Если в Европе символом начала Второй мировой войны стали немецкие танки и самолёты, то для Тихоокеанского театра военных действий таким символом без сомнения стали японские авианосцы и их палубная авиация — знаменитые «Зеро», «Вэлс» и «Кейт».

Первые шаги: зарождение морской авиации
Интерес Японии к морской авиации проявился рано. Уже в 1910 году Генеральный штаб Императорского флота учредил «Комитет по исследованиям морской авиации». Вскоре японские офицеры отправились за границу для обучения — сначала во Францию, а затем в лётную школу Гленна Кертисса в США. Среди них был и будущий основатель авиастроительной компании, инженер-лейтенант Цукухира Накадзима. Первыми приобретёнными самолётами стали гидропланы «Морис Фарман» и «Глен Кертис». Знаковым событием стал полёт над строем кораблей в присутствии Императора 12 ноября 1912 года во время ежегодного смотра в Йокосуке.
Практическое применение началось с переоборудованного грузового судна «Вакамия Мару», которое могло нести два гидросамолёта. Этот импровизированный авианосец участвовал в осаде немецкой базы в Циндао в 1914 году. Хотя активное участие Японии в Первой мировой войне было недолгим, её наблюдатели внимательно следили за бурным развитием военных технологий у союзников, особенно за успехами британского флота в области морской авиации. Отчёт старшего лейтенанта Одзэки Такамаро, составленный после войны, бил тревогу о катастрофическом отставании Японии и настаивал на срочных мерах: закупке самолётов, организации лицензионного производства и, что особенно важно, развитии нового класса кораблей — авианосцев.
Первенец: авианосец «Хосё»
«Если не знаешь, что делать, просто сделай шаг вперёд». Этот принцип воплотился в создании «Хосё».

Авианосец «Хосё» на ходовых испытаниях, 30 ноября 1922 г.
Японский флот, активно перенимая зарубежный опыт, решил не медлить и сразу заложить специализированный авианосец. При участии британских специалистов в 1919 году на верфи в Иокогаме началось строительство «Хосё». Несмотря на то, что британский «Гермес» был заложен раньше, японский корабль был достроен и введён в строй первым в мире — 27 декабря 1922 года.
«Хосё» был относительно небольшим кораблём (около 10 000 тонн), но очень быстроходным (25 узлов). Его полётная палуба длиной 168 метров имела характерный наклон в носовой части для облегчения взлёта. Конструкторы пытались решить проблему дыма, сделав дымоходы поворотными. Интересно, что корабль начали строить, даже не имея на тот момент самолётов, способных на нём садиться! Эта авантюра оправдалась: к моменту ввода авианосца в строй компания Mitsubishi, только начавшая авиастроительную деятельность, уже разработала для него первые палубные истребители и разведчики. Первую посадку совершил британский лётчик-испытатель, а вскоре за ним последовал и японский пилот. «Хосё» стал уникальной летающей лабораторией, на которой отрабатывались тактика, техника пилотирования и системы обеспечения полётов, заложившие основу будущих успехов японской палубной авиации.

Авианосец «Хосё» в 1924 году.
Нежданный толчок: Вашингтонский договор
Парадоксально, но мощный импульс развитию авианосцев дал договор, призванный ограничить гонку военно-морских вооружений. Вашингтонское соглашение 1922 года серьёзно ограничило строительство линкоров, но разрешило переоборудовать несколько недостроенных кораблей в авианосцы. Для Японии, мечтавшей о «Флоте 8-8» из линкоров, это стало вынужденным, но судьбоносным поворотом. Договор установил квоты на тоннаж авианосцев, и Япония получила лимит в 81 000 тонн.
Гиганты из крейсеров: «Акаги» и «Кага»
В поисках решений японцы обратили взор на недостроенные линейные крейсеры.

«Акаги» на ходовых испытаниях. Главный калибр ещё не установлен.
Первоначально для перестройки были выбраны два крейсера типа «Амаги», но один из них был irreparably повреждён Великим землетрясением Канто 1923 года. Его место занял недостроенный линкор «Кага». Так появилась знаменитая пара: «Акаги» (названный в честь вулкана) и «Кага».
«Акаги», вступивший в строй в 1927 году, был настоящим гигантом (полное водоизмещение — 34 364 тонны) и мог развивать скорость до 32,5 узлов. Его самой необычной чертой стала трёхъярусная полётная палуба: две короткие взлётные палубы в носовой части на разных уровнях ангара и одна основная посадочная палуба сверху. Конструкторы полагали, что это позволит быстро поднимать в воздух разные типы самолётов и ускорит их обслуживание. Корабль нёс мощное артиллерийское вооружение, включая десять 200-мм орудий, что было типично для авианосцев того времени, которые ещё не полностью избавились от наследия артиллерийских кораблей.

«Акаги» в 1930 году. Хорошо видны многоуровневые палубы.
«Кага», достроенная в 1929 году, была немного меньше и значительно тихоходнее (27,5 узлов). Её конструкция во многом повторяла «Акаги», но имела и свои особенности, например, огромные горизонтальные дымоходы по бортам. Оба авианосца могли нести до 60 самолётов, что делало их на тот момент одними из самых мощных в мире.
Обратите внимание: Багрянник японский.

Современная цветная реконструкция внешнего вида «Акаги».
Уроки практики: масштабные модернизации
Судя по тому, что произошло в эксплуатации, революционная многоярусная концепция оказалась тупиковой. Быстрое развитие авиации привело к тому, что новые, более тяжёлые и скоростные самолёты просто не могли безопасно взлетать с коротких нижних палуб. Фактически работоспособной оставалась только верхняя палуба, длина которой была искусственно ограничена конструкцией.
Первой на масштабную модернизацию в 1934-35 годах встала «Кага». Работы были грандиозными: корабль получил новую силовую установку, удлинённый корпус и, самое главное, единую сплошную полётную палубу длиной 248,5 метра на всю длину корабля. Нижние взлётные палубы были ликвидированы, что позволило расширить ангары и увеличить авиагруппу до 90 самолётов. Было усилено зенитное вооружение, включая новые 127-мм орудия и 25-мм автоматы. Хотя десять 200-мм орудий главного калибра решили оставить (переместив их все в корму), «Кага» превратилась в современный ударный авианосец.

«Кага» в исходной конфигурации, 1930 год.

«Кага» в процессе постройки, 1928 год. Виден огромный бортовой дымоход.

«Кага» в первой половине 1930-х. Видна многоуровневая полётная палуба.

«Кага» после первой масштабной модернизации, 1936 год.
«Акаги» прошёл аналогичную модернизацию в 1935-38 годах. С него также сняли лишние палубы, сделав полётную палубу сплошной и самой длинной среди японских авианосцев (249 м). Часть «главного калибра» демонтировали, усилили ПВО. Хотя его скорость немного снизилась, авиагруппа выросла до 91 самолёта.

«Акаги» в мае 1941 года, уже в качестве флагмана Ударного авианосного соединения.
К началу 1940-х годов, пройдя через череду экспериментов, ошибок и глубоких модернизаций, Япония создала мощное авианосное соединение. «Акаги» стал флагманом Первого воздушного флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо. Вместе с «Кагой» и более новыми кораблями они составили ударное ядро, которое 7 декабря 1941 года обрушилось на Перл-Харбор, положив начало войне на Тихом океане и продемонстрировав миру, что авианосцы стали главной ударной силой флота.
Я взял это здесь + добавил несколько своих
Военная техника, военная история, корабль, эсминец, вооружение, длинная колонна, Япония 12Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Авианосцы Японии. Инструмент блицкрига по-японски.