Новость о передаче ВКС России отремонтированных и модернизированных истребителей МиГ-31 с нижегородского завода «Сокол» вызвала оживленную реакцию на Западе. Западные аналитики, такие как Питер Сучиу, Брэндон Вейхерт и Харрисон Касс, поспешили высказать свои, порой противоречивые, оценки. Их мнения заслуживают внимания, поскольку они формируют нарратив, который впоследствии может быть воспринят военно-политическими кругами. Хотя эти авторы не столь известны, как некоторые их коллеги, их суждения часто строятся на готовых ответах, а не на глубоких вопросах, что порождает спорные тезисы, требующие детального разбора.

1. Надежен ли «старичок» МиГ-31?
Действительно, МиГ-31 — самолет не новый, это первый истребитель четвертого поколения в советских, а затем и российских ВВС, стоящий на вооружении с 1981 года. Однако возраст самолета сам по себе не является показателем его неэффективности. Достаточно вспомнить американские F-16 (с 1978 г.), штурмовики А-10 (с 1977 г.) или стратегические бомбардировщики B-52, которые летают с 1955 года. Ключевой вопрос — это живучесть платформы и возможности ее глубокой модернизации для выполнения современных задач. Никто не сомневается в боеспособности А-10, а история с многолетними и безуспешными попытками заменить двигатели на B-52 лишь подтверждает: если конструкция надежна и обслуживаема, самолет может служить десятилетиями.
Особенно показательно сравнение в области двигателестроения. В то время как США столкнулись с потерей документации по старым двигателям (например, Pratt & Whitney J57), что делает их воспроизводство крайне сложным, ситуация в России иная. Двигатель Д-30Ф6 для МиГ-31 был создан в КБ «Авиадвигатель» под руководством Павла Соловьева, и при необходимости его производство может быть возобновлено на Пермском моторном заводе. Это демонстрирует принципиально разный подход к сохранению технологического суверенитета.
Интересен и двойной стандарт в восприятии: если старый самолет российский — это «устаревший хлам», а если американский — то «проверенная временем платформа с огромным потенциалом модернизации».
МиГ-31 Foxhound: Этот российский истребитель может развивать скорость 3,2 Маха (но может сломаться двигатель) — Харрисон Касс
Мечтать не вредно. Не мечтать — вредно.

2. Есть ли у МиГ-31 цели в современной войне?
Брэндон Вайхерт задается резонным, на первый взгляд, вопросом: зачем России перехватчик, если уже 30 лет нет высокоскоростных стратегических разведчиков, подобных SR-71 Blackbird? Он даже намекает на возможную коррупционную составляющую таких программ. Однако этот взгляд поверхностен. Отсутствие полетов разведчиков противника над территорией России во многом связано именно с наличием таких систем, как МиГ-31, а не наоборот. Это сдерживающий фактор.
Кроме того, роль самолета кардинально изменилась. Да, как перехватчик он применялся редко, но его уникальные характеристики — огромная скорость и потолок — нашли новое применение. МиГ-31 был адаптирован для использования в качестве носителя гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал» (модификация МиГ-31К). Это не «изобретение велосипеда», а рациональное использование уже существующей, идеально подходящей для этой задачи платформы. Зачем создавать что-то с нуля за сотни миллионов, если можно модернизировать проверенный самолет?
Также МиГ-31 остается грозным оружием против высотных целей, будь то разведывательные аэростаты или дроны. Американцы на собственном опыте (инцидент с китайским аэростатом) убедились, как сложно и дорого бороться с такими объектами. Российские же перехватчики могут эффективно и относительно дешево решать такие задачи, вплоть до применения авиационной пушки. Таким образом, самолет не ищет цели — он создает возможности и закрывает целые ниши потенциальных угроз.

3. Почему МиГ-31 до сих пор внушает уважение и опасения?
Причина проста: непревзойденные летные характеристики. Потолок в 21 000 метров и скорость до 3000 км/ч (около 2.8 Маха) — это то, чего нет больше ни у одного серийного боевого самолета в мире. Да, за это приходится платить высоким расходом топлива, но это плата за экстремальные возможности. Такая скорость критически важна в двух основных сценариях: для быстрого перехвата цели (как это было с украинским Су-27, не сумевшим уклониться от ракеты Р-37) и для стремительного выхода из зоны поражения.
Современная модернизация до уровня МиГ-31БМ превратила его из скоростного перехватчика в многофункциональную воздушную боевую систему. Он оснащен мощной РЛС «Заслон-М», способной обнаруживать цели на расстоянии до 320 км и сопровождать до десяти из них одновременно. Двигатели получили цифровую систему управления и плазменную систему зажигания. По сути, от оригинального самолета остался в основном планер и пушка, а вся «начинка» — современная. Это позволяет ему не только самостоятельно атаковать, но и работать в системе, выдавая целеуказание для других самолетов и наземных комплексов ПВО, что особенно важно для прикрытия огромных арктических пространств России.

Нетрадиционное применение: уроки Украины
Конфликт на Украине подтвердил гибкость платформы. МиГ-31, изначально создававшийся для перехвата, успешно применялся как истребитель для завоевания превосходства в воздухе и, что самое главное, как носитель гиперзвуковых ракет «Кинжал». Война заставила найти новые, подчас неожиданные, способы применения имеющейся техники, и МиГ-31 блестяще справился с этой ролью.
Это доказывает, что несколько десятилетий назад в СССР были заложены уникальные конструкторские решения, позволившие создать оружие «на вырост». МиГ-31 не устарел морально и обладает значительным модернизационным ресурсом. Главный вопрос на будущее — это ресурс планера, испытывающего колоссальные нагрузки на скоростях около 3 Маха. Рано или поздно может встать вопрос о возобновлении производства этих самолетов, и опыт возрождения производства Ту-160 в Казани дает надежду, что завод «Сокол» также справится с такой задачей при необходимости.
В конечном счете, история с дорогими игрушками пятого поколения (F-22, F-35, Су-57) повторяет логику танкостроения: когда начинается настоящая война на истощение, в бой идут проверенные, надежные и ремонтопригодные машины — F-15, F-16, Су-27, Т-72. МиГ-31 занимает свою уникальную нишу в этом ряду. Он способен противостоять любому реальному противнику в воздухе, в то время как «стелс-истребители» могут оставаться в ангарах из-за своей ценности и уязвимости.

Западные эксперты могут сколько угодно рассуждать о «чемодане без ручки», но для российских ВКС МиГ-31 — это «тяжелый лом», мощный, многофункциональный и технически сложный инструмент, не имеющий прямых аналогов в мире. Его ценность для системы обороны страны не вызывает сомнений, что и подтверждается продолжающейся программой глубокой модернизации.
Получил это здесь
Военная техника Политика Самолеты Истребители Ракетная техника Длинный пост 121Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Чемодан без ручки или все-таки лом?.