Ту-144: история первого сверхзвукового пассажирского лайнера и причины его исчезновения

Закат сверхзвуковой эры пассажирской авиации

История сверхзвуковых пассажирских самолетов — это история технологического прорыва, который столкнулся с суровой экономической реальностью. Почему эти удивительные машины, способные летать быстрее звука, сегодня можно увидеть только в музеях?

В 1960-х годах началась настоящая гонка за создание первого сверхзвукового пассажирского лайнера. В 1962 году Великобритания и Франция объединили усилия в проекте «Конкорд». Узнав об этом, Советский Союз не мог остаться в стороне и запустил собственную амбициозную программу.

Разработка советского сверхзвукового самолета была поручена легендарному ОКБ Туполева, а серийное производство организовали на Воронежском авиационном заводе.

Рождение Ту-144: советский ответ Конкорду

Работы над первым прототипом стартовали в 1965 году. Уже 31 декабря 1968 года, опередив «Конкорд» на два месяца, опытный Ту-144 впервые поднялся в небо. Это был триумф советской авиационной мысли.

Скоростные рекорды не заставили себя ждать: 5 июня 1969 года на высоте 11 км самолет впервые превысил скорость звука. А 25 мая 1970 года он разогнался до впечатляющих 2150 км/ч на высоте более 16 километров.

Разные задачи — разные конструкции

Несмотря на внешнее сходство, «Конкорд» и Ту-144 создавались для разных условий. Европейский лайнер был рассчитан на трансатлантические перелеты над океаном. Советский же самолет проектировался для полетов над обширной территорией СССР.

Это ключевое отличие повлияло на конструкцию: чтобы сверхзвуковой ударной волной не беспокоить людей на земле, Ту-144 должен был летать на большей высоте. Такое решение повлекло за собой различия в весе, аэродинамике и, что особенно важно, в расходе топлива.

Трагедии и испытания

Путь Ту-144 был омрачен несколькими тяжелыми авариями. Самая страшная произошла 3 июня 1973 года на авиасалоне в Ле-Бурже, когда самолет разрушился в воздухе и упал на жилой район, унеся жизни 14 человек.

23 мая 1978 года во время испытаний из-за разрыва топливопровода загорелось топливо. Экипажу чудом удалось посадить горящую машину в подмосковном поле. Еще одно серьезное происшествие случилось 31 июля 1980 года, когда на высоте 16 км разрушился двигатель. Пилотам ценой невероятных усилий удалось вывести самолет из пике и благополучно приземлиться.

Короткая пассажирская карьера

Несмотря на трудности, программа продолжалась. Всего было построено 16 летных экземпляров. Настоящая пассажирская эксплуатация началась в 1977 году на маршруте Москва — Алма-Ата. Полет на скорости 2000 км/ч сокращал время в пути до 2 часов на дистанции 3200 км. За все время Ту-144 выполнил 55 коммерческих рейсов.

Обратите внимание: Пассажирский самолет из бомбардировщика? "Да легко!".

Экономика против технологий

Главной причиной отказа от сверхзвуковых пассажирских перевозок стала экономическая нецелесообразность. Колоссальный расход топлива, дорогостоящее техническое обслуживание и необходимость создания специальной инфраструктуры сделали билеты на такие рейсы неподъемными для большинства пассажиров. Эпоха сверхзвука в гражданской авиации закончилась, так и не начавшись по-настоящему.

Наследие Ту-144

Сегодня эти уникальные машины стали музейными экспонатами. Их можно увидеть в Монино, Казани, Ульяновске и Жуковском. Символично, что в Техническом музее Германии в Зинсхайме Ту-144 установлен рядом со своим вечным соперником — «Конкордом», как памятник ушедшей эпохе технологических амбиций.

Технические характеристики Ту-144

Экипаж: 3 человека.
Пассажировместимость: 120-140 человек.
Длина: 65,50 метров.
Высота: 10,50 метров.
Взлетная масса: 120 000 кг.
Максимальный взлетный вес: 180 000 кг.
Максимальная скорость: 2500 км/ч.
Практический потолок: 18 000 м.

Конкорд и Ту-144 в немецком городе Зинсхайм. Технологический музей.

История Ту-144 — это яркая, но короткая глава в летописи мировой авиации, напоминание о том, как смелые инженерные идеи иногда отступают перед законами экономики.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Первый сверхзвуковой пассажирский самолёт.