Глядя на многотонную громаду танка, даже не верится, что этот стальной колосс может запросто покрыться сеткой трещин и, если не рассыпаться, то изрядно потерять в прочности. А ведь это он ещё до поля боя не доехал! На заре танкостроения инженеры столкнулись с весьма неприятными особенностями танковой брони, которые приходилось преодолевать уже в условиях военного времени.
Сварка корпуса танка Т-34 в кантователеДобрый день, читатели и подписчики сайта #fon-kraft . Рад приветствовать всех, кто интересуется моделизмом, технологиями, их историей и развитием.
В одной из предыдущих статей я вам рассказал "Как варилась сталь". Признаться, я и сам был удивлён: надо же, создать броневую сталь оказалось не просто так. А уж создать из него годное изделие - и вовсе непосильная задача. А ведь внешне, казалось бы, всё так просто: только надо взять "тамиевский" клей, а не обычную "Звезду". Да только жизнь может здорово посмеиваться. И над моделистами тоже.
Танк - это просто! Танк - это сложно | Как создавался Т-34. Часть 1. БроняFon-Kraft11 февраляТак вот, сегодня мы с вами продолжим беседу, и поговорим о сборке танковых корпусов.
Кто не читал первую часть, напомню краткое содержание: в 1939-ом году группа советских металлургов участвовала в переговорах с коллективом НИИ сталелитейной корпорации Круппа. Цель переговоров: получение образцов немецкой корабельной броневой стали. В качестве технического задания были взяты, за основу, несколько сниженные технические условия на производство бронестали, по которым велось производство на отечественных заводах.
Германские металлурги, ознакомившись с требованиями, заявили: "По таким техническим условиям ни одна фирма в мире не может поставить броню из-за чрезмерно высо ких требований по противоснарядной стойкости".
Пришлось создавать свою сталь. Так и появилась советская броневая сталь 8С, из которой изготавливались советские танки.
Всем была хороша высокотвердая гомогенная бронесталь 8С, да только механическая обработка и сварка деталей из неё создали ещё тот геморрой. Правды ради скажу, что настолько твердая броня в период всей Второй мировой войны на танках применялась только в Советском Союзе.
В советское время было не принято говорить о дефектах, сопровождавших процесс изготовления легендарных "тридцать четвёрок". Нам не рассказывали о многочисленных трещинах, сопровождающих сварку корпусов и башен средних советских танков.
А вот тяжелые КВ и затем ИСы были лишены этого: более пластичная броня средней твердости гораздо легче переносила избыточные напряжения при сваривании деталей.
Инженеры «Броневого института» с начала 1942 года предложили комплекс мер по упрощению бронекорпусного производства и модернизации технологии сварки. Некоторые узлы вообще было решено не сваривать: к примеру, крепление задних и передних рам перевели на клёпку.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Во многом это было заимствование после тщательного изучения немецких бронемашин. В принципе, всё логично: металлическая деталь не лопнет вдоль сварочного шва, если её не сваривать. А, например, клепать.Лобовые и бортовые детали танка сваривались теперь, по требованию ЦНИИ-48, только аустенитными электродами, которые лучше приспособлены для трудносвариваемых сортов черного металла.
В общей сложности теперь до 10% (или более) всех электродов, расходуемых на бронемашину, были аустенитными. Если ориентироваться на данные, приведенные в книге Никиты Мельникова «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны», то на один Т-34-76 расходовали порядка 400 электродов, и 55 из них были аустенитные.
Среди требований к использованию подобных электродов был запрет на их работу при повышенных режимах токах – до 320А. Превышение этого показателя грозило высоким разогревом области шва с последующей деформацией при остывании и образованием трещин.
Почему в Германии не было автоматической сварки танковых корпусов? | История удивила даже меня самогоFon-Kraft4 февраляКак уже говорилось в статье, в Германии не использовалась автоматическая сварка. Это, безусловно, серьезно тормозило скорость работы немецкой танковой отрасли, но и в Советском Союзе со сварочными автоматами были некоторые проблемы. Наряду с несомненным высоким качеством сварочного шва автоматизация сварки потребовала высококачественных присадочных материалов и строго соблюдения технологии работы. Однако это было неизбежной платой внедрение революционного метода производства, оказавшего столь значительное влиянием на качество и скорость сборки танков.
Если основная электродная и присадочная проволока оказывалась чрезмерно загрязнена серой, углеродом и фосфором (либо, наоборот, в ней недоставало марганца или оксида марганца), это приводило к образованию трещин непосредственно в сварочном шве. Важно было тщательно подготовить свариваемые изделия под флюс. Требования были жесткие: детали должны быть правильных размеров, без нарушений допусков. В ином случае для сваривания деталь на стапеле приходились «натягивать», тем самым создавая серьезные внутренние напряжения. Да и простое несоблюдение силы и напряжение сварочного тока приводило к дефективности швов: пористости, ноздреватости и непроварам. Учитывая низкий уровень квалификации рабочих, допускаемых до сварочных автоматов, в возможность брака такого рода верится легко. Все высококвалифицированные сварщики были заняты в ручной сварке и не могли влиять на качество сварки "машин Патона". Хотя их привлекали для исправления дефектов сварочных автоматов.
Резкий рост производительность танковых заводов привел к 1943 году к одной неожиданной проблеме. Оказалось, что остальное производство не всегда успевало за танкостроением. Станки работали на износ, порой отсутствовали амперметры для контроля силы тока на автоматах, недоставало качественных сварочных электродов. Все это вызывало периодические «всплески» трещинообразования среди серийных Т-34.
... продолжение следует...
#промышленность ссср #технология металлов #довоенная промышленность #танковая броня #танки ссср #вторая мировая война #история #ссср и германия
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Танк - это просто! Танк - это сложно | Как создавался т-34. Часть 2. Сварить и не треснуть!.