строй до конца войны.

Тип Чидори.

IJN Чидори, сразу после постройки, до реконструкции, 11.1933 г

Водоизмещение стандартное — 535 тонн, полное — 737 тонн.
длина 82 м (79 м/л). Ширина 7,4 м. Осадка 2,5 м.
Состав: 2 котла Кампон, 2 ТЗА.
Мощность и скорость: 11 000 л.с., 30 узлов. Запас топлива: 150 тонн.
Дальность плавания 9000 миль (10 узлов).
артиллерия: три 127-мм (1х2, 1х1), один 40-мм пулемет.
торпеды: четыре 533-мм (2х2).
Экипаж 113 человек.

Первый японский эсминец водоизмещением 600 тонн, построенный в соответствии с требованиями Лондонского военно-морского соглашения. Для программы 1931 года было заказано четыре самолета (№№ 1-4) и, как и все японские проекты того времени, они обеспечивали максимальную огневую мощь при минимально возможных размерах. Вооружение первоначально состояло из трех спаренных и одиночных 127-мм орудий 50 калибра (таких же, как «Уихару»), одного 40-мм пулемета «Виккерс» и двух спаренных 610-мм торпедных аппаратов.
Эти эсминцы выглядят очень мощными и существенно превосходят французские и итальянские проекты, разработанные по условиям того же договора. По вооружению и оснащению он даже сравним с некоторыми эсминцами. Но оказывается, что проблема верхнего веса действительно неразрешима. На вооружение и оборудование приходится 22,7% водоизмещения, а ширина и осадка минимальны! Возмездие скоро наступит.

Через три недели после поступления на службу «Томоцуру» участвовал в учениях в районе Сасебо. 12 марта 1934 года при отработке ночной торпедной атаки на крейсер «Рюта», шедший на скорости 14 узлов в бурном море, эсминец перевернулся (погибло шесть офицеров и 91 матрос), но все же сумел подняться на воду воду в поднятом положении. Вскоре его обнаружил однотипный «Тидори», а подоспевший крейсер отбуксировал его в Сасебо. На следующий день «Юзанг» вернулся в нормальное положение и пришвартовался. Эта катастрофа является прямым следствием проблем со стабильностью. Строительство оставшихся Манадзуру и Хацукари было немедленно приостановлено.
Необходимы срочные меры по приведению эсминцев по-настоящему боеспособными и мореходными. С августа по декабрь 1936 года они были полностью перестроены на верфи Майдзуру. 127-мм артустановка и кормовой торпедный аппарат были сняты. Корабли были перевооружены тремя 120-мм орудиями 40 калибра, установленными на единой экранированной установке. Их место заняли две пушки, третья заменила кормовой торпедный аппарат, а вес орудия сократился более чем на 60 тонн. Неэффективный британский «Пом-Пом» был заменен 7,7-мм пулеметом (причем не более эффективным). Высота моста была уменьшена – срезан один уровень. После модернизации стандартное водоизмещение увеличилось с 535 тонн до 600 тонн, полное — с 737 тонн до 815 тонн (добавлено 98 тонн балласта), а скорость снизилась до 28 узлов. После завершения всех работ стабильность была удовлетворительной. В ходе войны кормовое орудие убрали, усилили зенитное вооружение и добавили 10 25-мм пулеметов. Количество глубинных бомб увеличилось до 48. Некоторые эксперты считают, что эти эсминцы являются наиболее эффективными противолодочными кораблями Японии.
Все четыре корабля входят в состав 21-й дивизии 1-го эсминского флота. После активной службы в китайских водах к началу Второй мировой войны они вошли в состав Второй базовой группы Третьего флота, выполняя функции преимущественно противолодочных кораблей. Однако в декабре 1941 года, базируясь на Формозе, они сообщили о вторжении на север Филиппин. Наибольшим успехом стал «Тидори», переименованный в «Хантер 18». 16 февраля 1943 года он потопил американскую подводную лодку «Амберджек» недалеко от Рабаула. Но в декабре 1944 года он сам был торпедирован и потоплен авианосцем USS Tailfish в 90 милях от Йокосуки. 1 марта 1945 года «Манадзуру» погиб в результате атаки авианосца 58-й оперативной группы у берегов Окинавы. В том же месяце по той же причине в Восточно-Китайском море был атакован авианосец «Томоцуру». HMS Chu Shou был захвачен в Гонконге и отправлен на слом после войны.

Тип крупной птицы.

Перевал Жихэ на реке Янцзы, 1938 год

Водоизмещение стандартное — 840 тонн, полное — 1040 тонн.
длина 88,5 м (86,8 м/л). Ширина 8,18 м, осадка 2,76 м.
Состав: 2 котла Кампон, 2 ТЗА.
Мощность и скорость: 19 000 л.с., 30,5 узлов.
Дальность: 4000 миль (14 узлов). Запас топлива 150 тонн.
артиллерия: три 120-мм (3х1), один 40-мм пулемета.
торпеды: три 533-мм (1х3).
Экипаж 113 человек.

На этом типе удалось уйти от ошибок, допущенных при проектировании типа «Чидори/Томодзуру», поэтому изначально было сокращено вооружение и изменена конструкция надстройки. Для дальнейшего повышения устойчивости была увеличена ширина, а также увеличены водоизмещение и осадка. Проектная скорость была увеличена за счет увеличения мощности силовой установки (на 72%). Вооружение такое же, как и на «Томохе» после модификации.
№5-20 были заказаны по программе 1934 года, но от 8 из 16 запланированных единиц отказались в пользу подводной охоты. Все корабли прошли модернизацию, аналогичную модернизации класса «Томокаку». На некоторых установлен радар.
Эти эсминцы относятся к 1-й дивизии (дивизия «Отори», дивизия «Касаги», дивизия «Нисиро», дивизия «Хаябуса») и 11-й дивизии (дивизия «Кису», дивизия «Хато», дивизия «Сагаси», дивизия «Керри»). 1-я дивизия была приписана к району гарнизона Хайнаня, а 11-я дивизия входила в состав Третьего экспедиционного флота в Китайском море. Использовался в основном для сопровождения; половина кораблей была потеряна в результате атак подводных лодок противника, три - в результате атак с воздуха, и только один «Киги» выжил.
Первой потерей стал «Касаги», торпедированный авианосцем «Блю Фин» в море Флорес. В июне 1944 года TF 58 потопил Big Bird в 180 милях к северо-западу от Сайпана. Два эсминца были потоплены самолетами TF 38: «Хаябуса» в 110 милях к юго-западу от Манилы в сентябре и «Хато» в Южно-Китайском море недалеко от Гонконга в октябре. В ноябре 1944 года два эсминца были торпедированы американской подводной лодкой «Ганнелл» — «Херон» западнее Лусона и «Хивадори» у среднего мыса Тулан. В июле 1945 года «Кари» был торпедирован авианосцем «Байя» недалеко от Макассара.
Остались только киджи, захваченные в Сурабае в Голландской Ост-Индии. Передан Советскому Союзу в качестве репараций. 19 июля 1947 года он поднял советский военно-морской флаг и был переименован в «Заботу», но вскоре был выведен из состава флота, переклассифицирован в корабль-мишень ЦЛ-27 и сдан на слом в 1957 году.

Тип Мазу.

IJN Моми (уровень сосны), 04.09.1944


Водоизмещение стандартное — 1262 тонны, полное — 1530 тонн.
длина 100 м (98 м/л). Ширина 9,35 м, осадка 3,3 м.
Состав: 2 котла Кампон, 2 ТЗА.
Мощность и скорость: 19 000 л.с., 27,8 узла.
Дальность плавания 4680 миль (16 узлов).
артиллерийские: три 127-мм (1х2,1х1), двадцать четыре 25-мм (4х3, 12х1).
торпеды: четыре 610-мм (1х4).
Противолодочное вооружение: 36 глубинных бомб.
Экипаж 211 человек.

Тяжелые потери, понесенные в ходе ожесточенных боев на Соломоновых островах, заставили японский морской генеральный штаб пересмотреть политику кораблестроения в отношении эсминцев. Целью было обеспечить им хорошую живучесть (хотя живучесть японских кораблей была очень плохой). Также необходимы более совершенные системы ПВО и торпедное вооружение. Отличные эсминцы класса «Тан Юнь» требуют слишком много времени при постройке, а у МГШ такого времени нет. Скорость строительства теперь считается решающим фактором.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Для достижения этой цели были использованы все возможные средства. Широко применяется электросварка. Впервые на японском эсминце силовая установка была построена по эшелонному принципу с чередованием машинного отделения и котельного отделения (левая турбина занимала носовое машинное отделение). Обычно такое расположение требует увеличения длины, но сейчас установлено только два котла. Однако мощность упала более чем на 60% — до 19 000 л.с., в результате чего скорость упала до 28 узлов. Однако, поскольку эти корабли используются в основном на второстепенных направлениях и в прибрежных водах, особой роли они уже не играют и для использования в составе флота не предназначены.
класс «Мацу» представляет собой новое направление в развитии японских эсминцев. Впервые с момента появления «специальных» кораблей они не оснащены закрытыми двухместными башнями, оснащенными 127-мм орудиями. На смену ей пришла 127-мм пушка Тип 89 (длина ствола 40 калибров), которая больше подходит для зенитной огневой мощи и выпускается в одиночной и двойной установках. Они стреляют теми же снарядами, что и стандартные орудия эсминца, но с меньшей начальной скоростью — 708 м/с. При максимальном угле возвышения 90° высота может достигать 9300 метров. Эти агрегаты имеют электрогидравлический привод. Сдвоенные агрегаты на корме были открытыми, а агрегат в носовой части имел ограждение, хотя некоторые позже были оснащены кольцевыми ограждениями.
Поскольку было признано, что торпедное вооружение весьма эффективно в ближнем бою, планировалось оснастить корабли шестиствольными 533-мм торпедными установками, но этот план не был реализован и вместо него была установлена ​​штатная четырехствольная 610-мм торпедная установка. Запасных торпед не было. Легкое зенитное вооружение включает четыре тройных 25-мм пулемета, расположенных в носовой части, в корме и на миделе корабля, и двенадцать одиночных пулеметов. Были установлены РЛС Тип 13 и Тип 22.
В 1942 году по программе «М» было заказано 29 кораблей (номера 5481-5509), но постройка последних 11 кораблей была отменена до начала постройки и вместо них был заказан улучшенный корабль. Следует отметить, что основная задача, стоявшая перед японцами, заключалась в сокращении сроков сдачи его флоту на 5-9 месяцев с момента закладки; Информации о модернизации нет, хотя не исключено, что менялось только зенитное вооружение. «Така» и некоторые другие корабли были переоборудованы в поворотные авианосцы (каждый корабль нес по 1 пилотируемой торпеде, с кормовой аппарелью для запуска).
Поскольку основные силы — «Мацу» — вступили в строй лишь в апреле 1944 года, корабли этого класса не участвовали в кровопролитном бою на Соломоновых островах, но с осени этого года направляются на Филиппины. Первой жертвой стал сам Мацу, раненый сначала самолетом оперативной группы 58, а затем потопленными артиллерийским огнем эсминцами USS DD-651 Cogswell, DD-652 Ingersoll и DD-653 Knapp (класса Fletcher.
Когда американские войска начали высадку в Ормоке, Лейте, Макки, Кири, Сан, Суги, Мэй и Чжу поддержали японские войска. В ходе этой операции 3 декабря Санвабу был отправлен для поддержки сил генерала Ямаситы и был атакован военными авианосцами USS DD-692 «Аллен М. Самнер», DD-693 «Моале» и DD-эсминцем USS Cooper 695 (класс «Аллен М. Самнер») и американским авианосцем самолеты базирования в заливе Ормок. Огонь американской артиллерии заставил Куву спрыгнуть на скалы. Однако одна из торпед Таке попала в DD-695 Cooper, в результате чего он сломался пополам и затонул, что привело к многочисленным жертвам. Пока американцы спасали выживших, японскому кораблю удалось уйти. Этот бой небольшого эсминца с превосходящими силами противника (тремя новейшими эсминцами) в ночном бою стал окончательной победой японского флота во Второй мировой войне.
7 декабря «Мэй» и «Суги» были повреждены авиацией в заливе Ормок (второй также был поврежден авиацией в Такао, Формоза, в январе). 9 декабря «Маки» был торпедирован американской подводной лодкой USS Plaice во время плавания к югу от Нагасаки в Восточно-Китайском море и получил серьезные повреждения. Как оказалось, Момо повезло гораздо больше. 15 декабря он был потоплен подводной лодкой ВМС США USS Eaglebill к юго-западу от мыса Болинао на острове Лусон.
Хиноки и Моми оставались на Филиппинах до января 1945 года, когда американцы завершили освобождение Лусона. В бою под Манилой с американским эсминцем USS DD-662 Bennion и двумя австралийскими тральщиками «Мауми» был поврежден и потоплен «Эвенджером» оперативной группы 77. Двумя днями позже финальную битву в филиппинских водах вел один Хиноки. В Манильском заливе против американских эсминцев DD-570 Charles Osborne, DD-630 Bryan, DD-414 Russell и DD-373 Shaw. Ее торпеды не поразили цель, и незадолго до полуночи она была потоплена численно превосходящей артиллерией противника.
Последняя неудачная попытка совершить набег на филиппинские воды была предпринята на Рождество, когда Кая, Суджи и Кэсси покинули Индокитай, но были быстро отозваны. Хуже всего то, что в конце января «Мэй» был потоплен бомбардировщиками B-25 и истребителями P-38 14-й воздушной армии США к югу от Тайваня.
Когда силы США начали оказывать прямое давление на метрополию, оборона Японии сосредоточилась на защите Иводзимы и Окинавы. К февралю 1945 года все корабли класса «Мацу» были построены, но только 11 из них все еще находились в строю. «Маки» и «Кири» были повреждены USS Plaice (торпеда не взорвалась, но носовая часть эсминца все же была оторвана) и самолетом соответственно «Каси» также был поврежден самолетом в Такао 21 января, а «Каэде» был поврежден самолет 31 января. В тот же день он был ранен самолетом на юго-западе Тайваня. Домашние воды относительно спокойны, и единственной потерей стало то, что Сакура подорвалась на авиационной магнитной мине в порту Осаки.
После перемирия оставшиеся корабли были разделены между державами-победительницами. Великобритания и США разобрали захваченные корабли после непродолжительного периода испытаний. «Кая» и «Кири» достались по наследству Советскому Союзу и вошли в состав Тихоокеанского флота в июле 1947 года под названиями «Волиос» и «Возрождение». Они не имели вооружения и в 1949 году стали кораблями-мишенями ЦЛ-23 и ЦЛ-25. Первую разобрали в 1959 году, а вторую два года назад переоборудовали в плавмастерскую ПМ-65. Он был заброшен до 1969 года. Только Китай ввел в действующий флот два корабля. Суги был переименован в «Хуйян», а Каэде — в «Хэнъянь». В 1949 году оба Тайваня были оккупированы Гоминьданом.

Японская сосна


Оранжевый тип

Тачибана и сосны в гавани

Стандартное водоизмещение 1289 тонн.
длина 100 м (98 м/л). Ширина 9,35 м, осадка 3,37 м.
Механизм: 2 котла Кампон, 2 Т3А.
Мощность и скорость: 19 000 л.с., 27,8 узла.
Дальность плавания 4680 миль (16 узлов).
артиллерийские: три 127-мм (1х2,1х1), двадцать четыре 25-мм (4х3, 12х1).
торпеды: четыре 610-мм (1х4).
Противолодочное вооружение: 60 глубинных бомб.

Этот проект представляет собой упрощенную модификацию типа «Мацу» с уменьшением количества изогнутых профилей и упрощением конструкции моста и мачт. Они в основном изготовлены из мягкой стали и примерно на 50 тонн тяжелее своих предшественников. По Специальной программе «М» 1942 г. (№ 5510-5522) и программе 1943-44 гг было заказано 33 корабля. (№ 4801-4820), но строительство последней десятки было отменено, а корабли, предусмотренные программой 1944-45 гг., заказаны не были. Строительство последних восьми кораблей программы «М» также прекратилось в 1942 году, поскольку все усилия были сосредоточены на строительстве сверхмалых подводных лодок и пилотируемых торпед. Эти корабли прошли модернизацию, аналогичную классам «Мацу.

Восстановленный Вакаба был переоборудован в 1958 году двумя 76-мм автоматическими универсальными артиллерийскими установками (такими же, как у USS Des Moines), системами залпового огня Hedgehog, 4 бомбометами и 2 бомбосбрасывателями. Водоизмещение 1250/1560 тонн, скорость 25 узлов, экипаж 175 человек.
Эти корабли появились слишком поздно, чтобы они могли принять активное участие в боевых действиях. Затем из-за нехватки топлива их заперли на базе, где их постигла печальная участь стать объектом ударов американской авиации.
22 июня 1945 года «Наир» был поврежден американским бомбардировщиком В-29 в Куре, а через два дня здесь же был поврежден «Каба» в Осуке. Самолет был поврежден поврежден и ремонт не может быть завершен. 5 июня «Сийи» подорвался на мине в проливе Бунго и получил серьезные повреждения. «Ориндж» был потоплен в Хакодате 14 июля во время атаки 38-й оперативной группы США на побережье Японии и Наси – 28 июля в районе Куре. 26 июня Эноки был убит на мине в своем фургоне в Обаме, префектура Фукуи. Недостроенный Яэсакура был разрушен в результате очередного воздушного налета 38-й оперативной группы 18 июля.
Однако большинство кораблей пережили войну. После службы под контролем оккупационных войск (после снятия вооружения и небольших доработок корабли использовались для перевозки репатриантов) были переданы союзникам. Великобритания и США немедленно уничтожили полученные корабли, а полученные Китаем «Цута» и «Чумей» были переименованы в «Хуаянь» и «Синъянь». Оба мужчины были доставлены на Тайвань в 1949 году, их местонахождение неизвестно.
Хацуко (названа в честь Сусуки) и Шии отправились в Советский Союз и сменили имена на «Ветреный» и «Вольный». Хотя изначально их планировалось перевооружить, в итоге в состав флота они так и не были введены. В 1949 году они были переклассифицированы в корабли-мишени ЦЛ-26 и ЦЛ-24 и сданы на слом в 1959 году.

На одном из кораблей сериала происходит поистине уникальный инцидент. Погибший во время войны «Наси» был воскрешён и отремонтирован в 1955 году (десять лет спустя!) и поступил на вооружение новых Сил самообороны Японии 31 мая 1956 года под именем Вакаба (DE-261) (косвенно говоря о Качество сборки корпуса). Он использовался как учебный корабль, а затем как корабль для испытаний электронного оборудования, пока не был списан в начале 1970-х годов.

Будущий военный корабль США «Винд», как корабль сфотографирован 27 августа 1945 года, во время перевозки японских пилотов на военный корабль США «Миссури», чтобы обеспечить проход через Токийский залив и подписать акт о капитуляции Японии.

Ну, теперь все кончено. Корабль закончился! ;-) Далее мы обсудим, почему японские эсминцы можно считать лучшими в мире эсминцами своего поколения (вдруг.

Взял здесь

Военная техника Военная история Корабли Эсминцы Вооружение Длинный пост Япония 3

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Эсминцы Японии. Часть пятая. В тени старших братьев.