«Погребённый заживо», Испания, 2010
Дышим через раз: физиология страха
Тема преждевременного погребения издавна будоражит умы и становится источником глубокой тревоги. Многие, подобно Николаю Гоголю, испытывали почти патологический страх оказаться заживо похороненными. С научной точки зрения, шансы выжить в такой ситуации крайне призрачны. Чисто теоретически, кислорода в герметичном гробу хватит на 5-6 часов. Однако критически опасная концентрация углекислого газа, ведущая к необратимым последствиям, накапливается уже через полтора часа, даже если человек сохраняет относительное спокойствие и минимизирует дыхание. В состоянии паники и стресса, сопровождающего осознание ужасной участи, ресурсы организма истощаются за считанные минуты — не более пятнадцати, после чего наступает оцепенение и смерть.
Спасение вопреки логике
Именно в эту безрадостную реальность помещён герой фильма — американский водитель-контрактник Пол Конрой, оказавшийся в заложниках в Ираке. Его единственный шанс — не поддаться панике и с помощью подручных средств (зажигалки Zippo и телефона Blackberry) попытаться проломить крышку гроба и выбраться через слой земли. Однако с точки зрения реализма, активные действия, крики и даже работающая зажигалка, сжигающая драгоценный кислород, лишь приближают трагический финал. Если отбросить возможные мистические допущения, сюжет, основанный исключительно на попытке физического выживания в таких условиях, становится предсказуемым и сводится к простой дилемме: героя или откопают, или нет.
Кинематографический аскетизм: достоинство или недостаток?
Режиссёр Родриго Кортес осознанно идёт по пути максимального минимализма. Действие почти целиком разворачивается в темноте гроба, что ограничивает визуальную палитру и не даёт единственному актёру — Райану Рейнольдсу — в полной мере раскрыть эмоциональный диапазон. Развитие сюжета также сведено к минимуму. Можно утверждать, что такая форма — это смелый эксперимент, сосредоточенный на саспенсе и чистом нерве, без голливудской «глянцевой» обёртки. Однако для рядового зрителя этот эксперимент может показаться монотонным, подобно попытке насытиться консервами вместо изысканного блюда.
Попытки разнообразить повествование
Понимая риск однообразия, Кортес пытается ввести в историю дополнительные элементы. Это и луч надежды в виде обещания, что «Америка своих не бросает», и сатирические ноты, высмеивающие бюрократию спасательных служб, и трогательный, но безнадёжный разговор с больной матерью. Для заполнения хронометража даже появляется эпизод со змеёй, ставший своеобразной вставной новеллой. Логика поступков антагонистов (похитителей), однако, вызывает вопросы: зачем было организовывать столь сложную и непрактичную акцию с погребением, если можно было просто записать стандартное видео с требованиями из тюрьмы (зиндана)?
Итоги проката и признание
Фильм оказался кассово скромным, заработав около миллиона долларов в США, но был номинирован на премию MTV в категории «Лучший испуг». Несколько более успешным был прокат в Испании (где лента получила несколько национальных наград «Гойя») и в России. В итоге картина заняла свою нишу, став культовой находкой для ценителей напряжённого минималистичного кино на стриминговых платформах и специализированных сайтах.
Memento mori
#Кортес #Рейнольдс #Ирак #гроб #телефон
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Погребённый заживо.